Особенности поддержки предпринимательских инициатив в учреждениях профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:20, научная работа

Описание

Первые попытки создания инновационных малых предприятий при вузах были предприняты еще в конце 90-х годов. Тогда в четырех петербургских вузах – Политехническом университете, Электротехническом университете (ЛЭТИ), Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и Лесотехнической академии — начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки). Здесь решались проблемы переходного периода, в том числе и практической подготовки молодых специалистов.

Содержание

Введение
1. Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при Вузах и НИИ
2. Молодежное предпринимательство в городах России
2.1. Молодежное предпринимательство в вузах Приморья
2.1.1. Инновационный бизнес-инкубатор Дальневосточного Федерального университета - TERRA_CREATIVA
2.1.2. Инновационный бизнес-инкубатор при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса
2.2. Молодежное предпринимательство в Кировской области
2.3. Молодежное предпринимательство в Москве
2.3.1. Московский городской центр инноваций и высоких технологий
2.4. Молодежное предпринимательство в Иркутске
2.5. Молодежное предпринимательство в Республике Карелия
3. Развитие предпринимательских навыков у учащихся средней общеобразовательной школы
4. Ассоциация предпринимательских университетов России
Заключение

Работа состоит из  1 файл

работа по экономике.doc

— 708.00 Кб (Скачать документ)

Характерно, что книга переведена и издана в России трудами другого вуза, вошедшего в ассоциацию, - Томского государственного университета систем управления и радио­электроники. Как сказал проректор ТУСУР Александр Уваров “мы 15 лет шли к признанию и осмыслению того, что на Западе уже сделано. Реализация этой концепции, преодоление стереотипов должны занять меньше времени”. И тут же объявил, что первый в России конгресс международной организации “тройной спирали” пройдет в Томске в 2014 году.

Об очередном шаге в развитии высшей школы говорил и проректор Национального исследовательского ядерного университета “МИФИ” Анатолий Петровский, используя при этом терминологию ядерной физики: “Пока в нашем обществе не будет критической массы людей с инновационным мышлением, трудно говорить об инновационной экономике. Мы ни в коей мере не разделяем и не противопоставляем фундаментальную и прикладную науку. Инновации в атомной отрасли рассматриваем как индикатор результативности в цепочке наших исследований”.

Сразу после подписания декларации ректор ИТМО Владимир Васильев затронул более общую тему создания конкурентной среды внутри университета как предпосылки для формирования корпоративной культуры.

О том, как удается прививать элементы этой культуры через систему базовых кафедр, в том числе РОСНАНО и Российской венчурной компании, говорил Александр Муравьев - он не только проректор по научной и инновационной работе Национального исследовательского университета “МФТИ”, но и директор его инновационного центра.

“Это прекрасно, что близким по духу университетам удалось объединиться, - заключил проректор Национального исследовательского технологического университета “МИСиС” Тимоти О’Коннор. - Вместе легче не только войти в мировое образовательное пространство, но и закрепиться в нем”.

Каждый подписавший декларацию вуз отличается “лица не общим выраженьем”, каждому есть чем гордиться. Но ассоциация - не элитный клуб. Как заверил Алексеев, она открыта для желающих. Кстати, если на первых порах в число ее участников входит Фонд “Сколково”, то в дальнейшем он передаст свое место Сколковскому институту науки и технологий. Принципиальный момент - предпринимательский статус университета-участника необходимо отразить в его миссии. Если такой констатации нет, она должна быть внесена.

Корреспондент “Поиска” поговорил и с руководителями нескольких вузов, не вошедших (возможно, пока) в состав ассоциации. Ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета “ЛЭТИ” Владимир Кутузов сказал, что возглавляемый им вуз давно позиционирует себя как предпринимательский, одним из первых в стране создал технопарк. Так что происходящее он воспринимает как некое дежавю. В конце 1990-х сам термин “предпринимательский” изгонялся из лексикона высшей школы, вузы понуждались к выходу из числа учредителей малых предприятий (которые, к счастью, остались под крылом технопарка). Сейчас происходит не рождение нового, а возвращение к еще не забытому старому, впрочем, уже на ином историческом витке.

ЛЭТИ сегодня выполняет исследования в объеме 750 млн рублей в год, в том числе производит более чем на 150 млн рублей наукоемкой продукции. Правда, она проходит по статье “услуги”. И если бы ассоциации удалось поспособствовать изменению несовершенного законодательства в этой части, был бы толк.

Как рассказал ректор Самарского государственного аэрокосмического университета Евгений Шахматов, его вуз имеет статус национального исследовательского, но это не исключает предпринимательский статус. Объединяться надо не по формальным признакам, продолжал собеседник, а ради решения конкретных проблем, например сохранения выпускников в лоне инженерно-технологической деятельности.

Поскольку и разработка предложений и рекомендаций в адрес органов власти, ответственных за развитие научно-образовательного комплекса, и поддержка инженерного образования входят в перечень основных направлений деятельности ассоциации, можно предположить, что скоро в ассоциацию вступят и другие университеты.

 

Заключение

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества, которое позволяет, с одной стороны, улучшить материальное положение ее участников, с другой — способствовать формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а также обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее. Поэтому развитие студенческого предпринимательства должно занять особое положение в системе государственной молодежной политики. Реализация разработанной в России Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи, в том числе студенческой, в сферу бизнеса должно способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

 



Информация о работе Особенности поддержки предпринимательских инициатив в учреждениях профессионального образования