Основы налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Структура налоговой системы
1.1Экономическое значение и функции налога …………………….…..4
1.2 Элементы налога и способы взимания налогов………………..……7
1.3 Классификация налогов……………………...…………….………….8
Глава 2. Налоговая система в России на современном этапе
2.1 Основные виды косвенных налогов……..……………..………….. 11
2.1.1 Налог на добавленную стоимость………………………………...11
2.1.2 Акцизы…..………………………………………………………….17
2.2. Основные виды прямых налогов……………………..………….....21
2.2.1.Налог на прибыль организаций ………………..…………… …...21
2.2.2. Налог на доходы физических лиц …………….…………………24
2.2.3 Единый социальный налог ……………….……………………….29
Глава 3. Проблемы налоговой системы России
3.1.Основные причины уклонения от уплаты налогов……………..… 37
3.2.Совершенствование деятельности налоговых инспекций……..….38
Заключение…………………..………………………………………………...41
Список используемых источников……………………..…………………...42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Экономич.теор - копия.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)


 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему: «Основы налоговой системы России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Структура  налоговой системы

        1.1Экономическое значение и функции налога …………………….…..4

        1.2 Элементы налога и способы взимания налогов………………..……7

        1.3 Классификация налогов……………………...…………….………….8

Глава 2. Налоговая система в России на современном этапе

         2.1 Основные виды косвенных налогов……..……………..………….. 11

         2.1.1 Налог на добавленную стоимость………………………………...11

         2.1.2 Акцизы…..………………………………………………………….17

     2.2. Основные виды прямых налогов……………………..………….....21

         2.2.1.Налог на прибыль организаций ………………..…………… …...21

     2.2.2. Налог на доходы физических лиц …………….…………………24

     2.2.3 Единый социальный налог ……………….……………………….29

Глава 3.  Проблемы налоговой системы России

         3.1.Основные причины уклонения от уплаты налогов……………..… 37

         3.2.Совершенствование деятельности налоговых инспекций……..….38

Заключение…………………..………………………………………………...41

Список используемых источников……………………..…………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства  уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

В России не ругает налоги только ленивый. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется.

Налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

Объект исследования данной работы является понятие налога и основные механизмы функционирования налоговой системы.

Предмет исследования – система налогообложения РФ и проблемы её функционирования.

Целью моей работы - проанализировать систему налогообложения РФ.

Задачи:

      Рассмотреть в теоретическом аспекте понятие и сущность налога;

      Проанализировать функции и виды налогов в РФ;

      Показать механизмы действия системы налогообложения РФ;

      Рассмотреть проблемы функционирования налоговой системы РФ.

 

 

 

 

Глава 1. Структура налоговой системы

 

1.1    Экономическое значение и функции налога

Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами;

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник  налога  - т.е.  доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Функции налога

Регулирующая

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

  - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

  - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

   Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

  Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

  С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

  Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,  направления  значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Фискальная - изъятие части доходов  предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части  непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

 

1.2    Элементы налога и способы взимания налогов

              Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

      объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

      субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

      источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

      ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

      налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

      срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

      правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый -  (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата  налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода,  причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

 

1.3    Классификация налогов

За длительную историю становления и развития государства придумано великое множество различных налогов. В старые времена, когда правители не очень заботились о своем политическом имидже, не было предела их фантазии в придумывании того, за что можно было бы содрать с подданных лишнюю денежку. Вводились, к примеру, налоги на скаковых лошадей и экипажи, бархат и кружева, меха и драгоценности, на необычные виды построек, балконы, окна, печные трубы.

Однако долго нам придется блуждать в хитросплетении множества налогов, если мы не выберем главные основания их деления. По этим основаниям нынешние налоги делятся на:

        прямые и косвенные;

        федеральные, региональные и местные;

        налоги с физических и юридических лиц.

Информация о работе Основы налоговой системы России