Особенности поддержки предпринимательских инициатив в учреждениях профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:20, научная работа

Описание

Первые попытки создания инновационных малых предприятий при вузах были предприняты еще в конце 90-х годов. Тогда в четырех петербургских вузах – Политехническом университете, Электротехническом университете (ЛЭТИ), Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и Лесотехнической академии — начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки). Здесь решались проблемы переходного периода, в том числе и практической подготовки молодых специалистов.

Содержание

Введение
1. Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при Вузах и НИИ
2. Молодежное предпринимательство в городах России
2.1. Молодежное предпринимательство в вузах Приморья
2.1.1. Инновационный бизнес-инкубатор Дальневосточного Федерального университета - TERRA_CREATIVA
2.1.2. Инновационный бизнес-инкубатор при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса
2.2. Молодежное предпринимательство в Кировской области
2.3. Молодежное предпринимательство в Москве
2.3.1. Московский городской центр инноваций и высоких технологий
2.4. Молодежное предпринимательство в Иркутске
2.5. Молодежное предпринимательство в Республике Карелия
3. Развитие предпринимательских навыков у учащихся средней общеобразовательной школы
4. Ассоциация предпринимательских университетов России
Заключение

Работа состоит из  1 файл

работа по экономике.doc

— 708.00 Кб (Скачать документ)

В 2011 году для студентов, аспирантов и магистрантов вузов г. Владивостока участие в программах  Инновационного бизнес-инкубатора будет бесплатным – ВГУЭС полностью покрывает расходы на содержание здания, аренду рабочих мест и консультационные услуги.

2.2 Молодежное предпринимательство в Кировской области

По итогам федерального конкурса, проводимого в 2009 году Минэкономразвития РФ среди субъектов РФ на право предоставления средств федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства, Кировская область признана победителем. 3 млн. рублей выделено на поддержку и развитие молодежного предпринимательства.

Деятельность по развитию молодежного предпринимательства в регионе в 2009 году представляла следующую систему:
- мотивация школьников на развитие личностных и профессиональных компетенций, необходимых будущим предпринимателям (проведение специализированной олимпиады по основам предпринимательской деятельности, проект межрегионального летнего загородного лагеря для школьников «Вятский экономический лагерь»);
- развитие предпринимательских инициатив, интереса и способности к предпринимательской деятельности среди студентов учреждений профессионального образования, высших учебных заведений (конкурс предпринимательских инициатив студентов старших курсов и выпускников высших и средних специальных учебных заведений «Бизнес старт», конкурс «Областная выставка-ярмарка инновационных бизнес-проектов молодежи»)

2.3 Молодежное предпринимательство в Москве

2.3.1 Московский городской центр инноваций и высоких технологий

В 2005 году МИВТ-Центр вошел в состав экспериментальной площадки первого уровня по тематике «Создание условий для реализации инновационных и предпринимательских инициатив учащихся и инженерно-педагогических работников в системе профессионального образования города Москвы», открытой в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы. А в 2007-м году этой экспериментальной площадке  был присвоен статус экспериментальной площадки второго уровня по тематике «Молодежный бизнес-инкубатор как форма адресного сопровождения и поддержки инновационных и предпринимательских инициатив учащихся и инженерно-педагогических работников в системе профессионального образования города Москвы» и МИВТ-Центр стал ее координатором.  

Цель этой экспериментальной площадки – привлечь молодежь в малый бизнес и осуществить поддержку учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования на всех этапах разработки их бизнес-проектов, а также создать систему специальной подготовки преподавателей, формирующих молодые кадры для малого предпринимательства.

МИВТ-Центр осуществляет координацию экспериментальной деятельности, консультирование в области маркетинга и финансов и помощь в практической реализации бизнес-проектов.

Учреждения начального и среднего профессионального образования - участники экспериментальной деятельности - отбирают проектные группы из числа учащихся, обучают их основам предпринимательства, помогают готовить проекты для участия во внутриколледжном конкурсе проектов. Проекты, успешно прошедшие внутриколледжный отбор, направляются для участия в различных конкурсах города Москвы и, прежде всего, на конкурс «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи города Москвы».

Таким образом, экспериментальная площадка создает реальные механизмы вовлечения учащихся профессиональных образовательных учреждений в малый бизнес через реализацию их предпринимательских инициатив, организацию непосредственного участия молодежи системы начального и среднего профессионального образования в реальных производственных процессах.

2.4. Молодежное предпринимательство в Иркутске

С целью развития предпринимательской инициативы среди студентов учреждений высшего профессионального образования г.Иркутска проводится конкурс "Лучший студенческий предпринимательский проект в городе Иркутске".

2.5. Молодежное предпринимательство в Республике Карелия

В целях содействия развитию предпринимательской активности студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, создание условий для реализации предпринимательской инициативы среди молодежи проводится Республиканский конкурс бизнес-проектов.

 

3. Развитие предпринимательских навыков у учащихся средней общеобразовательной школы

Некоторые выдержки из записей о Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», реализуемой в школе Пензенской области:

Миссия современной школы

 

Мы работаем для того, чтобы сделать реальностью достижение выпускниками жизненного успеха в условиях конкурентного общества XXI  века, что станет основой благополучия как отдельного человека, так и страны в целом. Формирование новой ментальности подрастающего поколения будет способствовать опережающему инновационному развитию  экономики и социальной сферы Пензенской области, каждого муниципального образования, каждого поселения.

Цель современной школы – воспитание порядочного и патриотичного человека и гражданина, предпринимателя, готового к жизни в конкурентной среде, способного к реализации своего личностного потенциала в различных сферах экономической деятельности.

 

Новый образ выпускника школы

Выпускника современной школы должны отличать готовность и способность творчески мыслить, самостоятельно достигать серьёзных целей, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, умело реагировать на различные жизненные ситуации. Это лидер-предприниматель, обладающий  инновационным бизнес-мышлением. Именно такой человек – деятельный, активный, практичный – должен стать ключевой фигурой нового общества и новой экономики. Поэтому школа призвана сформировать у своих воспитанников необходимую мотивацию к открытию собственного дела. Пензенскому предпринимателю должно быть присуще стремление жить и трудиться на родной земле ради блага своей семьи, своей малой родины, своего Отечества.

 

Новое содержание и новые технологии образования

Сегодня необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее умения применять знания в практической деятельности. Современное образование не может не быть практико-ориентированным. Задача новой школы – ориентация на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций, приобретение опыта деятельности.

Мы убеждены, что в условиях рыночной экономики у каждого выпускника школы Пензенской области должны быть сформированы устойчивые компетенции в области предпринимательства. Отсутствие предпринимательских компетенций уже привело огромное количество наших граждан к потере материальных средств и даже жилья, другим негативным последствиям.

Предпринимательское образование имеет существенное значение для социально-экономических преобразований и будущего России. Это и способ распространения базовых предпринимательских знаний; и средство формирования человеческого капитала; и инструмент адаптации личности к социально-экономическим изменениям.

Предпринимательская подготовка направлена на воспитание экономически грамотного и активного члена общества, цивилизованного налогоплательщика, на формирование у школьников основ экономического мышления, освоение различных экономических ролей, приобретение опыта самостоятельного принятия предпринимательских решений и их реализации в предпринимательской деятельности, на воспитание ответственности перед своей страной и  Пензенской областью, на развитие способности к деятельности в сфере экономики и предпринимательства.

Мы считаем, что подготовка учащихся к предпринимательству должна происходить как в процессе обучения основам наук (литературы, истории, биологии, географии, математики, информатики, этики, технологии и т.д.), в рамках которых учащиеся усваивают некоторые экономические понятия, термины, законы, так и в процессе практической деятельности, когда учащиеся с помощью учителя организуют малый бизнес, реализуют социально значимые предпринимательские инициативы.

Характер обучения может носить как имитацию предпринимательской деятельности на начальной ступени обучения, так и реальные черты предпринимательства в старшей школе. Сегодня всем очевидно: нам необходимо образование, приближенное к жизни, пронизанное знанием экономических реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности.

В Пензенской области созданы условия для развития предпринимательства: с 2004 года в школах изучается курс «Основы предпринимательства»; проводятся конкурсы «Лидер в социальной и предпринимательской деятельности», «Молодой предприниматель». Региональным законодательством предусмотрено: возмещение затрат при открытии бизнеса студентам, преподавателям: снижение налоговой ставки при упрощенной системе налогообложения, льготная аренда в образовательных учреждениях.

Очень важно донести до школьников основные принципы этичного ведения бизнеса: отношение к экономике как к творчеству; уважение к труду и понимание его не просто как производственного процесса, а как процесса, имеющего созидательное значение; благотворительность из честных средств, заработанных своим трудом. Необходимо, чтобы в процессе обучения основам предпринимательства школьники четко усвоили главный принцип истинного российского предпринимателя – приоритет служения Отечеству, процветания и благополучия сограждан над стяжательством и корыстолюбием. Этому учит история предпринимательства в России, его традиции благотворительности и высокой гражданственности.

 

Новый образ учителя

Ключевая роль в реализации новых задач школы принадлежит учителю. Сегодня пензенской школе нужен компетентный и мотивированный учитель, понимающий значимость и необходимость развития предпринимательства в регионе, умеющий  организовать собственное дело, создать новые рабочие места, в том числе и для своих учеников, а главное – способный научить ребят навыкам предпринимательской деятельности,   убедить школьников в том, что полнее всего они смогут раскрыть свой творческий потенциал на родной земле, в своём селе, рабочем поселке, городе.

4. Ассоциация предпринимательских университетов России

В Петербурге подписана Декларация о создании Ассоциации предпринимательских университетов России. Это событие стало первым по хронологии, а возможно, и по значимости на IV Санкт-Петербургском международном инновационном форуме.

Ранним утром, когда прочие участники еще только подтягивались к стендам и конференц-залам выставочного комплекса Ленэкспо, представители пяти вузов и Фонда “Сколково” поставили подписи под документом, предусматривающим “повышение роли высших учебных заведений в построении инновационной экономики России”. Среди задач ассоциации - “содействие активному вовлечению учреждений высшей школы в процессы трансфера технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности”.

Основа документа - меморандумы о сотрудничестве Фонда “Сколково” с ведущими российскими вузами. Соавторы декларации - единомышленники - хорошо понимают, какому набору характеристик отвечает столь ёмкое понятие, как предпринимательский университет. Это и подтвержденная экспертными оценками состоятельность во внешней среде, и наличие прозрачных соревновательных процедур распределения ресурсов внутри самого вуза. Это и уровень взаимодействия с компаниями, фондами и частными спонсорами, и независимость органов управления образовательными, научными и административными подразделениями. Это и эффективная бизнес-модель, позволяющая зарабатывать деньги, не уповая на бюджетную строку, и внутренняя корпоративная культура. А также приоритет исследований, ориентированных на решение практических задач, и привлечение к преподаванию людей с предпринимательским опытом, способных оценить и поддержать перспективные стартапы. И, конечно, “заточенность” выпускников на инновационный бизнес по профилю инженерной специальности.

В течение месяца эти характеристики будут уточняться на встречах в Москве и на площадке Массачусетского технологического института (США). Министерство образования и науки в курсе инициативы по созданию ассоциации и приветствует ее. Участники надеются, что правительство найдет формы поддержки таких вузов, например, стимулированием стартапов, созданных их сотрудниками и студентами.

Как подчеркнул вице-президент, главный управляющий директор по образованию и исследованиям Фонда “Сколково” Олег Алексеев (на верхнем снимке второй справа), важно добиться, чтобы этот тип университета стал нормой, вошел в “линейку” российских вузов. Его коллега, директор департамента организации исследовательского комплекса Леонид Водоватов видит в создании ассоциации способ убедить вузы предпринимательского типа активнее работать вместе -  формировать сетевые проекты в образовательной сфере, продвигать инновационные разработки, коллективно участвовать в научно-технологических программах США и ЕС, в привлечении грантового, посевного и венчурного финансирования. Зарубежные партнеры умеют формировать такие проекты, нам этому предстоит поучиться.

Также на этом мероприятии присутствовал профессор Стэнфордского университета (США) Генри Ицковиц, автор знаменитой концепции “тройной спирали” и одноименной книги, описывающей взаимоотношения университетов, бизнеса и власти. Он выступил с открытой лекцией в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете ИТМО (одном из вузов, подписавших декларацию), а затем уже в рамках форума стал участником круглого стола “Чем полезна модель “тройной спирали” для инновационного развития России”.

Информация о работе Особенности поддержки предпринимательских инициатив в учреждениях профессионального образования