Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа
Уже прошло 20 лет после распада СССР и сейчас Россия стоит на пути интеграции в мировую экономику и стабильного экономического развития. Россия выбрала иной путь политического, экономического и социального развития. Она отказалась от плановой экономики в пользу рыночных отношений, была проведена реформа государственного управления, разработана и принята новая Конституция страны, создана законодательная база для развития рыночной экономики.
Введение. 3
Концепция перехода к рыночной экономике. 4
Особенности переходной экономики в России. 15
Заключение. 29
Список литературы. 32
Возможность применения в
1) громадным и неустранимым в обозримом будущем преобладание военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов;
2)
крайне тяжелым состоянием
3) политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима и распадом СССР.
Опыт Китая говорил лишь о том, что сравнительно недолгое существование плановой экономики перед проведение рыночных реформ облегчает начало перехода и способствует более плавному его осуществлению. В России же плановая система в чистом виде просуществовала около 60 лет (против 25 в Китае), и процесс ускорения присущих ей экономических и социальных институтов, стереотипов поведения зашел гораздо дальше.
Вместе с тем двухсекторная
(по китайскому образцу)
Попытка эволюционного перехода к рынку в Советском Союзе в 1989-1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ, начавшийся тотальный развал старой системы.
К концу 1991 г. экономическое
положение России настолько
Стратегия шоковой терапии
Сторонники шоковой терапии в
России и Польше выделяют два
этапа реализации своей
Стратегия шоковой терапии,
Поэтому снятие
Снижению инфляции и
Результатом первого этапа
Однако эти позитивные моменты шоковой терапии оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, особенно его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица.
Однако финансовая
В числе важнейших
• либерализация цен (в Польше с января 1990 г. установление цен на 90 % товаров было переведено на рыночную основу, цены на 5 % товаров административно регулировались государством, а изменение цен на остальные 5 % товаров требовало согласия государственного органа);[3.c.399]
• введение единых принципов налогообложения для различных секторов и отраслей, унификация ставок прямых налогов;
• принятие антимонопольного законодательства и проведение разукрупнения государственных предприятий в ряде отраслей;
•
перевод государственных
•
ликвидация традиционного
•
развертывание малое
• разработка правовых и организационных основ для проведения большой приватизации (в промышленности, строительстве и на транспорте, в других отраслях с преобладание крупных хозяйственных единиц);
• обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства;
• достижение внутренней обратимости национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу;
• создание основ системы социальной защиты, в том числе службы трудоустройства, и введения пособий по безработице.
Главной чертой всех этих
Государство действует на рынке в основном как обыкновенный его участник. Возможно сохранение государственного заказа, но с коренным изменением его содержания: соглашение по соответствующим товарным группам заключается между производителем и потребителем, цены устанавливаются на рыночной основе, а государственные органы лишь регулируют сделку.
Важным условием необратимости
трансформации экономической
В России различными формами
и видами
2. Особенности переходной экономики в России.
Для того, чтобы лучше понять особенности перехода России к рынку, необходимо подробно рассмотреть период, непосредственно предшествующий рыночным реформам.
В 1985 году начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». Руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис успел охватить основные звенья системы. В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 % , что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть продолжающейся гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода ресурсов у страны не было. Было предпринято искусственное нагнетание инвестиций в эту отрасль за счет других секторов экономики. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. [2.c.42]
Экономическая перестройка началась с июня 1987 года, когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены широкие полномочия, в частности, право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами т.д.
В середине 1988 года были приняты
законы, по которым разрешалось
открывать частные предприятия
в более чем 30 видах производственной
деятельности. В соответствии с
этими законами фактически был
легализован большой сектор
Продовольственная проблема в стране обострялась. В этих условиях одним из способов решения продовольственной проблемы могла бы стать аренда земли. В 1989 году были приняты законы, допускавшие аренду земли и других природных ресурсов юридическими и физическими лицами, в результате чего повсюду стали возникать семейные фермы, как один из видов арендного хозяйства. Но к аренде не допускались крестьянские хозяйства. В декабре 1990 г. в Конституцию РФ была внесена поправка, которая признавала возможность закрепления земли крестьянскими хозяйствами в частную собственность, но продажа этих участков запрещалась в течение десяти лет после приобретения их в собственность. Такая отсрочка затягивала решение аграрного вопроса на долгие годы. А полки магазинов пустели.
Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация, и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д. Но все эти документы пронизывала идея построения рыночного социализма (создания рынка в условиях Госплана), что само по себе являлось утопией.
В
1990 г. появилась программа «500 дней»,
разработанная группой
Она предполагала за этот короткий период восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, признавался суверенитет союзных республик, предлагались антимонопольные меры приватизация государственных предприятий, резкое сокращение государственных расходов, в связи с чем предлагался отказ от строительства крупных промышленных объектов, прекращение помощи другим странам и резкое ограничение военных расходов. Летом и ранней осенью 1990 года казалось, что М.Горбачев действительно принял эту программу. Но партийно-государственная номенклатура испугалась утраты экономической власти, и после некоторых колебаний Программа «500 дней» была отклонена. После отказа Горбачева одобрить эту программу руководство России заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежне экономической системы, а ее полный демонтаж.
Информация о работе Особенности переходной экономики в России