Основные итоги приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание

Таким образом, цель данного исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
определение экономического содержания и значения процесса приватизации;
проведение сравнительного анализа моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучение основных подходов, концепций и этапов приватизации;
выявление предварительных итогов приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России;

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Теоретические аспекты приватизации.
Сущность приватизации. с. 4
Понятие и виды собственности как неотъемлемой части приватизации. с. 6
Субъектно-объектная структура приватизации. с. 8
Цели и задачи приватизации в экономике страны. с. 12
Глава 2. Особенности приватизационных процессов в России.
Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы. с.16
Ваучерный этап приватизации. с.20
Денежный этап приватизации. с.24
«Плюсы» и «минусы» приватизации. с.25
Реальные проблемы и перспективы приватизации. с.28
Глава 3. Основные итоги приватизации в России.
Заключение
Список используемой литературы и источников.

Работа состоит из  1 файл

Оригинал.docx

— 81.60 Кб (Скачать документ)

  Частная собственность также подразделяется на трудовую и нетрудовую. Субъекты трудовой частной собственности - единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда.

  1. Коммунальная (коллективная) – собственность, право на которую имеют группы, локальные сообщества людей (кооперативы, некоммерческие организации, объекты принадлежащие муниципалитетам). (Формами коллективной собственности в России является кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т.п.).
 
  1. Государственная - система отношений, при которой  управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).

   Субъекты  собственности – юридические, физические лица, между которыми возникают отношения по поводу собственности.

   Объекты собственности – все то, по поводу чего складываются отношения собственности: факторы производства, предметы потребления, доходы.

   Как уже было отмечено ранее, собственность традиционно относится к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного и индивидуального использования собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и успешность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью, как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.

   Никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной (т. е. о приватизации) был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.  
 

    1. Субъектно-объектная  структура приватизации.

   Субъектами приватизации являются продавцы, покупатели государственного  имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основными функциями этих органов по управлению являются:

  1. разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;
  2. разработка проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;
  3. принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;
  4. преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;
  5. осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которого находятся в федеральной собственности.

   «Продавцом федерального имущества (в соответствии со ст.6 Закона «О приватизации») по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.

   Покупателями  федерального имущества могут являться любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.

   Установленные федеральными законами ограничения  участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.»

   Объекты приватизации - это государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом.  Государственная программа приватизации, в зависимости от возможности приватизации выделяет следующие группы объектов:

  1. имущество, приватизация которого запрещена. Сюда относятся средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи и т.д.;
  2. имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
  3. имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства РФ;
  4. имущество, которое приватизируется на основании решения Мингосимущества РФ;
  5. имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов ме6стного самоуправления.

   Необходимо  также подчеркнуть, что существует целый ряд способов приватизации государственного имущества. Перечень этих способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (акции созданного общества, как правило, переходят в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования);
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (производится в случае, если покупатели имущества не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (акции продаются на открытых торгах, все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (осуществляется в случае, если покупатель выполняет определенные условия. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену, при условии соблюдения им условий конкурса. В случае невыполнения условий конкурса, договор купли-продажи может быть расторгнут);
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами);
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры);
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения);
  8. продажа  государственного  имущества   без   объявления   цены (осуществляется,   если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена имущества в этом случае не определяется, а покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену);
  9. внесение государственного  имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:
    1. при учреждении открытых акционерных обществ;
    2. в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества Договор купли-продажи и доверительного управления заключаются одновременно).
 

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько  этапов. Они отражены в Федеральном  законе «О приватизации …».

1. Выступление  с инициативой в проведении  приватизации. Инициатором проведения  приватизации имущества может  быть Правительство РФ, Мингосимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

2. Принятие  решения о приватизации. Порядок  принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

3. Создание  комиссии по приватизации. В случае  принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские,  консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация  объекта в соответствии с утвержденным  планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации. 
 
 

    1. Цели  и задачи приватизации в экономике страны.

   Проведение  приватизации преследует следующие  цели:

идеологическая – добиться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;

экономическая – повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;

социальная – снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников.

     Как я уже отмечал ранее, приватизация, процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную, - необходимый и неизбежный шаг для успешного развития и функционирования рыночной экономики. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики. Однако рыночная экономика в чистом виде не существует. Есть страны с данным видом экономических отношений, но с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции государственные предприятия могут быть эффективными. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии.  Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы (прежде всего марксисты) были полностью убеждены, что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.

     В развитых странах после Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма, тенденции монополизации и национализации сменились противоположной тенденцией: приватизация повсюду стала модой. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, которая осуществила приватизацию в значительной части угольной промышленности. В США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Позже в такой атмосфере начинались российские реформы.

     Разгосударствление (деэтатизация от французского etate –  государство) в высокоразвитых странах  Запада – это переход от одной  модели смешанной экономики к  другой ее модели. Государственный  сектор в этих странах мог не играть доминирующей роли, а функционировать  на фоне рыночного механизма ( см. Приложения, Табл. 2).

     Но  вернемся к приватизации за рубежом. А именно к реформам 1979–1987 консервативного правительства Великобритании М.Тэтчер. Сущность проводимых реформ касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Для того, чтобы добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

Информация о работе Основные итоги приватизации в России