Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:14, курсовая работа
Таким образом, цель данного исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
определение экономического содержания и значения процесса приватизации;
проведение сравнительного анализа моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучение основных подходов, концепций и этапов приватизации;
выявление предварительных итогов приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России;
Введение с.3
Глава 1. Теоретические аспекты приватизации.
Сущность приватизации. с. 4
Понятие и виды собственности как неотъемлемой части приватизации. с. 6
Субъектно-объектная структура приватизации. с. 8
Цели и задачи приватизации в экономике страны. с. 12
Глава 2. Особенности приватизационных процессов в России.
Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы. с.16
Ваучерный этап приватизации. с.20
Денежный этап приватизации. с.24
«Плюсы» и «минусы» приватизации. с.25
Реальные проблемы и перспективы приватизации. с.28
Глава 3. Основные итоги приватизации в России.
Заключение
Список используемой литературы и источников.
Оглавление:
Заключение
Введение
Актуальность темы исследования.
Важнейшие направления формирования рыночной экономики России - поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. Т. е. практическая актуальность работы определяется тем, что в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В теории же имеет необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием понимания этих процессов в острой политической полемике и вовлечением всего населения в обсуждение ее хода и результатов. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического (основного), так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые элементы, черты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. Нельзя так же оставить без внимания, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте, необходимости приватизации в экономической реформе; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации, об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки.
Научная разработанность проблемы представляется не адекватной ее актуальности. Наиболее активно о необходимости анализа приватизации заявляют многие ученые-экономисты, такие как: Видяпин В. И. – Президент Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Ивантер В. В. – директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Чичканов В. П. – проректор по научной работе Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации , Ясин Е. Г. - доктор наук, научный руководитель ГУ – ВШЭ, дающий наиболее глубокий анализ данной проблематики, и многие другие представители различных научных областей. Наиболее актуальными остаются такие проблемы как: критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов. Анализ организации, устройства и процесса осуществления приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.
Таким образом, цель данного исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
При написании работы
Структура дипломной работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, 3 глав (6 параграфов), заключения и списка литературы, включающего 10 источников. Объем дипломной работы – 40 страниц.
Стоит начать с того, что сам термин «приватизация» имеет несколько трактовок.
Наиболее распространенным и общепринятым является определение приватизации как широкомасштабной передачи государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств.
Законодательство РФ дает наиболее полную трактовку данного понятия.
В соответствии со ст.1 Закона «О приватизации…» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц». Т. е. государственная или муниципальная собственность переходит в частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:
-
Приватизация основывается на
признании равенства
-
Государственное и
-
Приватизация муниципального
(Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.)
Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.
В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года).
Однако стоит отметить, что между приватизацией в странах с рыночным хозяйством и приватизацией в странах, где ранее была командная экономика, есть принципиальные различия.
В высокоразвитых странах Запада – это переход от одной модели смешанной экономики к другой ее модели. Государственный сектор в этих странах не играл доминирующей роли, а функционировал на фоне рыночного механизма. Поэтому здесь приватизация предприятий могла осуществляться относительно безболезненно, как правило, без острых социальных конфликтов(см. Приложения, Табл.1).
В социалистических же странах господствовала монополия государства на управление производством. Поэтому для таких стран разгосударствление – это качественное сокращение сферы и объема государственного вмешательства в экономику, форма перехода от командной экономики к регулируемому рыночному хозяйству. Из-за отсутствия опыта перехода от командной экономики к рынку и стремительности его проведения, а также из-за вмешательства в него криминальных кругов, гиперинфляции в России, разгосударствление экономики в нашей стране оказалось намного более сложным процессом, чем разгосударствление на Западе. Т. е. если в развитых странах денационализированные предприятия легко и быстро «растворялись» в рыночной конкурентной среде, то в странах с командно-административной экономикой этой среды практически не было, она была не предпосылкой разгосударствления, а скорее ее желаемым результатом.
Приватизация
- одно из важнейших
звеньев политики
разгосударствления. Приватизация в
широком смысле слова – это преобразование
государственной собственности в другие
формы собственности. Строго говоря, в
узком смысле слова, приватизация - только
передача собственности в частную (индивидуальную)
собственность. Именно такое определение
звучало в российском Законе о приватизации
1991: «Приватизация – это приобретение
государственных предприятий и их имущества
в частную собственность и частное управление».
Однако исторически этот термин используют
более широко, для обозначения любых изменений
государственной формы собственности
– даже для акционирования, когда новым
коллективным собственником становится
акционерное общество (корпорация), т.е.
не одно лицо, а тысячи или десятки тысяч
совладельцев. Но об этом позже и подробнее
я расскажу в Главе 2.
Однако перед тем как начать говорить о субъектах и объектах приватизации следует дать четкое определение самому термину «собственность». Причем наиболее используемыми являются 3 значения.
Собственность – (в общем смысле) отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения благ и, прежде всего, средств производства.
Собственность - (в экономическом смысле) имущественные отношения человека и вещи. Собственник получает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами.
Собственность – (в юридическом смысле) (имеет социальную основу) взаимодействие людей друг с другом по поводу условий труда и использования его результатов.
Необходимо также выделить основные социально-экономические элементы отношений общества:
И формы собственности: