Общее представление о экономической теории. Условия формирования предпринимательских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание

Целями данной работы является анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, исследование формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к
рыночным отношениям. Социально-экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает экономике гибкость, способствует привлечению финансовых и
производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольный потенциал; создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы и его аспекты……………………………............
1.1. История возникновения и сущность предпринимательства...........................5
1.2. Формы и виды предпринимательства………………………………………..11
1.3 Функции и роль предпринимательской деятельности………………………23
Глава 2. Общее представление о экономической теории. Условия
формирования предпринимательских отношений……………………….
2.1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории
в современном мире………………………………………………………..…26
2.2. Условия формирования предпринимательских отношений в
переходной экономике Казахстана…………………………………………..29
2.3. Современные формы предпринимательской деятельности в России……..35
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)
>планирования, оформления и регулирования сделки;

g.   реализацию товаров покупателю  и получение выручки;

h.   регистрацию сделки, выплату налогов  и платежей республиканским и

муниципальным финансовым органам.

Все важнейшие  мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам и, где это возможно, предусматривается параллельно- последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес- план и укрупнённый координационный план действий. При крупных и продолжительных сделках, рекомендуется разработать план- график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.

Основным  полем деятельности финансового  предпринимательства 

являются  коммерческие банки и фондовые биржи. Что же представляют собой этиинституты рынка?

     Коммерческий банк – это финансово-  кредитное учреждение акционерного

типа, кредитующее  на платной основе преимущественно  коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчётные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница

между процентными ставками депозитных (привлечённых) и ссудных средств.

Операции  коммерческих банков делятся на три  группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно –посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).Особенность деятельности коммерческих банков в Казахстане состоит в том, что

они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого

характера, так как обязаны выплатить  своим кредиторам деньги в заранее

определённый  срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определёнными резервами. Другая особенность коммерческих банков в современном Казахстане заключается в том, что большинство из них не обладает возможностями предоставлять долгосрочные кредиты в значительных размерах, поскольку чаще всего не располагают необходимыми средствами. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. Между тем лавным источником доходов коммерческих банков экономически развитых стран

служат  долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость коммерческих банков

Казахстана, а иногда и их банкротство.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно

функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения.

Здесь проводятся так называемые котировки  ценных бумаг. Они состоят в

регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируется на световом табло биржи, и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности – своеобразных барометров экономической конъюнктуры.

За рубежом  сами фирмы и предприятия на бирже  не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. Число таких членов регулируется, а репутация их должна быть безупречной. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. долл., а число членов практически неизменно – 1469.

Вместе  с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого – образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными бумагами без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также увеличение объёма государственных облигаций в общей массе ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             

               1.3. Функции и роль предпринимательской деятельности

Современные экономисты практически отождествляют  понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела

На  сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя -- как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский  профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Ни  за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства , хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции -- так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

"Первая  волна", которая возникла еще  в XVIII в., была свя-зана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной си-туации, самостоятельность в выборе и принятии решений, на-личие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей эко-номической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно -- с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее  время в теоретических исследованиях  уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, -- "интракапитал".

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное на-личие свободы творчества, то подразделения целостных про-изводственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие и н т р а к а п и т а л а - капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Предпринимательство -- это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

 наемного  работника, продающего свою рабочую силу (то-карь на заводе, учитель в школе и т. д.);

 индивидуального  производителя ("свободный"  художник, живущий на доходы от  реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль  в качестве такси и живущий  на доходы от такой деятельности, и т. д.);

 государственного  или муниципального служащего;

 менеджера  (управляющий чужим предприятием);

 пенсионера (пассивная форма участия в  общественном производстве как  следствие прошлой активности);

 учащегося  или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

 безработного (как вынужденная форма неучастия  или приостановки участия в  общественном производстве);

 занятого  оборонно-охранной деятельностью  (армия, ми-лиция, госбезопасность);

 вовлеченного  в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.). Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей -- результатом мыслительной деятельно-сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента -- будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ-ством, качеством, внедрение новых методов организации про-изводства или новых технологий -- это тоже инновационные моменты.

Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо-действовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потреби-тель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партне-ры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Во взаи-моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима-тель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель вы-полняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как го-товность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела-ния, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя  выступает не-обходимость "завоевать' потребителя, создать круг собст-венных потребителей.  

               

Информация о работе Общее представление о экономической теории. Условия формирования предпринимательских отношений