Основные итоги приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание

Таким образом, цель данного исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
определение экономического содержания и значения процесса приватизации;
проведение сравнительного анализа моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучение основных подходов, концепций и этапов приватизации;
выявление предварительных итогов приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России;

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Теоретические аспекты приватизации.
Сущность приватизации. с. 4
Понятие и виды собственности как неотъемлемой части приватизации. с. 6
Субъектно-объектная структура приватизации. с. 8
Цели и задачи приватизации в экономике страны. с. 12
Глава 2. Особенности приватизационных процессов в России.
Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы. с.16
Ваучерный этап приватизации. с.20
Денежный этап приватизации. с.24
«Плюсы» и «минусы» приватизации. с.25
Реальные проблемы и перспективы приватизации. с.28
Глава 3. Основные итоги приватизации в России.
Заключение
Список используемой литературы и источников.

Работа состоит из  1 файл

Оригинал.docx

— 81.60 Кб (Скачать документ)

     Этим  примером последовали многие развитые и развивающиеся страны.

     В 1986, например, правительство Франции начало проводить широкомасштабную приватизацию: за три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В последующие 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.

     Стоит отметить, что активная роль Великобритании и Франции в проведении приватизации привела даже к появлению терминов «тэтчеризм» и «ширакизм» как синонимов «приватизации». Кроме них, масштабную приватизацию проводила Германия: в 1990, после воссоединения страны, был создан Опекунский совет, призванный провести постепенную приватизацию экс-социалистической экономики восточных земель.

     Т. е. в ходе приватизации в развитых странах Великобритания в результате реформ в определенной степени восстановила свой статус одного из экономических лидеров Западной Европы, где проводились наиболее широкомасштабные приватизационные мероприятия, так как в странах других регионов не было крупного государственного сектора.

     Среди развивающихся государств наиболее активно и относительно успешно  приватизация проходила в Латинской  Америке. Лидирующую роль играла Мексика: на ее долю в конце 1980-х – начале 1990-х приходилось около 20% стоимости  всех приватизационных сделок развивающихся  стран. В Бразилии летом 1998 произошла  самая крупная в мире приватизационная сделка – государственный телекоммуникационный холдинг Telebras был продан на конкурсных торгах за почти 19 млрд. долл.

     В других развивающихся странах приватизация проходила менее успешно. В Африке сильная коррупция делала проведение приватизации скорее способом обогащения политической элиты, чем средством оздоровления экономики. В Азии государственное управление было относительно успешным, поэтому приватизация здесь оказалась менее широкой, чем в других регионах.

     Если  в развитых странах в покупке  прав на приватизируемые предприятия участвовали в основном рядовые граждане, то в развивающихся странах большая доля бывшей госсобственности скупалась иностранными фирмами.

     По  данным Всемирного банка, к началу 1990-х  национальные программы сокращения государственного сектора приняли более 80 стран. Следует подчеркнуть, что там, где проводилась приватизация, она привела к сокращению государственной собственности, но не к полной ее ликвидации.

     Для осуществления данных целей по массовой приватизации для всех стран, проводивших данную политику, потребовалось создать условия формирования рынка, рыночной инфраструктуры:

              1. приватизация собственности (создать соответствующие нормативно-правовые акты);
              2. самостоятельность субъектов рынка;
              3. система социальной поддержки населения;
              4. право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
              5. достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
              6. устойчивость валюты и денежного обращения;
              7. демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
              8. наличие конкуренции;
              9. независимое судопроизводство, необходимая сеть соответствующих учреждений;
              10. развитие внешнеэкономических связей;
              11. формирование у людей рыночных норм поведения.

     Итак, все 3 цели приватизации сводились к одному: обеспечению условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Поэтому в процессе трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

     Благодаря участию государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для любого государства с данным видом экономики. Он - средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, которые остались как пережитки ранее существовавшей командно-административной системы.

                                                               
 

                                                                                    Вывод:

      Как я уже отмечал ранее, процесс  приватизации является необходимым  и неизбежным для любой страны, которая переходит от командно-административной к рыночной экономической системе. Этот шаг дает свободу для развития свободного предпринимательства и, как следствие, рынка, который и выступает «двигателем» новой системы. Понимание теоретических аспектов приватизации, ее устройства и закономерностей, а также опыта зарубежных стран необходимо для правильной и успешной реализации планов по приватизации внутри страны, прогноза всех возможных последствий и максимизации результатов проводимых реформ в данной области. 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Особенности приватизационных процессов в России.

    2.1. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы (сущность и временные рамки).

      Многие  политики-экономисты в СССР, будучи вдохновленными экономическими реформами западных держав и их успехами в этой области, начали обсуждать необходимость проведения реформы приватизации. Однако в практике данные меры начали осуществляться в России лишь в 1992г.

     Самым первым понятие приватизации (в России) государственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».

     Что касается приватизации земельного и  жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и  природного населения, то она регулируется иными законодательными актами РФ и республик в составе РФ.

     Правовой  основой процесса приватизации послужили  принятые Верховным Советом РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР» (от 03.07.1991), «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР» (от 3.07.1991), а также Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (от 04.07.1991).

     Главными целями приватизации в 1992 г. были:

              1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;
              2. Повышение эффективности деятельности предприятий;
              3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
              4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ;
              5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
              6. Привлечение иностранных инвестиций.

     Процесс приватизации государственного имущества  можно условно разделить на два этапа: чекового (ваучерного) и денежного. Но обо всем по порядку.

     Стоит начать с того, что в селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

     В сфере городской экономики процесс  приватизации оказался наиболее трудным  и противоречивым. На государственную  собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.

     Основным  способом приватизации в 1992–1993 стало  акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

     Разработчиками  программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модель – с преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

     Данную модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

     Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоемкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда. Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

     Данный  вариант использовался наиболее редко. Его основная проблема состояла в том, что при серьезном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

     При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов  и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

     Наибольшее  распространение получили следующие  подходы к этапам и формам приватизации:

1. Малая  приватизация, распространяемая на  мелкие и средние предприятия  в сфере торговли, общественного  питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп. (Она не достигла своей главной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.)

Информация о работе Основные итоги приватизации в России