Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:14, курсовая работа
Таким образом, цель данного исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
определение экономического содержания и значения процесса приватизации;
проведение сравнительного анализа моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучение основных подходов, концепций и этапов приватизации;
выявление предварительных итогов приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России;
Введение с.3
Глава 1. Теоретические аспекты приватизации.
Сущность приватизации. с. 4
Понятие и виды собственности как неотъемлемой части приватизации. с. 6
Субъектно-объектная структура приватизации. с. 8
Цели и задачи приватизации в экономике страны. с. 12
Глава 2. Особенности приватизационных процессов в России.
Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы. с.16
Ваучерный этап приватизации. с.20
Денежный этап приватизации. с.24
«Плюсы» и «минусы» приватизации. с.25
Реальные проблемы и перспективы приватизации. с.28
Глава 3. Основные итоги приватизации в России.
Заключение
Список используемой литературы и источников.
Частная
собственность также
Субъекты собственности – юридические, физические лица, между которыми возникают отношения по поводу собственности.
Объекты собственности – все то, по поводу чего складываются отношения собственности: факторы производства, предметы потребления, доходы.
Как уже было отмечено ранее, собственность традиционно относится к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного и индивидуального использования собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и успешность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью, как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.
Никакой
рынок не может функционировать без развитого
института частной собственности. Поэтому
вопрос о переходе от государственной
собственности к частной (т. е. о приватизации)
был одним из кардинальных еще на этапе
«Перестройки», когда советская экономика
вплотную подошла к необходимости постепенного
перехода от единой государственной собственности
к многообразию ее форм.
Субъектами приватизации являются продавцы, покупатели государственного имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основными функциями этих органов по управлению являются:
«Продавцом федерального имущества (в соответствии со ст.6 Закона «О приватизации») по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.
Покупателями федерального имущества могут являться любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.
Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.»
Объекты приватизации - это государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом. Государственная программа приватизации, в зависимости от возможности приватизации выделяет следующие группы объектов:
Необходимо также подчеркнуть, что существует целый ряд способов приватизации государственного имущества. Перечень этих способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе «О приватизации …».
1. Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Мингосимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
2. Принятие
решения о приватизации. Порядок
принятия решения о
3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.
4. Приватизация
объекта в соответствии с
Проведение приватизации преследует следующие цели:
– идеологическая – добиться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;
– экономическая – повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;
– социальная – снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников.
Как я уже отмечал ранее, приватизация, процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную, - необходимый и неизбежный шаг для успешного развития и функционирования рыночной экономики. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики. Однако рыночная экономика в чистом виде не существует. Есть страны с данным видом экономических отношений, но с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции государственные предприятия могут быть эффективными. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии. Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы (прежде всего марксисты) были полностью убеждены, что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.
В развитых странах после Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма, тенденции монополизации и национализации сменились противоположной тенденцией: приватизация повсюду стала модой. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, которая осуществила приватизацию в значительной части угольной промышленности. В США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Позже в такой атмосфере начинались российские реформы.
Разгосударствление (деэтатизация от французского etate – государство) в высокоразвитых странах Запада – это переход от одной модели смешанной экономики к другой ее модели. Государственный сектор в этих странах мог не играть доминирующей роли, а функционировать на фоне рыночного механизма ( см. Приложения, Табл. 2).
Но вернемся к приватизации за рубежом. А именно к реформам 1979–1987 консервативного правительства Великобритании М.Тэтчер. Сущность проводимых реформ касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Для того, чтобы добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.