Особенности переходной экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Уже прошло 20 лет после распада СССР и сейчас Россия стоит на пути интеграции в мировую экономику и стабильного экономического развития. Россия выбрала иной путь политического, экономического и социального развития. Она отказалась от плановой экономики в пользу рыночных отношений, была проведена реформа государственного управления, разработана и принята новая Конституция страны, создана законодательная база для развития рыночной экономики.

Содержание

Введение. 3
Концепция перехода к рыночной экономике. 4
Особенности переходной экономики в России. 15
Заключение. 29
Список литературы. 32

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)
 
 

       На втором этапе развития реформ  одной из самых актуальных  и решающих для экономики стала  проблема государственного долга. Дело в том, что в отличие от предыдущего периода дефицит бюджета в 1995-1997 гг., достигавший в среднем 10% ВВП, стал покрываться менее инфляционными методами: покупкой ЦБ и некоторыми другими банками, а также иностранными инвесторами краткосрочных государственных ценных бумаг, которые выпускались Министерством финансов.

       В принципе выпуск ценных бумаг  во всем мире считается обычным делом, поскольку это в какой-то мере позволяет укрепить бюджет государства. Но пользоваться этим инструментом следует очень осторожно, поскольку в стране автоматически растет внутренний государственный долг. В России практически вся эмиссия Министерства финансов состояла из государственных казначейских обязательств (ГКО) со сроком погашения три и шесть месяцев и облигаций федерального займа (ОФЗ) со сроком от одного года до трех лет. На долю этих двух видов ценных бумаг приходилось 436 млрд руб. из 506 млр руб. общей суммы внутреннего рублевого государственного долга (июль 1998 г).

       Вся проблема заключалась в  том, что краткосрочные ценные  бумаги требовали их постоянного  обновления взамен уже погашенных, т.е. очень быстро возрастала  государственная долговая пирамида. Финансовая система страны попадала в порочный круг, когда оплата старых долговых обязательств происходила только за счет выпуска новых, на которые следовало устанавливать более высокую процентную ставку.[7]

       К тому же осенью 1997 г. разразился финансовый кризис, охвативший весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Казалось бы, российской экономике, очень слабо связанной со странами этого региона, данный кризис реально не угрожает. Но на практике все было гораздо сложнее. Под влиянием кризиса во многих странах началась паника среди держателей государственных облигаций. И в России иностранные инвесторы бросились в массовых масштабах срочно продавать ГКО-ОФЗ, угрожая подорвать всю систему государственного долга. ЦБ, спасая валютные резервы, начал повышать процентную ставку рефинансирования, которая к весне 1998 г. достигла 15% годовых. Все это вело к общему росту процентных ставок и загоняло правительство и ЦБ в кризисную ситуацию. На выплату процентов по государственному долгу в первой половине 1998 г. приходилось тратить до 60% всех налоговых поступлений в бюджет. Страна стремительно двигалась ко всеобщему обвалу, который произошел в августе 1998 г.[7]

       Одним из заметных явлений  второго этапа реформ стало  непомерное увеличение количества  банков. В начале 1998 г. в стране насчитывалось более 2,5 тыс. зарегистрированных банков, но их них фактически функционировало немногим более 1,6 тыс.[1.c.382]

       Большое влияние на экономику  России в этот период стали  оказывать огромные внешние долги.  С одной стороны, это были долги Советского Союза, которые приняла на себя Россия после распада СССР. Разумеется, их уже нельзя было просто аннулировать, как в свое время поступила Советская Россия с царскими долгами, а их следовало выплачивать. Но в начале 1990-х г. у новой России не было средств для этого, поэтому выплата по долгам откладывалась, а тем временем на них постоянно начислялись проценты, и к концу 20 века долги бывшего СССР составляли уже 95 млрд долл. [7]

       С другой стороны, за годы  реформ у России накопились новые долги, прежде всего перед Международным валютным фондом, Всемирным банком и другими международными организациями. В целом сумма долгов России, накопленных после 1991 г., составили 55 млрд долл., оказывая на российскую экономику сильное давление и препятствуя преодолению кризиса переходного периода.

       Еще на первом этапе реформ  ослабление покупательской способности  рубля приводило к постоянному  снижению его обменного курса.  После «черного вторника» обменный  курс рубля к доллару был  поставлен под довольно эффективный контроль со стороны ЦБ. До августа 1998 г. в стране поддерживался валютный коридор, в пределах которого мог колебаться обменный курс. Чтобы этот курс не выходил за пределы коридора, ЦБ осуществлял валютную интервенцию за счет продажи валюты из своих резервов (если курс доллара приближался к верхнему пределу) или ее покупки (если курс приближался к нижнему пределу).[1.c.383]

       Такая ситуация сохранялась в  основном до середины 1997 г. Вскоре  спрос на валюту стал заметно  превышать ее предложение, и ЦБ приходилось лихорадочно выбрасывать на рынок новые и новые объемы долларов из своего резервного фонда. В итоге резервы ЦБ сократились с 20,4 млрд (конец июня 1997 г.) до 8,2 млрд долл. (в течение августа 1998 г.). оставалась одна надежда на продажу золотого запаса, который летом 1998 г. составлял 489 т, но это уже был неприкосновенный запас, так что отступать было некуда.[4.326]

       Положение усугублялось еще и тем, что в этот период на мировых рынках упали цены на нефть до невероятно низкого уровня: за 1 баррель нефти давали 10 долл. Российская экономика сразу же ощутила снижение валютных поступлений, поскольку доходы от продажи этого важнейшего экспортного товара занимали очень большое место в государственном бюджете страны.

       Начало третьего этапа в развитии российской экономики в 1990-х г. ознаменовало драматическими событиями августа 1998 г. эти события были во многом предопределены и перманентным политическим кризисом, связанным с неспособностью главнх политических сил в течение нескольких лет прийти к соглашению по поводу решения основных экономических и политических проблем страны. 7 августа 1998 г. правительство объявило о введении следующих мер государственной политики: отказ от поддержи ЦБ валютного коридора; отказ от договорных условий погашения краткосрочных обязательств; установление трехмесячного моратория по частным долгам иностранным кредиторам. На практике это означало расширение и полную отмену валютного коридора, что привело к официальному снижению курса рубля на валютном рынке, или его девальвации.

       Вероятно, не следовало доводить  дело до обвала рубля, а постепенно  снижать его курс гораздо раньше. Ведь с 1995 г. специалисты отмечали, что курс рубля явно завышен  по сравнению с его реальной  покупательной способностью. В результате же отмены валютного коридора курс доллара вырос сразу в два-три раза, а не на 50%, как предполагало правительство, а потом до конца года – в четыре раза по сравнению с началом августа (примерно с 6 до 24 руб. за долл.).

       Отказ правительства от условий  погашения ГКО-ОФЗ по существу означал дефолт, или банкротство государства – должника. Такая односторонняя мера привела к огромным потерям у многих внутренних держателей ценных бумаг – ЦБ, Сбербанка, группы крупных коммерческих банков, а также иностранных держателей, на долю которых приходилось около трети общего количества ГКО-ОФЗ. Это означало крах всей банковской системы: сотни мелких банков мгновенно разорились.

       В 2000 г. произошли перестановки  в правительстве. На выборах  26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран президентом РФ. Все это послужило исходным пунктом формирования более устойчивых политических отношений в обществе как основы экономической стабилизации.

       В течение 1999 г. в стране  шли поиски путей по выходу  из кризисной ситуации, сложившейся  после августа 1998 г. прежде всего необходимо было извлечь максимальную выгоду из девальвации рубля. Известно, что удешевление национальной валюты ограничивает импорт товаров и, следовательно, способствует подъему отечественного производства, особенно в отраслях, производящих продукцию на экспорт. Следует отметить, что в течение 1999-2000 г. Россия во многом сумела воспользоваться благоприятными последствиями падения курса рубля.

       В этот период заметно активизировался  процесс, связанный с урегулированием  внешних долгов России. В результате длительных переговоров с Парижскими и Лондонскими клубами кредиторов часть долгов удалось списать, а часть – реструктурировать с рассрочкой выплат на более отдаленные периоды.

       Одновременно на мировом нефтяном  рынке начался бурный рост цен, который во многом был спровоцирован позицией стран – членов ОПЕК, выступающих консолидировано за сдерживание добычи и поставок продукции на рынок. В 2000 г. цены на нефть поднялись свыше 30 долл. за баррель, но затем стабилизировались в пределах 26 долл. за баррель. Это было как нельзя кстати для российской экономики. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важнейших секторов экономики и в социальную сферу. [8]

     Итак, можно констатировать, что к концу 20 века в России в основном были реализованы  цели, заложенные в программе правительства  Е.Т.Гайдара. в стране была проведена  либерализация цен и внешнеэкономической  деятельности, осуществлена бюджетная и денежная стабилизация, сформировался институт частной собственности. Знаменательный 2000 г. оказался для российской экономики довольно успешным. После длительного перерыва рост ВВП составил в этом году 7% «Рис.1», впервые бюджет был сведен с профицитом, т.е. превышением доходов над расходами (без учета выплат по внешнему долгу). Стали оживляться предприятия не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в машиностроении. Постепенно в страну начали притекать иностранные инвестиции, хотя и не в таком объеме, в каком требует Россия.

       Это позволило приступить  к разработке в 2000 г. новой  программы социально-экономического  развития страны.

  
 
 
 
 
 

Рисунок 1 -  Изменении ВВП 1989-2010 (%) 

     Заключение

     Сегодняшние итоги  всерьез заставляют задуматься о том, насколько необходима была такая ломка экономики. Конечно, в этом вопросе как и у медали две стороны, но мы попытаемся взвесить все «за» и все «против».

       Существуют специфические проблемы  в области перехода к рынку:  очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала  не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.

     Естественно, что такая система ограничения  потребительского спроса не давала в  полной мере промышленности реагировать  на потребительский спрос, и это  делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

       Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество  больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

       Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

       И вот в 1991 г. была получена свобода. Население стало приспосабливаться к рыночным условиям. Все больше люди стали жить самостоятельно и зарабатывать деньги, не оглядываясь на государство. Именно в эти годы в массовых масштабах появились своеобразный «челночный» бизнес, когда тысячи людей на свой страх и риск отправились в Турцию, Польшу, Китай и другие страны, чтобы закупать товары массового спроса, которых так не хватало в России, чтобы потом продать их на вещевых рынках. Конечно, большинство «челночников» пришли в эту сферу не от хорошей жизни, а чаще всего из-за массовой безработицы, охватившей огромное количество промышленных предприятий, научных учреждений и организаций, связанных прежде всего с военным производством. Это привело к тому, что целые отрасли и регионы оказались бесперспективными.

       Только в Липецкой области  было закрыто и переориентировано  6 крупных заводов: Тракторный  завод, занимавший 3 место в Европе  по производству тракторов и 1 место в России; Завод пусковых двигателей, Свободный Сокол, Трубный завод, Станкостроительный, Швейная фабрика. А это десятки тысяч рабочих, которые фактически были брошены на произвол судьбы.

Информация о работе Особенности переходной экономики в России