Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия, поэтому проблема олигополии на современном рынке очень актуальна. Например, в США рынок первичного свинца поделен между четырьмя крупными производителями; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин поделен между пятью фирмами; 64% производства первичного алюминия и самолетостроения - между четырьмя компаниями. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находится в руках трех производителей, во Франции 100% сигарет и холодильников производятся тремя крупными фирмами.
Цель нашего анализа заключается в исследовании сущности и механизмов действия олигополии.
Введение ……………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы анализа олигополии………………………..5
§1. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка…..5
§2. Модели олигополии……………………………………………………..7
2.1. Модель О.Курно ……………..……………………………………7
2.2. Нескоординированная олигополия……………………………….8
2.3. Тайный сговор и картели (скоординированная олигополия)…..10
2.4. Игра по правилам. Лидерство в ценах…………………………...12
§3. Реклама при олигополии………………………………………………..14
§4. Последствия олигополии………………………………………………..16
Глава 2. Особенности олигополии Российского рынка…………………….. 20
§1. Основные олигополистические рынки…………………………………21
§2. Антимонопольное регулирование олигополии………………………..25
Заключение …………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………..30
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
«Ижевский
государственный технический
(ИжГТУ)
Факультет «МиМ»
Кафедра
«Экономическая теория»
Курсовая работа по экономической теории
на тему
«Олигополия. Модели олигополии»
Выполнил студент группы 3-70-1
Загребина А.В.
Научный руководитель д.э.н., доцент
Полищук Е.А.
Ижевск 2011
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы анализа олигополии………………………..5
§1. Понятие олигополии
и особенности
§2. Модели олигополии……………………………………………………
2.1. Модель О.Курно ……………..……………………………………7
2.2. Нескоординированная олигополия……………………………….8
2.3. Тайный
сговор и картели (
2.4. Игра по правилам. Лидерство в ценах…………………………...12
§3. Реклама при
олигополии………………………………………………..
§4. Последствия
олигополии………………………………………………..
Глава 2. Особенности олигополии Российского рынка…………………….. 20
§1. Основные олигополистические рынки…………………………………21
§2. Антимонопольное регулирование олигополии………………………..25
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В данной курсовой работе мы исследуем частный случай несовершенной конкуренции, в которой доминируют крайне малое количество фирм, так называемую олигополию.
Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором. Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими фирмами существует зависимость особого рода: олигополисты – не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. Продукция в этом случае может быть как стандартизированной (например, алюминий), так и дифференцированной (например, автомобили); покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия, поэтому проблема олигополии на современном рынке очень актуальна. Например, в США рынок первичного свинца поделен между четырьмя крупными производителями; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин поделен между пятью фирмами; 64% производства первичного алюминия и самолетостроения - между четырьмя компаниями. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находится в руках трех производителей, во Франции 100% сигарет и холодильников производятся тремя крупными фирмами.
Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей, которые будут описаны в первой главе данной курсовой работы.
Цель нашего анализа заключается в исследовании сущности и механизмов действия олигополии.
Основные задачи курсовой работы:
Необходимо
сразу отметить, что при изучении
олигополии исследователи сталкиваются
со сложными, труднорешаемыми
в рамках современной экономической
науки проблемами. Это объясняется неоднозначностью,
неопределенностью многих характеристик
олигополии.
Глава 1. Теоретические основы анализа олигополии
§1. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка
Олигополия (от греч. oligos - малочисленный и poleo -продаю, торгую) – тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько крупных фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
Олигополию характеризуют следующие признаки:
1) малое число фирм и большое число покупателей: это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям; доля рынка у каждого продавца велика, но доли могут быть не равными;
2) если на конкурентном рынке продукт дифференцирован, а при монополии наоборот, то в условиях олигополии продукция может быть как дифференцированная, так и стандартизированная;
3) ограничения по вхождению новых фирм в отрасль, т. е. высокие барьеры входа на рынок: они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями; высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий с тем, чтобы не допустить в нее новых конкурентов;
4) существует всеобщая взаимозависимость продавцов, т.е. взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства: ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений;
5) соотношение цен устойчиво; только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. [3]
Частным случаем олигополии выступает дуополия. Дуополия – ситуация, при которой имеются только два продавца определенного товара, не связанных между собой монополистическим соглашением о ценах, рынках сбыта, квотах и др.
Данная ситуация была рассмотрена А.Курно, который впоследствии сформулировал теорию дуополистического равновесия: каждый из дуополистов стремится максимизировать свою прибыль, полагая, что выпуск продукции конкурентом остается постоянным, т.е. изменения в его собственном выпуске продукции не повлияют на конкурента. Согласно А.Курно, дуополия занимает по объему выпуска продукции промежуточное положение между полной монополией и свободной конкуренцией: по сравнению с монополией выпуск здесь несколько больше, а по сравнению с чистой конкуренцией — меньше.
§2. Модели олигополии
2.1. Модель О.Курно
Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей олигополистического рынка, но ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Для начала рассмотрим дуополистическую модель, которая была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1938 г. В этой модели рассматривалась олигополия, включающая лишь двух товаропроизводителей. Курно считал, что взаимодействие фирм-дуополистов предопределяется максимизацией прибыли. При установлении фиксированной цены они будут производить неизменный объем продукции, обеспечивающий максимальную прибыль. При этом, по мнению Курно, равновесная цена будет выше, чем в условиях совершенной конкуренции, и ниже, чем в монополии.
Модель Курно многие экономисты считали наивной по следующим основаниям. Модель допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих предположений относительно реакции конкурентов. Модель закрыта, т.е. число фирм ограничено и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. И наконец, нереальным представляется предположение о нулевых операционных издержках. Равновесие в модели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающие максимизирующие прибыль объемы выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска конкурента. [3]
2.2. Нескоординированная олигополия
Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.
Модель опирается на предположение, что рассматриваемая фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию DD – если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее изменения цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K:
Допустим,
что первоначально фирма
Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены РK. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельной выручки (ALMN). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельной выручки, которая образована участками линий MR и соответствующих отрезкам линий DD и D`D`, а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K. Если кривая предельных затрат (МС) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при цене РK и объеме выпуска QK. Таким образом, сдвиг кривой MС выше или ниже положения, показанного на рисунке, не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM. [8]
Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами. Понижение цен также может не привести к желаемому росту объема продаж, т.к. конкуренты, точно также понизив цены, сохранят свои квоты на рынке.
2.3. Тайный сговор и картели
Немногочисленность основных участников олигополистического рынка способствует заключению между ними соглашения. Основная идея сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками сговора (или картеля) с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены сговора обязуются не вторгаться на чужие участки рынка).
Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.
Картель представляет собой форму сговора нескольких фирм, которые действуют как одна большая монополия, согласуя выпуск продукции и цен.
Данный сговор существует для того, чтобы противостоять соперничеству между фирмами и максимизировать прибыль отрасли.
Для создания картелей необходимы следующие условия:
- существование барьеров для входа в отрасль;