Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:14, курсовая работа
Таким образом, цель данного исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
определение экономического содержания и значения процесса приватизации;
проведение сравнительного анализа моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучение основных подходов, концепций и этапов приватизации;
выявление предварительных итогов приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России;
Введение с.3
Глава 1. Теоретические аспекты приватизации.
Сущность приватизации. с. 4
Понятие и виды собственности как неотъемлемой части приватизации. с. 6
Субъектно-объектная структура приватизации. с. 8
Цели и задачи приватизации в экономике страны. с. 12
Глава 2. Особенности приватизационных процессов в России.
Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы. с.16
Ваучерный этап приватизации. с.20
Денежный этап приватизации. с.24
«Плюсы» и «минусы» приватизации. с.25
Реальные проблемы и перспективы приватизации. с.28
Глава 3. Основные итоги приватизации в России.
Заключение
Список используемой литературы и источников.
Нельзя было забывать о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов - приватизации и банкротства, удалось решить когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий - банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.
Кроме
того, в Указе была заложена норма по обязательной
смене собственности, - срочная, принудительной
приватизация, если финансовый крах неизбежен.
В этом случае трудовой коллектив уже
не получал всех льгот, предусмотренных
при обычной приватизации, т.к. речь шла
не о перераспределении собственности,
а об экономическом оздоровлении предприятия.
Ему необходимо было находить инвестора,
продавать на инвестиционном конкурсе
необходимый пакет акций по тем условиям,
которые одобрит потенциальный покупатель.
Конкурсные и аукционные торги были в
таких случаях необходимы: это предотвращало
возможную коррупцию (но все равно полностью
не избавляло полностью от нее) и позволяло
одновременно более четко и взвешенно
форсировать процесс принудительной приватизации.
Теперь
стоит выделить основные черты в
российской приватизации, носящих как
позитивный, так и негативный характер.
Основными негативными чертами являлись:
1. Единообразие способов приватизации
для предприятий различных отраслей, объединяемых
по величине стоимости основных фондов
и численности трудовых коллективов. Отраслевые
особенности приватизации были сведены
к порядку согласования планов приватизации
предприятий с министерствами (ведомствами)
и ограничению акционирования первым
вариантом с выпуском «золотой акции».
2. Игнорирование
региональных особенностей
3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
4. Административное
установление высоких «заданий»
Внеэкономическое
принуждение в процессе приватизации
породило появление проблем, не решенных
в рамках ее начального этапа. Среди
них – порядок использования
и финансирования объектов социально-культурного
значения, условия закрепления и
продажи пользователям
Многие
элементы приватизационного механизма
начального этапа сохраняются и в модели
послечековой приватизации. Это – перечень
и критерии применения способов приватизации,
списки приоритетных сфер приватизации,
функции государственных органов. Основное
же отличие заключается в переходе к денежной
приватизации и инвестиционным конкурсам.
Процесс приватизации предприятий обеспечивает
следующие институты: комитеты по управлению
имуществом и фонды имущества различных
уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные
компании; консалтинговые фирмы; фондовые
биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы
аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.
Процесс
приватизации нуждается в поддержке
на двух уровнях: всего общества и
трудового коллектива конкретного
предприятия. Недостаточная пропаганда
идей приватизации привела к тому,
что у значительной части как
специалистов, так и населения
в целом сформировался
Передача собственности на государственное
имущество сложившимся коллективам предприятий
несовместима с рыночным механизмом отбора
покупателей, как мелких, так и стратегических.
Поэтому в схеме приватизации, реализуемой
через аренду с выкупом государственного
имущества, закрепляется нерыночный результат
– долговременная консервация прямого
соединения собственников с имуществом.
В основе выбора именно этого способа
лежит критерий не эффективности (или
массовости), а приоритета трудового коллектива.
Преобразование
предприятий в открытые акционерные
общества стало набирать темпы со
второй половины 1992 г. и стало в
России наиболее распространенной формой
перехода к приватизации предприятий.
В соответствии с Государственной программой
приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации все
предприятия, имеющие по состоянию на
1 января 1994 г. балансовую стоимость основных
фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть
(по желанию трудового коллектива) приватизированы
путем преобразования в открытые акционерные
общества.
Приватизация муниципального имущества
по количественным показателям наиболее
активно проходила в 1993 г. Способом приватизации
объектов муниципальной собственности
преимущественно является продажа на
открытых аукционных торгах и выкуп арендованного
имущества. Для приватизации муниципальных
предприятий характерен и большой удельный
вес средств, поступающих от продажи на
аукционе, по конкурсу по сравнению со
средствами, поступающими от продажи акций.
Одной
из форм становится так называемая
«парциальная» приватизация, предлагаемая
многими комитетами имущества на местах.
Государственное (муниципальное) предприятие
в таком случае ликвидируется, а имущество
вносится в качестве вклада во вновь создаваемое
акционерное общество, обычно закрытого
типа. Другими участниками данного общества
становятся члены трудового коллектива
и сторонний инвестор. К развитию подобных
способов приватизации подталкивает и
сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией
недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным
впервые в Государственной программе
приватизации становится банкротство
государственных и муниципальных предприятий.
На этапе денежной приватизации передача
обанкротившегося предприятия кредиторам
превращается в одну из форм приватизации
с привлечением инвестора. Однако банкротство
как способ приватизации не получит в
России широкого распространения. Оно
будет применено для 700-800 средних предприятий,
включая их переход в руки кредиторов.
Управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) будут заниматься предотвращением
банкротств тех государственных предприятий
и акционерных обществ, где высока государственная
доля в уставном капитале.
Список литературы