Основы налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Структура налоговой системы
1.1Экономическое значение и функции налога …………………….…..4
1.2 Элементы налога и способы взимания налогов………………..……7
1.3 Классификация налогов……………………...…………….………….8
Глава 2. Налоговая система в России на современном этапе
2.1 Основные виды косвенных налогов……..……………..………….. 11
2.1.1 Налог на добавленную стоимость………………………………...11
2.1.2 Акцизы…..………………………………………………………….17
2.2. Основные виды прямых налогов……………………..………….....21
2.2.1.Налог на прибыль организаций ………………..…………… …...21
2.2.2. Налог на доходы физических лиц …………….…………………24
2.2.3 Единый социальный налог ……………….……………………….29
Глава 3. Проблемы налоговой системы России
3.1.Основные причины уклонения от уплаты налогов……………..… 37
3.2.Совершенствование деятельности налоговых инспекций……..….38
Заключение…………………..………………………………………………...41
Список используемых источников……………………..…………………...42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Экономич.теор - копия.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

Итак, прежде всего все налоги различаются по способам взимания как прямые и косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.

Эффективность обложения прямыми налогами зависит от способности граждан и предприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т.д. Этот способ налогообложения всегда был связан с насильственными мерами (принуждением, штрафами, судебным разбирательством и пр.). Прямые налоги граждане платят очень неохотно, ведь они представляют собой непосредственные вычеты из того, что они могли бы, не будь налогов, считать своим достоянием. Отсюда и множественные нарушения налогового законодательства - вплоть до уголовных преступлений.

Иное дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрыта от глаз налогоплательщика, поэтому государство подчас безбожно увеличивает именно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги. И население легко «покупается» на такие трюки ловких финансистов, которые склонны затыкать бюджетные бреши, глубоко залезая в карманы рядовых граждан.

Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Косвенные налоги же ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но, в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар и пользующимися услугами. Эти налоги менее справедливы, чем прямые, потому что бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога: разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары. Незаметность, «мягкость» косвенных налогов приводят к тому, что во многих современных государствах они находятся в привилегированном положении.

По сравнению с прямыми налогами косвенные налоги примитивны и грубы, но их легче получать. В античные времена сборщики косвенных налогов с торговцев и купцов, зачастую не умели даже читать и писать. Однако они прекрасно знали счет. И этого было достаточно, чтобы собрать налог с товара: подсчитал количество мешков или кувшинов, взял за каждый с хозяина по определенному количеству денег – вот и вся работа.

Давно замечено, что тот или иной тип налога в странах преобладает в зависимости от уровня их экономического развития. В развивающихся странах большинство налоговых поступлений приходится на косвенные налоги. Больших поступлений в бюджет прямые налоги не дадут. А уплатить надбавку к цене товаров, компенсирующую косвенные налоги, даже бедняки могут. Ведь и им надо питаться, покупать скромную одежду и т.д. Прямые же налоги имеют большее значение в экономически развитых странах с зажиточным населением.

НК РФ подразделяет налоги на федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:

1)       налог на добавленную стоимость;

2)       акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3)       налог на прибыль (доход) организаций;

4)       подоходный налог с физических лиц;

5)       единый социальный налог;

6)       государственная пошлина;

7)       таможенная пошлина и таможенные сборы;

8)       сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9)       водный налог;

10)   налог на наследование и дарение. 

Региональные налоги – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К этим налогам относятся:

1)       налог на имущество организаций;

2)       транспортный налог;

3)       налог на игорный бизнес;

Местными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся следующие налоги:

1)       земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

 

Глава 2. Налоговая система в России на современном этапе

2.1 Основные виды косвенных налогов

2.1.1 Налог на добавленную стоимость

              В налоговой системе Российской Федерации главным является налог на добавленную стоимость, обеспечивающий свыше 1/3 всех доходов государства. Введённый с 1 января 1992 года в России НДС заменил налог с оборота и налог с продаж. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью гото­вой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Как косвенный налог НДС выступает в форме надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предпринимателя. Это налог на потребителя, а не на предприятие, которое по существу выступает лишь сборщиком. Кроме того, в добавленную стоимость вклю­чается амортизация и некоторые другие элементы.

По сравнению со своими предшественниками (налогом с оборота и налогом с продаж) НДС имеет определённые преимущества. Он более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, с расширением налоговой базы и ставок поступления могут увеличиваться. Для отдельного производителя этот налог менее обременителен, поскольку налогообложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога распределяется по всей цепи товарооборота, чем достигается равное положение всех участников рыночных отношений. Это более простая форма обложения, так как для всех плательщиков установлен единый механизм взимания на всей территории России. Для государства он более предпочтителен, ибо от него трудно уклониться, что уменьшает случаи финансовых нарушений. Также этот налог в большей степени повышает заинтересованность в росте дохода предпринимателя, поскольку автоматически освобождает предприятие от налога на производственные затраты.

Итак, этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Поэтому налогооблагаемая база для НДС равна цене реализации продукции минус цена покупаемых материальных ценностей.

              Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юриди­ческого лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога , если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций и индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Но данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

              Объектом налогообложения  выступают:

Обороты по реализации товаров на территории РФ:

      всех товаров собственного производства и приобретенных на стороне;

      ввозимыми на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами;

      без оплаты стоимости в обмен на другие товары;

      внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

      безвозмездно или с частичной уплатой другим предприятиям или физическим лицам, включая работников предприятия;

      предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении им обеспеченного залогом обязательства.

Обороты по реализации выполненных работ, в том числе:

      внутри предприятия для собственного потребления, если затраты не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

      без оплаты стоимости в обмен на другие выполненные работы.

В данном случае объектом налогообложения являются объемы выполненных работ: строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных.

Обороты по реализации оказанных услуг, в том числе:

 внутри предприятия для собственного потребления при условии, что затраты не относятся на издержки производства и обращения;

 без оплаты стоимости в обмен на другие услуги;

 безвозмездно или с частичной уплатой другим предприятиям или физическим лицам, включая работников предприятия.

Объектом налогообложения при реализации услуг выступает выручка, полученная от оказания услуг пассажирского и грузового транспорта, услуг от сдачи в аренду имущества, в том числе по лизингу, посреднических услуг, услуг связи, бытовых и жилищно-коммунальных услуг и других платных услуг.

Любые денежные средства, полученные предприятиями, если их получение связано с расчетами при оплате товаров (работ, услуг), в том числе:

      авансовые и иные платежи, поступившие в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) на счет учреждения банка или в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по документам за реализованные товары (работы, услуги);

      авансовые платежи, полученные российскими организациями от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров (работ, услуг);

      штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг;

      полученные финансовые ресурсы во временное пользование при отсутствии лицензии на проведение банковских операций.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Феде­рации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере на­родного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструктор­ские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования, а также малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

              Ставка налога.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации:

      товаров вывезенных  в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;

      работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров: работы и услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, работы и услуги по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

      работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

      услуг по перевозке пассажиров и багажа;

      работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг)непосредственно в космическом пространстве;

      драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ;

      товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствам или для пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств;

      припасов вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. Припасами признаются топливо, горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов;

      выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и продуктов переработки;

      построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации:

      следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов  (за исключением деликатесных), молока и молокопродуктов,  яйца и яйцепродуктов, сахара, круп, масла  растительного, хлебы и хлебобулочных изделий, рыбы живой (за исключением ценных пород), продуктов детского и диабетического питания, овощей;

Информация о работе Основы налоговой системы России