Особенности переходной экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Уже прошло 20 лет после распада СССР и сейчас Россия стоит на пути интеграции в мировую экономику и стабильного экономического развития. Россия выбрала иной путь политического, экономического и социального развития. Она отказалась от плановой экономики в пользу рыночных отношений, была проведена реформа государственного управления, разработана и принята новая Конституция страны, создана законодательная база для развития рыночной экономики.

Содержание

Введение. 3
Концепция перехода к рыночной экономике. 4
Особенности переходной экономики в России. 15
Заключение. 29
Список литературы. 32

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение.                                                                                                                3

  1. Концепция перехода к рыночной экономике.                                          4
  2. Особенности переходной экономики в России.                                    15

Заключение.                                                                                                          29

Список  литературы.                                                                                             32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Уже прошло 20 лет после распада  СССР и сейчас Россия стоит  на пути интеграции в мировую  экономику и стабильного экономического  развития. Россия выбрала иной  путь политического, экономического  и социального развития. Она отказалась от плановой экономики в пользу рыночных отношений, была проведена реформа государственного управления, разработана и принята новая Конституция страны, создана законодательная база для развития рыночной экономики.

       Еще в конце 80-х г. ожидалось, что Россия успешно осуществит переход к рыночной экономики. Для этого у нее были все предпосылки благоприятного проведения преобразований.

       Но вопреки ожиданиям рыночные  реформы оказались не совсем  удачными. Ежегодный спад составил  10-20 % - один из самых значительных показателей уменьшения национального продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11-е – 12-е. Инфляция «съела» сбережения населения и разрушила средний класс.

       Россия создала модель того, как  не следует выполнять переход  к рыночной экономике.

       К основным задачам данной работы относятся:

     • рассмотреть уроки, которые можно извлечь из опыта стран с переходной экономикой: России, Китая, Польши, стран СНГ;

     • рассмотреть характерные черты  и особенности переходной экономики  в России;

     • проанализировать итоги переходной экономики в России

     Объектом  исследования данной работы стала экономика  переходного типа.     Целью  является проанализировать закономерности перехода к рынку, рассмотреть последствия перехода. 

 

1. Концепция перехода к рыночной экономике.

       В конце 80-х начале 90-х годов  27 постсоциалистических государств начали переход от плановой экономики к рыночной.

       Сложившуюся в СССР и других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.

       Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов административной власти. Это сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий.

       Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределении продукции. В результате исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами.

       В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно-распределительных методов. Такие методы подрывают свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результате труда.

       Командное руководство оправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. Оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить сравнительно простые производственные задачи. В экстремальных условиях данный тип управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.

       Значит, командно-административную  систему управления можно признать  нормальной формой регулирования  хозяйства, пригодной, правда, только  для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй какой-то страны и жизнь ее граждан находятся под серьезной угрозой.

        В России в определении причины краха тоталитарных режимов сложились две противоречивые позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о ее нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению. С позиции второй точки зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны. [2. с.14]

       Таким образом, фиаско советской командно-административной системы управления экономикой явилось объективной причиной возникновения необходимости трансформации вновь возникших суверенных государств в рыночные экономики.

       По мнению большинства экономистов,  наиболее эффективной является  рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

       Важным неэкономическим аргументом  в пользу рыночной системы  служит то обстоятельство, что  она делает ставку на роль  личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности.

       Рыночная система предполагает:

    • многообразие форм собственности;
    • личную инициативу и свободу предпринимательства;
    • развитую конкуренцию;
    • наличие законодательной базы, адекватной рыночной экономике;
    • наличие развитых рынков основных факторов производства или предпосылок для них;
    • наличие кадров предпринимателей и опыта взаимодействия государственных структур с риском;
    • наличие экономических и законодательных преград на путях стремления монополий к безраздельному господству.

       Переходная экономика характеризует как бы  "промежуточное"  состояние  общества,  когда прежняя система социально-экономических отношений и  институтов  разрушается и реформируется, а  новая  только  формируется.

        Переходная экономика характеризуется  следующими особенностями:

        Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений – необратимость, неповторяемость, а с другой – рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

       Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

       В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

       В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

       Переходной экономикой называют такой тип экономической системы, в которой происходит трансформация механизма хозяйствования от административно-командных принципов к рыночным. [7]. Синонимом термина переходная экономика является транзитивная экономика – состояние перехода экономической системы одного вида в другой. [8].

     При преобразовании плановой экономики  в рыночною, когда коренным образом  меняется весь механизм функционирования экономики, возникает особый переходный кризис, названный венгерским экономистом Я. Корнаи «трансформационным спадом». Трансформационный спад обусловлен тем, что в зарождающейся рыночной экономике утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще находятся на стадии формирования и не способны функционировать с полной отдачей.

       Главными задачами перехода к рынку являются следующие.

  1. Разгосударствление и приватизация, развитие предпринимательства. Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятия, но без изменения характера собственности. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.
  2. Формирование рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей, включая, в частности товарные и фондовые биржи и т.д.
  3. Демонополизация экономики, что является важной предпосылкой для развития конкуренции и достижения рыночного равновесия.
  4. Либерализация цен путем снятия государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением.
  5. Финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения объема денежной массы в обращении. Без проведения такой политики или при ее ослаблении снятие контроля над ценами приводит к высоким темпам инфляции.
  6. Сильная система социальной поддержки, которая облегчила бы части населения приспособление к условиям рыночной экономики.

       Практика стран, входивших некогда  в «мировую социалистическую  систему»,  демонстрирует два  основных варианта трансформации  административно-командной системы  в рыночную экономику. Первый (исторически более ранний) - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия). Второй - шоковая терапия, применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Восточной Европы (в классической форме – в Польше).

       Различие между указанными вариантами заключаются в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

       Характерной чертой эволюционного  пути является то, что реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве, где устраняются наиболее негативные черты командной системы и открывается определенный простор частной хозяйственной инициативе. Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по выпуску потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов  и одновременно, приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фонд для дальнейшего углубления реформ.

       Рассмотреть эволюционный путь реформ можно на примере Китая.

       В основе проводимых в Китае  экономических преобразований лежит  идея о том, что в экономике  должны сочетаться план и рынок.  Такое сочетание должно было  создать стимулы для повышения  производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. В конце 1992 г. было решено свести роль государства к индикативному планированию при резком сокращении роли административных рычагов (центральному планированию подлежит 12 основных видов продукции). Правительство Китая, избегая хирургического вмешательства, предпочитает как бы расшатывать прежний хозяйственный механизм, вместо того чтобы устранить его решительным ударом, как это произошло в России и странах Восточной Европы. В Китае сформировался довольно развитый рынок, начал складываться рынок капиталов. В начале 90-х годов производство и реализация примерно половины всех товаров регулировалось не государственным директивным планом, а рыночными связями и ценами. Получили распространение рыночные методы регулирования товарных потоков через товарные биржи. Но даже с учетом всех этих изменений директивное планирование  по-прежнему определяет направление и темпы развития основных отраслей народного хозяйства. План и рынок не вступили в равноправное взаимодействие. [3.с.394]

Информация о работе Особенности переходной экономики в России