Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Структура налоговой системы
1.1Экономическое значение и функции налога …………………….…..4
1.2 Элементы налога и способы взимания налогов………………..……7
1.3 Классификация налогов……………………...…………….………….8
Глава 2. Налоговая система в России на современном этапе
2.1 Основные виды косвенных налогов……..……………..………….. 11
2.1.1 Налог на добавленную стоимость………………………………...11
2.1.2 Акцизы…..………………………………………………………….17
2.2. Основные виды прямых налогов……………………..………….....21
2.2.1.Налог на прибыль организаций ………………..…………… …...21
2.2.2. Налог на доходы физических лиц …………….…………………24
2.2.3 Единый социальный налог ……………….……………………….29
Глава 3. Проблемы налоговой системы России
3.1.Основные причины уклонения от уплаты налогов……………..… 37
3.2.Совершенствование деятельности налоговых инспекций……..….38
Заключение…………………..………………………………………………...41
Список используемых источников……………………..…………………...42
Индивидуальные предприниматели уплачивают налог по следующим налоговым ставкам. См. таблицу № 5.
Таблица 5
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет | Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | |||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 |
До 280 000 рублей | 7,3 % | 0,8% | 1,9% | 10,0% |
От 280 001 рубля до 600 000 рублей | 20 440 рублей+2,7% с суммы, превышающей 280 000 рублей | 2240 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 рублей | 5320 рублей + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 рублей | 28 000 рублей + 10,0% с суммы превышающей 280 000 рублей |
Свыше 600 рублей | 29 080 рублей+2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей | 3840 рублей | 6600 рублей | 39 520 рублей + 2, 0% с суммы, превышающей 600 000 рублей |
Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам. См. таблицу № 6
Таблица 6
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет | Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | |||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 |
До 280 000 рублей
| 5,3 % | 0,8% | 1,9% | 8,0% |
От 280 001 рубля до 600 000 рублей | 14 840 рублей+2,7% с суммы, превышающей 280 000 рублей | 2240 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 рублей | 5320 рублей + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 рублей | 22 400 рублей + 10,0% с суммы превышающей 280 000 рублей |
Свыше 600 рублей | 23 480 рублей+2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей | 3840 рублей | 6600 рублей | 33 920 рублей + 2, 0% с суммы, превышающей 600 000 рублей[1] |
Плательщики-работодатели.
Введение регрессивной шкалы вызвало необходимость установить для ЕСН иной порядок определения налоговой базы, нежели тот, что был
предусмотрен для взносов.
Налоговая база по ЕСН должна определяться отдельно по каждому работнику.
Налоговым периодом по ЕСН является год (ст.240 НК РФ), но налогоплательщики-работодатели обязаны ежемесячно исчислять и уплачивать авансовые взносы. В связи с этим налоговая база по каждому работнику определяется с начала налогового периода по истечении каждого
месяца нарастающим итогом.
При этом не должны учитываться доходы, полученные работником от других работодателей. Соответственно, если совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает по иную ставку ЕСН, то права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм не возникает (п.2 ст.237 НК РФ).
Началом налогового периода для одних работников является 1-ое января, а для тех, кто только в текущем году был принят на работу, - налоговая база начинает рассчитываться с момента принятия на работу.
Сроки уплаты ЕСН существенно не отличаются от предусмотренных для страховых взносов: налогоплательщики-работодатели производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, который установлен для получения в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим.
Если работодатель не представит в банк платежки на перечисление ЕСН, то он не получит наличные на выплату заработной платы своим работникам
(п.3 ст.243 НК РФ).
Следует обратить внимание на два момента:
Во-первых, теперь для всех работодателей введен единый срок уплаты.
Во-вторых, немного изменился сам порядок. До 2001 года таким образом уплачивались только взносы в ФОМС. А взносы в ПФР, ФСС и ГФЗН следовало перечислять не в срок, который установлен для получения средств, а одновременно с получением этих средств.
Если расчеты с работниками ведутся в безналичном порядке, то ЕСН в данном случае должен уплачиваться в день перечисления денежных средств
на лицевые счета работников.
Сумму ЕСН работодатель должен исчислять не только отдельно по каждому работнику, но и отдельно по каждому фонду. Скорее всего работодателям придется перечислять ЕСН четырьмя платежными поручениями в каждый фонд. Информацию о реквизитах счетов МНС РФ
обещало довести в ближайшее время.
Та сумма, которая будет перечисляться в ФСС как и прежде может уменьшаться на совершенные работодателем расходы по социальному страхованию.
Доходы, полученные в натуральной форме учитываются по рыночным (или государственным регулируемым) ценам на день получения этих доходов с учетом НДС, налога с продаж и акцизов. При этом рыночная цена определяется с учетом положений ст.40 НК РФ. А днем получения дохода в соответствии со ст.242 НК РФ считается день начисления в пользу работников, а для самозанятых граждан - день получения дохода.
Плательщики-неработодатели.
Порядок исчисления и уплаты налога для этой категории плательщиков установлен ст.244 НК РФ. В соответствии с этой нормой плательщики-неработодатели, перечисленные в подп."2" п.1 ст.235 НК РФ (за исключением адвокатов) уплачивают по ЕСН авансовые платежи. Сумма авансовых платежей на текущий налоговый период рассчитывается им налоговым органом. Расчет этот производится исходя из суммы предполагаемого дохода (за вычетом связанных с ним расходов), который указывается в налоговой декларации или из суммы налоговой базы за
предыдущий налоговый период.
В случае значительного увеличения или уменьшения доходов в течении года ст.244 НК РФ предусматривает механизм перерасчета предполагаемого дохода и соответственно авансовых платежей.
Окончательный расчет производится налогоплательщиком самостоятельно с последующим возвратом, зачетом или доплатой ЕСН по фактически полученному за прошедший год доходу.
.Глава 3. Проблемы налоговой системы России
Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.
Главной проблемой налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.
По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.
Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.
Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.
Налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.
Основное внимание в решении этого вопроса должно быть уделено помощи, оказываемой налогоплательщикам специалистами налоговых служб, которая должна носить упреждающий, профилактический характер. Оказание помощи обходится казне значительно дешевле, чем принудительные меры. [2]
От того, какой «урожай» соберет налоговая служба, во многом зависит жизненный тонус экономики в целом, поскольку 2/3 доходов федерального бюджета – это налоговые поступления. Поэтому, особенно в настоящий переходный период, гарантом достаточного формирования государственных средств, а, следовательно, и решения государственных задач является рационально организованная налоговая служба.
Принимая во внимание, что слово «контроль» означает проверка, а также «наблюдение с целью проверки», основной составляющей работы налоговой инспекции является налоговая проверка юридических и физических лиц, которых с каждым годом становится все больше и больше, вследствие проводимой государством политики по поддержке малого бизнеса.
На государственные налоговые инспекции возложена огромная нагрузка по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и их попытками уклониться от налогообложения, поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать контрольную работу налоговой инспекции, а именно налоговую проверку.
В Кодексе отсутствует определение выездной налоговой проверки. Однако из ее описания следует, что это – проверка, проводимая по решению руководителя налоговой инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиком в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации имеющейся у налоговых органов.
В целях совершенствования организации налоговых проверок нужно принять во внимание следующие предложения:
1. В связи с большим количеством изменений в налоговом законодательстве, основной упор налоговых служб должен быть направлен не только на фискальный характер их работы, но и на информационно-образовательный. Введение любого закона по налогообложению или внесению в него изменений должна предшествовать объемная разъяснительная работа о том, с какой целью и по каким причинам вызвана данная мера, с привлечением средств массовой информации; при этом информационная работа должна финансироваться из бюджета. Данная мера необходима для формирования у налогоплательщиков высокой налоговой культуры – люди должны осознавать, на какие государственные нужды направляются уплачиваемые ими налоги, какая часть их платежей возвращается им обратно в виде повышения уровня их жизнедеятельности.