Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 01:47, курсовая работа
Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.
1.1 Понятие и роль государственного бюджета и бюджетной системы государства в условия рыночной экономики...................................стр. 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………..стр. 10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.
2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2009 годы...……..…..стр. 24
2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе…………………………………………………………………..стр. 30
2.3 Воздействие бюджетной политики на состояние экономики страны...………………..…………………………...……стр. 33
Заключение……………………………………………….…...……...….стр. 38
Список использованной литературы……..……………………….........стр. 40
Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов, а также финансирование мероприятий в суммах и в сроки, утвержденные бюджетом. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.
Финансовый год в РФ завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря необходимо оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
Для контроля исполнения бюджета Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату, которая участвует в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.
Ответственным
за составление отчета об исполнении
федерального бюджета является Министерство
финансов РФ.
Глава 2: Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.
2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2009 годы.
6 июля 2007 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Данный нормативный акт был одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию РФ при учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Основные характеристики бюджета на 2008 год, которые закладывались, исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 35000 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0% (декабрь 2008 года по отношению к декабрю 2007 года):
Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год были определены, исходя из прогнозируемого объема валового ВВП в размере 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5% (декабрь 2009 года по отношению к декабрю 2008 года):
Формализовано
структура доходов и расходов
бюджета РФ за 2008-2009 годы представлена
в таблице 1.
Таблица 1: «Структура доходов и расходов бюджета РФ за 2008-2009 годы»14
Показатели | 2008 год, млрд. руб. | Удельный вес, % | 2009 год, млрд. руб. | Удельный вес, % | Темп роста, % |
Доходы всего | 6673,20 | 100,0 | 7421,20 | 100,0 | 111,21 |
В том числе: | |||||
Ненефтегазовые | 4207,50 | 63,05 | 5035,40 | 67,85 | 119,68 |
Нефтегазовые | 2465,70 | 36,95 | 2385,80 | 32,15 | 96,75 |
В том числе: | |||||
Нефтегазовый трансферт | 2120,00 | 31,76 | 2093,00 | 28,20 | 98,73 |
Резервный фонд | 332,00 | 4,97 | 292,80 | 3,95 | 88,19 |
Фонд будущих поколений | 13,70 | 0,21 | - | - | - |
Расходы всего | 6500,30 | 100,0 | 7361,90 | 100,0 | 113,25 |
В том числе: | |||||
1) Процентные | 188,51 | 2,90 | 397,13 | 5,39 | 210,66 |
2) Непроцентные | 6311,79 | 97,10 | 6964,77 | 94,61 | 110,34 |
Из них: | |||||
а) Бюджетам других уровней | 937,01 | 14,41 | 926,26 | 12,58 | 98,85 |
б) Государственным внебюджетным фондам | 1326,17 | 20,40 | 1504,65 | 20,63 | 113,45 |
3) Условно-утвержденные | - | - | 184,00 | 2,50 | - |
Ненефтегазовый дефицит | 2292,80 | 35,27 | 2326,50 | 31,60 | 101,47 |
Нефтегазовый трансферт | 2120,00 | 32,61 | 2093,00 | 28,43 | 98,72 |
Источники финансирования дефицита: | 172,80 | 2,65 | 233,50 | 3,17 | 135,12 |
Привлечение | 547,07 | 8,41 | 569,34 | 7,73 | 104,07 |
Погашение | 374,27 | 5,75 | 335,84 | 4,67 | 89,73 |
Внешние источники финансирования дефицита: | 155,77 | 2,39 | 99,66 | 1,35 | 63,97 |
Привлечение | 37,46 | 0,57 | 28,18 | 0,38 | 75,23 |
Погашение | 193,23 | 2,97 | 127,84 | 1,73 | 66,15 |
Внутренние источники финансирования дефицита: | 328,57 | 5,06 | 333,16 | 5,78 | 101,39 |
Привлечение | 509,61 | 7,83 | 541,16 | 9,40 | 106,19 |
Погашение | 181,04 | 2,78 | 208,00 | 3,61 | 114,89 |
Государственный долг РФ: | 2911,17 | 44,74 | 3325,73 | 57,75 | 114,24 |
Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что федеральный бюджет за 2008 год исполнен по доходам в сумме 6673,2 млрд. рублей или 103,3% к утвержденным доходам; по расходам – 6500,30 млрд. рублей, или 97,7% к уточненной росписи. Таким образом, по предварительным оценкам, профицит бюджета предварительно составил 172,90 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета за январь - декабрь 2008 года, принесенные Федеральной налоговой службой составили 4 072,80 млрд. рублей, что составило 101,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год. Доходы Федеральной таможенной службы в бюджет составили 4 трлн. 684,32 млрд. рублей, что составляет 101,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год. Доходы в бюджет, принесенные Федеральным агентством по управлению государственным имуществом составили 79,15 млрд. рублей, или 134% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год. Другими федеральными органами было принесено доходов в бюджет за прошлый год в размере 421,8 млрд. рублей, или 149,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год.
По состоянию на 1 января 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 027,64 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния - 2 584,49 млрд. рублей.
Дополнительные доходы федерального бюджета в 2009 году составили 618 млрд. рублей, при этом нефтегазовые доходы бюджета составили 1,267 трлн. рублей, но снизились доходы от внешнеэкономической деятельности (на 346 млрд. рублей), а также бюджет потерял на курсовой разнице 371 млрд. рублей.15
Таким образом, доходы бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 выросли на 748,2 млрд. руб., расходы – на 861,6 млрд. руб., следовательно, профицит бюджета в 2009 году снизился по сравнению с 2008 годом на 113,4 млрд. руб. и составил 59,3 млрд. руб., вместо 172,9 млрд. руб. в 2008 году. При этом ненефтегазовые доходы выросли на 827,9 млрд. руб., а нефтегазовые – сократились на 79,9 млрд. руб., что произошло из-за значительного снижения стоимости барреля нефти.
Резервный фонд в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом на 39,2 млрд. руб., что в процентном отношении составило 11,8%.
Расходы госбюджета в 2009 году выросли по сравнению с 2008 годом на 861,6 млрд. руб., или на 13,25% и составили 7361,90 млрд. руб. вместо 6500,30 млрд. руб. в 2008 году.
Определенный
интерес представляет динамика госдолга
России.
Таблица 2: «Динамика внешнего государственного долга РФ за 2008-2009 года».16
Государственный долг Российской Федерации в 2008 году | Сумма, млрд. руб. | ||||
Дата | 01.01.08 | 01.04.08 | 01.07.08 | 01.10.08 | 01.01.09 |
Внешний долг Российской Федерации всего: | 463,9 | 483 | 534,5 | 540,8 | 479,4 |
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении | 183,7 | 183,7 | 197,4 | 184,4 | 161,3 |
В том числе: | |||||
Органы государственного управления | 37,4 | 36,9 | 34,7 | 32,6 | 29,5 |
Краткосрочные обязательства | 55,5 | 57,4 | 65,9 | 68,7 | 46,3 |
Прочие долговые обязательства | 3,6 | 4,1 | 4,1 | 4,2 | 4,4 |
Просроченная задолженность | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Долгосрочные обязательства | 168,7 | 168,2 | 176,8 | 162,7 | 145,5 |
Долговые ценные бумаги | 24,1 | 23,7 | 22,1 | 20,6 | 17,6 |
Ссуды и займы | 174 | 199,3 | 213,7 | 218 | 194,9 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 1,9 | 2,6 | 3,3 | 3,4 | 2,8 |
Наличная национальная валюта и депозиты | 1,9 | 2,6 | 3,3 | 3,4 | 2,8 |
Банки | 162,4 | 170 | 191,3 | 196,4 | 164,6 |
Долговые ценные бумаги | 2,5 | 2,4 | 2,0 | 1,9 | 1,5 |
Текущие счета и депозиты | 24,9 | 23,7 | 24,3 | 23,1 | 17,0 |
Долговые ценные бумаги | 1 | 0,8 | 0,7 | 0,4 | 0,1 |
Депозиты | 15,8 | 9,6 | 13,0 | 13,5 | 8,9 |
Прочие секторы | 235,3 | 246,1 | 272,5 | 275,7 | 249,9 |
Долговые ценные бумаги | 5,8 | 5 | 4,6 | 2,8 | 0,8 |
Внешний долг частного сектора | 280,2 | 299,3 | 337,1 | 356,5 | 318,1 |
Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации