Общее представление о экономической теории. Условия формирования предпринимательских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание

Целями данной работы является анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, исследование формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к
рыночным отношениям. Социально-экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает экономике гибкость, способствует привлечению финансовых и
производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольный потенциал; создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы и его аспекты……………………………............
1.1. История возникновения и сущность предпринимательства...........................5
1.2. Формы и виды предпринимательства………………………………………..11
1.3 Функции и роль предпринимательской деятельности………………………23
Глава 2. Общее представление о экономической теории. Условия
формирования предпринимательских отношений……………………….
2.1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории
в современном мире………………………………………………………..…26
2.2. Условия формирования предпринимательских отношений в
переходной экономике Казахстана…………………………………………..29
2.3. Современные формы предпринимательской деятельности в России……..35
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

производства  плюс проценты за пользование кредитом.

Результатом производственной деятельности предпринимателя  являются реализация продукции (работ, услуг) покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия. Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя.

Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у

предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию

продукции, но до выплаты налогов. Остаточная прибыль  определяется

вычитанием  из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой конечный итог деятельности

предпринимателя-производственника.

Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя определяют

показателям рентабельности. Он рассчитывается как  отношение остаточной

прибыли к полным издержкам производства. Так, например, если общая сумма

полных  издержек производства составила 40,0 млн., а чистая прибыль – 60млн.

тенге, то рентабельность будет равна 15% (6/40*100). Для западных

предпринимателей  такая рентабельность считалась  бы высокой, для отечественных минимальной. Очевидно, в данном случае имеет  значение и масштаб производства.

Одна  из форм технологических нововведений – венчурный бизнес характерен

для коммерциализации результатов научных исследований в наукоёмких и в первую очередь в высокотехнологических областях, где получение эффекта не

гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой

понимается  научно-техническая фирма, занятая  разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, то есть с рискованным вкладом капитала.

Малые предприятия играют важную роль в развитии инновационного

предпринимательства. В свою очередь венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе: высокая гибкость, динамизм и др.

Венчурное предпринимательство базируется на принципах разделения и

распределения риска. Оно позволяет авторам  идей, не имеющем в достаточном

объеме  собственных средств, реализовать  эти идеи.

Венчурный бизнес зародился и получил широкое  развитие в США. Любой малый инновационный бизнес испытывает ограниченность материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической базы и нуждается в эффективной поддержке со стороны государства. В США разработана и действует комплексная программа государственной помощи малому инновационному бизнесу. Она включает в себя прямое финансирование малых предприятий из федерального бюджета, систему контрактного финансирования этих предприятий министерствами и ведомствами, благоприятное налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний. В современных условиях в Казахстане имеются все необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего, это наличие динамично развивающегося рынка ценных бумаг. Далее – всё возрастающее проникновение зарубежных фирм на казахстанский рынок интеллектуальной собственности. Причем

это проникновение  носит не только характер прямой экспансии, но и форму

инвестирования  в отечественные инновационные  проекты. Одной из предпосылок является скрытая приватизация государственной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государственных предприятий и научно-исследовательских организаций переходят в малый инновационный бизнес. Если говорить о малом предпринимательстве, то его развитию у нас уделяют особое внимание органы исполнительной и законодательной власти, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе РК, ряде законодательных актов, программных документов по углублению экономических реформ. По данным Статистического

регистра  в республике на 1.07.2002г. было зарегистрировано 110,5 тысяч

предприятий малого бизнеса, что на 17,2% выше, чем  на 1.07.2001г. Основные действенные меры правительства связаны с реализацией Указа Президента Казахстана "О мерах по усилению государственной поддержки и

активизации развития малого предпринимательства" от 6 марта 1997г. В соответствии с данным указом: создан государственный институт поддержки МП (Департамент поддержки малого предпринимательства Министерства экономики и торговли Республики Казахстан): приняты законы "О государственной поддержке малого предпринимательства", "Об индивидуальном предпринимательстве", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства" и др. сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; образован Фонд развития малого предпринимательства; установлен минимальный размер кредитования субъектов малого предпринимательства всеми банками второго уровня (не менее 10% от основного долга кредитного портфеля банка).

Наконец, надо отметить определенный интерес, который проявляют казахстанские предприниматели к нововведениям, не требующих значительных инвестиций.

Всё это  свидетельствует о том, что венчурное  предпринимательство, находящееся в нашей стране лишь в самой начальной стадии, имеет значительную перспективу роста и может сыграть роль катализатора дальнейшего развития малого инновационного бизнеса.

     В коммерческом предпринимательстве  бизнесмен выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Прослеживается тесная взаимосвязь между бизнесом в сфере производства и в сфере обращения, обмена: произведенные товары надо обменивать на другие товары или деньги. Исторически бизнес в сфере ремесел немедленно порождал активность в

купеческом  деле. Так было много веков. Отметим, что активной стороной не всегда

выступало производство: зачастую именно коммерция, выявляя спрос на товары,

побуждает производственный бизнес к активности.

Полем деятельности коммерческого предпринимательства  служат товарные биржи и

торговые  организации. Товарная биржа – это  разновидность оптового

товарного рынка без предварительного осмотра  покупателем образцов и заранее

установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно

объединяются  коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых

операций  по совместно разработанным и  соблюдаемым правилам.

Цель  такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с её

помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные

цены.

Товарная  биржа – наиболее развитая форма  регулярно функционирующего оптового

рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.),

продающихся по стандартам. Подобные биржи много  лет действуют во всех

экономически  развитых странах. Классическими примерами служат такие

специализированные  товарные биржи, как Лондонская (цветные  металлы),

Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.

Помимо  проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на

товарных  биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых

фьючерсных  сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар

по цене, установленной в контракте, через  определенный срок после заключения

сделки.

Товарные  биржи выполняют следующие функции:

Ø  оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

Ø  упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и

разрешение  торговых споров;

Ø  сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии  производства и других

факторах, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми.

В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры – биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляется лишь фьючерсные сделки.

Основное  содержание коммерческого предпринимательства  составляют операции и сделки по купле- продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг.

Общая схема коммерческого предпринимательства в определённой мере аналогична схеме производственно - предпринимательской деятельности. Однако в отличие от

неё здесь  вместо материальных ресурсов приобретается  готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеет место получение готового продукта.

Прежде  чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг представляет собой систему организаций и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследование рынка; продвижение товаров по каналом обращения до конечного потребителя;

финансовое  обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции.

Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объёму продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа - товары, ещё не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; вторая группа – товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом.

Структура маркетинга наряду с оперативно- управленческой работой включает и такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, предвидение,

планирование (о котором говорилось выше), практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций. Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельствуют в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо проработать бизнес- план, в котором должны найти отражение программа действий по осуществлению сделки расчёт требуемых затрат и ожидаемых результатов.

    

В общем  виде программа любой коммерческой сделки включает:

a.   наем работников для выполнения  торгово- посреднических услуг  (закупки

товаров, его транспортировки, продажи, проведения рекламной работы,

оформления  необходимых документов);

b.  приобретение  или наем помещений, складов,  баз, торговых точек,

необходимых для хранения и реализации товара;

c.   закупку товара для последующей  его продажи;

d.  привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и

последующий возврат кредита и процентов  за пользование им.

e.   получение и оплату услуг сторонних  организаций и лиц, выполняющих

посреднические  функции;

f.    получение или приобретение необходимой информации, требуемой для

Информация о работе Общее представление о экономической теории. Условия формирования предпринимательских отношений