Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 01:47, курсовая работа

Описание

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.
1.1 Понятие и роль государственного бюджета и бюджетной системы государства в условия рыночной экономики...................................стр. 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………..стр. 10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.
2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2009 годы...……..…..стр. 24
2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе…………………………………………………………………..стр. 30
2.3 Воздействие бюджетной политики на состояние экономики страны...………………..…………………………...……стр. 33
Заключение……………………………………………….…...……...….стр. 38
Список использованной литературы……..……………………….........стр. 40

Работа состоит из  1 файл

гос бюджет.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)

   1. начисления на заработную плату;

   2. канцелярские и хозяйственные  расходы;

   3. командировки и служебные разъезды;

   4. стипендии;

   5. расходы на питание;

   6. приобретение медикаментов и  перевязочных средств;

   7. приобретение оборудования и  инвентаря;

   8. приобретение мягкого инвентаря  и обмундирования;

   9. государственные капитальные вложения;

   10. капитальный ремонт;

   11. содержание сооружений благоустройства;

   12. геологоразведочные работы;

   13. проектирование;

   14. государственная дотация;

   15. операционные расходы;

   16. платежи по ссудам;

   17. возмещение разницы в ценах;

   18. прочие расходы.

     Последний признак классификации расходов - территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской  Федерации расходы бюджета подразделяются  на  расходы  федерального  бюджета,  расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

     Осуществление расходов бюджета  достигается  при  помощи  бюджетного финансирования - системы предоставления  денежных  средств предприятиям на   проведение   мероприятий, предусмотренных бюджетом.

     Важную  роль  в   организации   рациональной   системы   бюджетного финансирования играют принципы  финансирования:11

    1. получение максимального эффекта при минимуме  затрат;
  1. защищенность целевых бюджетных расходов   от  обесценения в условиях  высоких  темпов  инфляции;
  1. целевой характер  использования  бюджетных  ассигнований;
  2. предоставление  бюджетных  средств  в  меру  выполнения  производственных  и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных  ассигнований;
  3. безвозвратность бюджетных ассигнований.

      Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Даже при наличии дефицита бюджета он позволяет достичь баланса между суммарной величиной бюджетных поступлений и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Поэтому сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета.

      Сбалансированность  бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой  части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

     Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

     Сбалансированность  бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

  1. лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
  2. совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  3. построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  4. планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и обеспечивающих решение социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;
  5. жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат;
  6. использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований.

    В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

  1. введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  2. строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств;
    1. определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  1. использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  2. совершенствования системы бюджетного финансирования;
    1. мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов;
  1. последовательного проведения финансового контроля за целевым расходованием бюджетных средств;
  2. оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

      При несбалансированности доходов и  расходов бюджета возникают излишки  или недостатки, которые соответственно приводят к профициту или дефициту бюджета. В настоящее время бюджеты большинства стран мира являются дефицитным.

     Различают структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит - разность между текущими расходами государства и теми доходами государственного бюджета, которые имели бы место в условиях полной занятости при сложившейся системе налогообложения. Циклический дефицит бюджета - это дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений; это разность между фактическим и структурным дефицитом, то есть фактический дефицит отличается от дефицита при полной занятости на циклическую компоненту. Его появление связано с циклическим характером развития экономики, когда она не находится на уровне потенциального объема выпуска.

     Выделяют  следующие причины возникновения бюджетного дефицита:

  1. спад производства;
  2. структурные и технологические диспропорции в экономике;
  3. распыление инвестиций;
  4. истощение запасов доступных полезных ископаемых;
  5. нерациональная ресурсная и внешнеполитическая политика;
  6. рост оборота «теневого капитала»;
  7. увеличение расходов на социальные программы и финансирование ВПК;
  8. приписки; 
  9. хищения;
  10. непроизводительные расходы и т.п.

      Кроме того, на бюджетный дефицит влияет фаза цикла деловой активности. Так, например, чем выше деловая активность, тем быстрее и динамичнее развивается экономика, тем больше инвестиций и капиталов в нее вливается, что способствует уменьшению дефицита бюджета. С другой стороны, существует такая мера, как увеличение налоговой ставки для покрытия дефицита бюджета, но она ведет к спаду деловой активности.

     Крупные бюджетные дефициты и вызванный  ими государственный долг могут  привести к ряду серьезных проблем. Поэтому одной из важнейших макроэкономических задач Правительства является балансирование бюджета. В настоящее время существует три концепции регулирования бюджета:

  1. Бюджет, балансируемый на ежегодной основе. Основная проблема состоит в том, что ежегодно балансируемый бюджет не допускает проведения антициклической, стабилизирующей политики и способствует усилению циклических колебаний.
  2. Бюджет, балансируемый по итогам промышленного цикла. Слабым местом данной концепции является то, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности. В результате бюджетные излишки, появляющиеся в годы подъема, не покрывают дефицитов, возникающих при спаде.
  3. Концепция функциональных финансов. Главной целью федеральных финансов должна быть сбалансированность национальной экономики. Главная проблема – создание эффективного конкурентного рынка, который насытит потребительский рынок товарами, а население обеспечит доходами. В этих условиях будут высокие налоговые поступления, значительно увеличится доходная часть бюджета, и вопрос о проплате государственных расходов решится сам собой.12

      С другой стороны, ряд экономистов  считают, что государству нецелесообразно  ориентироваться в проведении экономической политики на ежегодное достижение сбалансированности бюджета, так как подобные действия способны усиливать конъюнктурные колебания деловой активности в экономике. Так, в случае спада деловой активности имеет место уменьшение поступлений в доходную часть бюджета. Если на фоне происходящего уменьшить расходы государства, то это существенно осложнит проблему выхода экономики из кризисного состояния. В случае, когда экономика приближается к состоянию «перегрева», не имеет смысла наращивать расходы государства, так как это может способствовать достижению состояния «перегрева» экономики. 13

      Выделяют инфляционное и неинфляционное финансирование бюджета. К инфляционному относят эмиссию денег государством, что приводит к увеличению денежной массы и обострению инфляционных процессов. Примером неинфляционного финансирования дефицита служит выпуск государственных облигаций. Покупатели  этих  облигаций  выступают  в роли кредиторов государства. Возможности неинфляционных займов относительно ограничены - большой дефицит бюджета государства невозможно покрыть за  счет займов, не  связанных  с  увеличением  платежных  средств,  обращающихся  в экономике.

      Исполнение  бюджетов начинается после их утверждения  в установленном порядке (для  федерального бюджета – подписания Президентом РФ). Федеральное казначейство Министерства финансов РФ обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета.

     Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

  1. перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  2. распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  3. возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  4. учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

      Исполнение  бюджетов по расходам предусматривает:

    1. составление и утверждение бюджетной росписи;
  1. утверждение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  1. утверждение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
    1. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
    1. подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

     Исполнение  федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

     Процедура финансирования состоит из следующих этапов:

  1. разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
  2. осуществление платежа.

     Финансирование  расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Все операции по доходам и расходам федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета. За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет.

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации