Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть полностью понятие монетарной политики и рассмотреть особенности денежно-кредитной политики в России.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть монетаризм как основу формализации монетарной политики;
– выяснить основные концепции и эволюцию монетаризма;
– изучить теоретические аспекты монетарной политики;
– выяснить цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики;
1 Введение………………………………………………………………………..3
2 Монетаризм как основа формирования денежно-кредитной политики…..5
2.1 Общая характеристика концепции. 5
2.2 Эволюция монетаризма и его разновидности 7
3 Теоретические аспекты монетарной политики……………………………..10
3.1 Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики. 10
3.2 Основные концепции денежно-кредитной политики 15
3.3 Методы и инструменты денежно-кредитной политики….…………...17
4 Особенности монетарной политики в России…………….…………………19
4.1 Цели и принципы монетарной политики………………………………19
4.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики в России……22
4.3 Направление совершенствования денежно-кредитной политики …...24
4.4 Результаты монетарной политики в России ………………………..…28
5 Заключение…………………………………………………………………..…29
Список использованных источников……….………………………………… .31
3.Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она ведь меняется под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что сказывается и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах. Если ЦБ ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой же уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графическим отображением денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая[3].
Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег.
Под предложением денег (money supply - MS) понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов.
Предложение денег обычно отображается вертикальной прямой, поскольку предлагается, что на каждые данный момент задано определенное, фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис.3.1).
Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.
1.Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то рисунком денежного предложения будет действительно вертикальная прямая (рис.3.1).
2.Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента, которая называется гибкой. Она отображена на рисунке 3.1 горизонтальной линией.
3.Третий вариант графического отображения денежного предложения – наклонная кривая (рис.3.1). Она показывает, что денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении, и нормы процента[3].
Рисунок 3.1-Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики: Ms1 – денежное предложение при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении: Ms2 – денежное предложение гибкой денежно-кредитной политике; Ms3 – денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента.
Спрос на деньги (Md – money demand) формируется:
1)из спроса на деньги как на средство обращения (т.е.деловой, операционный, транзакционный или спрос на деньги для совершения сделок);
2)из спроса на деньги как на средство сохранения стоимости (спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимости или спекулятивный спрос).
Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального валового национального продукта (прямо пропорционально). Чем больше доходов в обществе потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.
Операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента, и тогда графическое отображение спроса на деньги для сделок будет выглядеть следующим образом (рис.3.2).
Рисунок 3.2 - Операционный Рисунок 3.3 - Спрос на деньги
спрос на деньги.
На рисунке 3.3 спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально).
Распределение финансовых активов зависит от величины ставки процента. Чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги и наоборот.
Итак, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта (рис.3.4). На рисунке 3.4 номинальная процентная ставка –на вертикальной оси, общий спрос на деньги –на горизонтальной оси. Функциональная зависимость этих параметров даст совокупность кривых, каждая из которых соответствует определенному уровню номинального ВВП. Перемещения вдоль криво й показывают изменения процентной ставки. При высоких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, поскольку все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бумаги. Спрос же на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.
Рисунок 3.4-Общий спрос на деньги
Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего ЦБ. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении он использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется ЦБ и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ пополняет ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым – по насыщению экономики денежными ресурсами[3].
3.2 Основные концепции денежно-кредитной политики
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Кейнсианский подход. Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно, активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций – к изменению в уровне национального производства.
Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велики. ЦБ при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.
Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.
Монетаристский подход. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги – главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма – М. Фридмен.
М. Фридмен и его сторонники утверждали, что:
- монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, имеют экзогенный характер. Они являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует, действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку».
- Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемых совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно – нищими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей»;
- для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддержать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;
- монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренном дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции очевидны чистые убытки.
Таким образом, динамика валового национального продукта следует за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.
«Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.
3.3 Методы и инструменты денежно-кредитной политики
Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрых эффект с точки зрения контроля ЦБ за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на них деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействует на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапа преобразований, используется как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторым.
Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования ЦБ.
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их название связано с решением частных задач, например, как ограничение выдачи ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, ЦБ сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны ЦБ стран с рыночной экономикой. Применение в практике ЦБ селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков (КБ) типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
Инструменты денежно-кредитного регулирования. В мировой экономической практике ЦБ используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:
- изменение норматива обязательных резервов или «резервных требований»;
- процентная политика ЦБ, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в ЦБ.
- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами[3].
4 Особенности монетарной политики в России
4.1 Цели и принципы монетарной политики
В ближайшие десятилетия в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижение рисков и принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усилие потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.
В 2005 году Банк России будет следовать принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса. Снижение инфляции до запланированного уровня (7,5-8,5% в 2005 году, 6,0-7,5% -в 2006 году и 5,0-6,5% -в 2007 году) является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной волюты на состояние российской экономики[4].
По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредотачивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными. Тем не менее, монетарные условия, инфляционные ожидания и определение среднесрочного тренда инфляции остаются важным ориентиром.
Информация о работе Особенности монетарной политики в России