Олигополия. Модели олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание

В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия, поэтому проблема олигополии на современном рынке очень актуальна. Например, в США рынок первичного свинца поделен между четырьмя крупными производителями; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин поделен между пятью фирмами; 64% производства первичного алюминия и самолетостроения - между четырьмя компаниями. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находится в руках трех производителей, во Франции 100% сигарет и холодильников производятся тремя крупными фирмами.
Цель нашего анализа заключается в исследовании сущности и механизмов действия олигополии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы анализа олигополии………………………..5
§1. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка…..5
§2. Модели олигополии……………………………………………………..7
2.1. Модель О.Курно ……………..……………………………………7
2.2. Нескоординированная олигополия……………………………….8
2.3. Тайный сговор и картели (скоординированная олигополия)…..10
2.4. Игра по правилам. Лидерство в ценах…………………………...12
§3. Реклама при олигополии………………………………………………..14
§4. Последствия олигополии………………………………………………..16
Глава 2. Особенности олигополии Российского рынка…………………….. 20
§1. Основные олигополистические рынки…………………………………21
§2. Антимонопольное регулирование олигополии………………………..25
Заключение …………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

олигополия готово.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

    В России основные отрасли производства, на которых базируется экономика, тоже олигополизированы: тяжелая промышленность,  нефтяная, автомобильная и т.д. Но помимо этого есть и другие отрасли,  которые стали олигополиями, так например, рынок мобильной связи.

    Оценивая  значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

    Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

    Негативная  оценка олигополий определяется следующими моментами. Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

    Многие  западные экономисты утверждают, что  олигополистическая структура наилучшим  образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных  исследований и разработок и внедрения  полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

    Исходя  из проведенного исследования можно  сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство. 
 

Список  литературы

  1. Беляев М.И., "МИЛОГИЯ", 1999-2006г.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах, М.: ЮРИСТ, 2004. – 431 с.
  3. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электрон-ный ресурс].– Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro
  4. Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л.С./ Микроэкономика [Книга]/ – С-Пб: 1996 
  5. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов/ Микроэкономика. Теория и российская практика/– М.: ИТД «Кио Рус», 2000.– 544 с.
  6. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник.–М.: Юристъ,2000. – 861с.
  7. Кореева Е. Б. Формирование модели поведения олигополистов на рынке услуг сотовой связи/ –http://ubs.mtas.ru/about/
  8. Максимова В.Ф./ МИКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс/ – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 204 с.
  9. Нуреев Р. М/ Курс Микроэкономики [Книга]/ – Москва: Издательство Норма, 2002
  10. Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
  11. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Д.: изд-во «Феникс», 2001. - 608 с.
  12. Газета “Деловая неделя” № 6 НН - 2006г
  13. Журнал “Автомобильная промышленность” № 3 М -2006г
  14. www.gzt.ru
  15. www.inventech.ru
  16. www.neftegaz.ru

Информация о работе Олигополия. Модели олигополии