Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:20, научная работа
Первые попытки создания инновационных малых предприятий при вузах были предприняты еще в конце 90-х годов. Тогда в четырех петербургских вузах – Политехническом университете, Электротехническом университете (ЛЭТИ), Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и Лесотехнической академии — начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки). Здесь решались проблемы переходного периода, в том числе и практической подготовки молодых специалистов.
Введение
1. Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при Вузах и НИИ
2. Молодежное предпринимательство в городах России
2.1. Молодежное предпринимательство в вузах Приморья
2.1.1. Инновационный бизнес-инкубатор Дальневосточного Федерального университета - TERRA_CREATIVA
2.1.2. Инновационный бизнес-инкубатор при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса
2.2. Молодежное предпринимательство в Кировской области
2.3. Молодежное предпринимательство в Москве
2.3.1. Московский городской центр инноваций и высоких технологий
2.4. Молодежное предпринимательство в Иркутске
2.5. Молодежное предпринимательство в Республике Карелия
3. Развитие предпринимательских навыков у учащихся средней общеобразовательной школы
4. Ассоциация предпринимательских университетов России
Заключение
Тема: Особенности поддержки предпринимательских инициатив в учреждениях профессионального образования.
Содержание
Введение
1. Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при Вузах и НИИ
2. Молодежное предпринимательство в городах России
2.1. Молодежное предпринимательство в вузах Приморья
2.1.1. Инновационный бизнес-инкубатор Дальневосточного Федерального университета - TERRA_CREATIVA
2.1.2. Инновационный бизнес-инкубатор при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса
2.2. Молодежное предпринимательство в Кировской области
2.3. Молодежное предпринимательство в Москве
2.3.1. Московский городской центр инноваций и высоких технологий
2.4. Молодежное предпринимательство в Иркутске
2.5. Молодежное предпринимательство в Республике Карелия
3. Развитие предпринимательских навыков у учащихся средней общеобразовательной школы
4. Ассоциация предпринимательских университетов России
Заключение
Нельзя сделать одного громадного шага, который тут же обеспечит Вам достижение нужной цели. Ибо любая нужная цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.
Питер Кохэн
«Деньги — это не цель, это только средство, которое предприимчивые люди используют так же, как хороший полководец свои дивизии».
А. Москович
Введение
Современный этап развития России характеризуется масштабностью процессов информатизации, созданием и внедрением инноваций в различные сферы деятельности. Конечным результатом этих изменений, осуществляемых в экономике страны, должно стать формирование инновационной экономики — гибкой, динамичной, кардинально меняющей экономические основы жизнедеятельности людей. Эти изменения в экономике обуславливают приобретение рабочей силой новых качеств, таких, как высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, высокая технико-технологическая культура, способность к перемене профессии и вариантному использованию своей способности к труду. Инновационная экономика требует большого числа специалистов, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.
Одним из эффективных путей решения данной проблемы является широкое вовлечение студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Молодежная, в том числе, студенческая предпринимательская инициатива может стать одним из основных факторов, с помощью которого можно повысить уровень инновационности российской экономики, ведь талантливая молодежь, способная генерировать идеи, всегда являлась источником инноваций.
Во многих зарубежных университетах студенческое предпринимательство — это естественный процесс. В ведущих мировых университетах таких, как Кембридж, Оксфорд или Массачусетский технологический институт этот процесс хорошо отлажен. Там давно сформировано понимание того, что предпринимательство — один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов. Интересный опыт накоплен во Франции. Есть, например, специальные объединения, которые осуществляют трехэтапное обучение студентов в области организации собственных предприятий: от создания виртуальных проектов до поддержки и сопровождения реальных предприятий.
В некоторых зарубежных странах широко развита практика привлечения специалистов-практиков к разработке учебных программ по востребованным на рынке труда специальностям с ориентацией на формирование необходимых компетенций. К примеру, одна из ведущих европейских бизнес-школ Instituto de Empresa (IE) основана испанскими бизнесменами и ее программы в первую очередь нацелены на обучение молодежи предпринимательству. Основной блок дисциплин (80%) в школе преподают представители академической среды и 20% — практики, а элективные курсы (например, трейд-маркетинг, международные стандарты бухучета и т.п.) обычно ведут только представители бизнеса.
Ассоциации европейских школ бизнеса, по сути, выполняют заказ на подготовку специалистов со стороны бизнеса, во взаимодействии с ассоциациями, занимающимися вопросами качества образования, вырабатывая стандарты, учебные планы, т.д.
Кроме того, в развитых странах Западной Европы вузы стимулируют высокую мобильность студентов и профессорско-
На решение этой задачи в нашей стране нацеливает подписанный президентом Д.А.Медведевым и принятый Госдумой закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях (август 2009 г.).
Первые попытки создания инновационных малых предприятий при вузах были предприняты еще в конце 90-х годов. Тогда в четырех петербургских вузах – Политехническом университете, Электротехническом университете (ЛЭТИ), Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и Лесотехнической академии — начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки). Здесь решались проблемы переходного периода, в том числе и практической подготовки молодых специалистов.
В 90-е годы только в ЛЭТИ появилось около 20 малых предприятий-кооперативов, которые занимались разработкой и внедрением нового рентгенологического оборудования. Предприятия Инновационно-технологического центра ИТМО разрабатывали приборы ночного видения и другую продукцию, часть которой шла на экспорт — в частности, в Германию и Великобританию. А в Технопарке Лесотехнической академии фирмы внедряли технологию производства элитных деревянных окон.
Всего в вузах было создано более 80-ти малых предприятий, в которых были заняты более 2 тыс. студентов и молодых специалистов. Однако правовые основы этого бизнеса зачастую были сомнительными: приходилось «выкручиваться», чтобы заработать и дать возможность молодежи заниматься свободным техническим творчеством, не нарушая при этом закон.
*
В 1997 году было создано НО НП «НАЦИОНАЛЬНОЕ СОДРУЖЕСТВО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ» (НСБИ). НСБИ объединяет бизнес-инкубаторы и объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (технопарки, учебно-деловые центры, инновационно-технологические центры и др.), а так же предприятия, чья деятельность связана с созданием и развитием малых предприятий.
Идея создания профессионального содружества для бизнес-инкубирующих структур зародилась на встрече директоров бизнес-инкубаторов в 1995 году. К тому времени в России было создано тринадцать бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта, идеологом которых была Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов - на гранты США и Канады. Вопросу создания общей профессиональной организации для бизнес-инкубаторов было посвящено специальное совещание инициативной группы в Ростове-на-Дону в 1996 году. Результатом совместных усилий в начале 1997 г. было учреждено "Национальное содружество бизнес-инкубаторов".
Миссия НСБИ состоит в создании условий для сервисной поддержки стартующих и растущих малых, в первую очередь инновационных, предприятий в регионах России.
Платформой развития практической предпринимательской деятельности среди студентов высших учебных заведений может послужить тенденция, сформировавшаяся в последние годы, когда большинство студентов стремится найти работу уже во время обучения в вузе. Данное обстоятельство связано с тем, что большинство студентов считают обучение в вузе лишь необходимостью получить диплом о высшем образовании, что, по их мнению, является престижным. Реальную же конкурентоспособность на рынке труда многие студенты связывают с наличием опыта работы в какой-либо сфере. Необходимость поиска работы во время обучения в вузе обусловлена также стремлением студентов самостоятельно зарабатывать на жизнь и приобрести практические навыки для успешного продвижения по карьерной лестнице в будущем (рис.1).
Рис. 1. Причины совмещения работы и учебы студентами российских вузов
Значительная часть студентов связывает поиск работы с трудоустройством в преуспевающую компанию, а не с открытием собственного бизнеса, поскольку для этого требуются значительные финансовые вложения, наличие профессиональных компетенций и свободного от учебы времени. Студенты связывают совмещение работы и учебы с повышением шансов на рынке труда.
В то же время, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), многие россияне (24%) отрицательно относятся к совмещению учебы и работы, аргументируя свою позицию тем, что у студентов мало времени остается на учебу, вследствие чего они не обладают значительным уровнем знаний (42%); что учеба — это главное, а работа от нее отвлекает (32%) и, кроме того, такая нагрузка вредит здоровью (8%) (рис. 2)
Рис. 2. Причины отрицательного отношения населения к совмещению студентами российских вузов работы и учебы
Таким образом, развитие предпринимательской деятельности среди студентов наталкивается на ряд проблем, в частности, снижение качества обучения, вызванное отсутствием у работающих или занимающихся своим бизнесом студентов необходимого времени для посещения учебных занятий.
С одной стороны, необходимо мотивировать студентов на поиск работы и открытие бизнеса, развитие их профессиональных компетенций и повышение конкурентоспособности на рынке труда; с другой — необходимо повышать и качество образования за счет усиления теоретической подготовки студентов, что предполагает ежедневное посещение лекций и семинаров.
Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие интеграции вуза и предприятий, предполагающей совместное планирование учебного процесса (когда руководители предприятий активно участвуют в формировании учебных программ вуза, тематики научно-исследовательских и проектных работ, организуют производственную практику студентов, привлекаются к преподаванию и проведению в вузе исследований и прикладных разработок.), а также развитие на территории университетов бизнес-инкубаторов, оказывающих значительную поддержку малому предпринимательству на разных этапах его становления и развития посредством предоставления комплекса необходимых консалтинговых, юридических и др. видов услуг.
Работающий студент — это своего рода связующее звено между рынком труда и вузом. Он привносит на рынок труда те ценности, которые приобретаются им в процессе учебы (культуру общения, инновационное мышление, высокую нравственность, и т.п.), а в студенческую среду — практические навыки, полученные в процессе трудовой деятельности, способствуя тем самым сближению вузов с практической деятельностью и реалиями современного общества.
1. Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при Вузах и НИИ
Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры в основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.
Пересмотреть запреты и ограничения на создание малых предприятий при вузах решил Дмитрий Медведев.
15 августа 2009 года вступил в силу федеральный закон №217-ФЗ, создающий правовую основу для инновационных предприятий, созданных при бюджетных научных учреждениях и государственных высших учебных заведениях.
Основной целью закона является обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической деятельности. Права на эти результаты принадлежат учреждениям науки и образования, поскольку созданы за счет бюджетных средств. Закон предоставляет возможность для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям.
Необходимость нововведений вызвана тем, что большинство результатов интеллектуальной деятельности в настоящее время создается за счет бюджетных средств государственными научными и образовательными организациями. Однако возможности самостоятельно внедрить в производство свои разработки у вузов и научных учреждений не было. Являясь бюджетными учреждениями, они не могли быть учредителями или участниками хозяйственных предприятий без разрешения собственника, что являлось серьезным препятствием.
В результате изменений, которые закон вносит в некоторые нормативно-правовые акты, закрепляется право научных и образовательных бюджетных учреждений создавать хозяйственные общества без согласия собственника имущества. Взносом в уставные капиталы будут права на использование результатов собственных научных и технических разработок.
При этом научным и образовательным учреждениям должно принадлежать более 25% акций или 1/3 доли в уставном капитале предприятия (в зависимости от его организационно-правовой формы), созданного с привлечением соучредителей.
Доходы от созданных хозяйственных обществ могут направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на осуществление основной деятельности учреждений - на образование и науку.