Особенности смены формы собственности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение собственности в рыночной экономике, а также изучение этапов изменения формы собственности в Республике Беларусь.
Задачи данной курсовой работы: и Рассмотрение -понятия собственности, ее экономического содержания;
□ Изучение видов собственности, сущности смены собственности;
□ Анализ этапов приватизации собственности в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3-4
1. Сущность собственности. Собственность как экономическая
категория 5-11
2. Типы и формы собственности, их эволюция. Смена форм собственности 12-20
3. Особенности смены формы собственности в Республике
Беларусь 21-29
Заключение 30-31
Список использованной литературы 33-34

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

Формирование монополистической собственности также было подготовлено развитием производительных сил. Новые виды машин, технология и формы организации труда, качественные структурные сдвиги в экономике - все это резко усилило процесс концентрации производства. Возникшие на этой основе монополии представляли собой хозяйственные объединения, осуществляющие контроль на рынке сбыта товаров посредством концентрации в своих руках материальных и финансовых ресурсов. Монополистические объединения превратились в господствующую форму производства. Индивидуальная частная собственность все более стала вытесняться групповой. В начальный период монополизации экономики монополии охватывали преимущественно одну отрасль промышленности, в крайнем случае несколько родственных, однако впоследствии стали создаваться диверсификационные концерны, т.е. монополистические объединения с разнопрофильными производствами. Это стало необходимым для расширения номенклатуры выпускаемых изделий и услуг с целью ослабления зависимости от рыночной конъюнктуры. Появление монополистических союзов дало мощный толчок развитию частной собственности. Можно выделить следующие, наиболее важные факторы роста монополистической собственности: усиление процесса концентрации производства, возникновение системы монопольных цен, вывоз капитала в отличие от вывоза товаров, неоколониализм.

Государственная собственность представляет собой форму частной собственности, при которой субъектов собственности выступает государство. Эта форма собственности имеет длительную и вполне самостоятельную историю развития. Становление ее шло на базе государственной феодальной собственности. Еще в период, зарождения капитализма государство проявляло заботу о своем экономическом благополучии и поэтому само организовывало мануфактуры, мастерские, монетные дворы, шло на союз с купеческим и ростов­щическим капиталом, создавая совместные с ними компании для колониальных захватов, поиска дешевых рынков сбыта своих товаров.

С появлением монополистического капитала государство идет в ногу со временем, создавая монополистические союзы в сфере своих экономических интересов. С появлением государственно-монополистических тенденций в экономике государственная собственность приобретает новое качество и входит составной частью в систему государственно-монополистического капитализма. Этот процесс особенно идет бурно в период кризисных явлений, когда обостряются противоречия экономики. Однако и в этих условиях государственная собственность сохраняет собственное значение в экономике. Неверно полагать, что в современных условиях государственная собственность самоликвидируется, наоборот, значение ее возрастает. Она существует в различных формах. Это собственность на земельные угодья; фискальные монополии (соляная, табачная, спиртовая, спичечная и т.д.); «казенные» предприятия (государственные типогра­фии, пивоваренные заводы, предприятия, обслуживающие вооруженные силы); железнодорожный транспорт, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение; к государственной собственности относится вся муниципальная собственность, а также значительная часть акционерной. В настоящее время государственная собственность осуществляет комплекс мер по социализации общественной жизни. Речь идет об улучшении жилищных условий населения, его пенсионном обеспечении, развитии народного образованна, культуры, здравоохранения.

Государство пошло на экономический контакт со всеми агентами производства, включая монополии, частное предпринимательство, мелкий бизнес, развитие подсобных индивидуальных производств, сферы быта и т.д. Оно не конкурирует с бизнесом, а помогает ему, беря на себя убытки с тем, чтобы обеспечить прибыльность монополистического предпринимательства. Государство косвенным путем содействует монополиям, для чего использует налоговую и амортизационную политику. При помощи налоговых льгот проводится скрытое субсидирование монополий. Наряду с налоговой политикой государство использует кредитную политику, ведет операции на рынке ценных бумаг. Особенно сильным средством государственного воздействия на экономику стало программирование, усилившее процесс планомерности в экономике. Это говорит о том, что государство становится крупнейшим предпринимателем, банкиром и самым активным торговцем, благодаря чему возрастают его активы как собственника.

Государственная собственность бывает двух типов - общегосударственная и муниципальная. Общегосударственная - та собственность, результаты функционирования субъектов которой расходуются на нужды общества в целом. Муниципальная собственность находится в ведении местных органов власти и распределяется создаваемый в ее пределах продукт на нужды местных территориальных структур и местного населения.

Когда речь заходит об общественной собственности, обычно возникают ассоциации с социалистическим преобразованием общества.

В условиях господства общественной собственности устанавливается собственность всего народа на основные средства производства и производимые блага и услуги. Основными субъектами собственности здесь выступают работник, трудовой коллектив, государство. Однако исторический опыт показал, что социалистическая общественная собственность на практике превращается в «ничейную» собственность и функционирование ее становится неэффективным. Вместе с тем, как уже говорилось, государство выступает мощной экономической силой в современной рыночной экономике. Оно располагает достаточно мощным собственным сектором экономики, огромным ресурсным потенциалом и, кроме того, аккумулирует доход частного сектора экономики. Часть этих средств расходуется на нужды государства, однако значительная доля поступает в распоряжение общества и идет на развитие образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения и т.д., т.е. приобретает общественный характер присвоения. Формирование социально ориентированных рыночных экономик как раз и предполагает возрастание общественных расходов в общей совокупности расходов государства. Таким образом, правомерно употребление термина «государственная (общественная) собственность». Для теперешнего этапа   экономического  развития   характерно нарастание многообразия форм и методов организации экономической жизни, а. следовательно, и усложнение структуры отношений собственности.

В   соответствии со  сложившимися формами, хозяйствования можно говорить

о частной собственности, трудовой, собственности граждан, коллективной и государственной собственности. О частной собственности сказано выше. Особенностью собственности граждан является то, что она имеет трудовое происхождение. Собственность граждан создается и приумножается за счет их трудовых доходов от участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства и: доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям допускаемым законодательствам. Таким об­разом, собственностью граждан выступают не только предметы потребления, или, точнее, доходы от участия в общественном производстве, но и средства для развития крестьянского хозяйства, в также малые предприятия в сфере производства, бытовом обслуживании, торговле, общественном питании, других областях хозяйственной деятельности. Объектом собственности: граждан становится жилье, в том числе распределяемое государством. Квартиросъемщик может выкупить свою квартиру и распоряжаться ею, передавая по наследству, Размер собственности граждан ныне не ограничивается; нет ограничений и на использование этой собственности: разрешается использование собственности для любой хозяйственной деятельности. В частности, граждане вправе с согласия: собственника внести денежные или иные вклады в имущество предприятий, иных хозяйственных организаций, крестьянских или других трудовых, хозяйств, в которых они работают но трудовому договору, и участвовать в распределении прибыли, (дохода) таких предприятий (организаций) или хозяйств пропорционально размеру произведенных вкладов. За гражданами закреплено право пожизненного наследственного владения, которое касается жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооперативного имущества. Собственность граждан выполняет функцию переходной формы собственности. Переход здесь происходит от бывшей личной собственности к индивидуальной частной. Объектом подобного перехода выступает вся. сфера экономических отношений общества: промышленность, сельское хозяйство, торговля, домашнее производство, сфера быта и услуг и т.д.

Кооперативная собственность, ее появление связано с развитием кооперативного движения. Кооперативная собственность возникла в Великобритания в конце XVIII в, в форме кооперативных, фабрик, принадлежащих рабочим, а также потребительской кооперации. Кооперативные фабрики просуществовали недолго, они не выдержали конкуренции с частным капиталом и превратились в его разновидность. Потребительская кооперация оказалась более жизненной. Кооперативная собственность довольно значительна в развивающихся, странах, ее удельный вес достигает 30%, наряду с частной и государственной собственностью. Кооперативная собственность - это коллективная собственность кооперативов, их объединений, возникающая на основе добровольного обобществления их членами всех или части принадлежащих им средств производства, а также денежных, взносов (паев) с последующим ее развитием за счет внутренних, накоплений в результате деятельности этих кооперативов. Природа кооперативной собственности определяется характером экономической системы, в пределах которой она функционирует.

Теория эффективного и рационального распределения ресурсов, обосновывая критерия перемещения ресурсов из негосударственного (частного) сектора в государственный (общественный), выдвигает следующее требование: преобразование собственности путем перемещения средств и ресурсов из одного (частного) сектора в другой (общественный) возможен и экономически оправдан, если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод в государственном (общественном) секторе. Иначе говоря, преобразование частной собственности в общественную оправдано лишь в том случае, если это приводит к. росту производительности (отдачи) ресурсов. Этот экономический критерий с некоторыми уточнениями может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности. Однако принимаемые решения о преобразованиях собственности в переходной экономике зачастую, как показывает опыт, могут диктоваться и иными обстоятельствами: политическими, интересами теневого и криминального капитала, избранным вариантом преобразований (радикальным или реформаторским)

Все это может; существенно повлиять на выработку рациональных экономических решений, что может привести к экономическим потерям в данный момент времени. Вместе с тем следует учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. В этой связи существует проблема взвешивания краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразовании собственности. Ее решение требует целый ряд особых экономических расчетов. В любом случае тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе.

Эффективность функционирования рыночной экономики во многом зависит от степени экономической самостоятельности, хозяйствующих субъектов, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.

Разгосударствление экономики представляет собой передачу государством, функций     непосредственного     руководства     производственно-коммерческой

деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам) [24]. При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.

Разгосударствление экономики осуществляется в двух направлениях: путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без  изменения отношений собственности и путем разгосударствления собственности. Сущность первого направления состоит в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается за счет оптимизации государственного заказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей, становления: арендных; отношений и т. д.

При всей важности, этого направления разгосударствления экономики оно недостаточно эффективно, так как не меняет основу экономических отношений -отношения собственности. Сохранение монополии: государственной собственности предопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственную самостоятельность. Поэтому радикальным направлением разгосударствления экономики является разгосударствление собственности.

Разгосударствление собственности - разрушение монополии государственной собственности, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так же путем реформирования государственных и арендных предприятий [24].

В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения: негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.

В государствах с административно-командной экономикой разгосударствление и приватизация осуществляется в условиях монополии. государственной собственности. Отсутствие частного капитала сдерживает формирование спроса на приватизируемые предприятия, население отрицательно относится «: развитию частной собственности и приватизации.

Особенности переходного периода предопределяют своеобразие целей и задач, разгосударствления и приватизации

В странах с административно-командной экономикой в период перехода к рынку разгосударствление и приватизация проводятся для достижения двуединой цели: создания благоприятных условии для становления и эффективности функционирования рыночной экономики и повышения эффективности хозяйствования приватизированных предприятий.

Для достижения этой цели в процессе разгосударствления экономики необходимо решить следующие задачи:

♦ сформировать экономику, основанную на многообразии форм собственности, что служит условием организации товарно-денежных отношении, при которых в результате купли-продажи осуществляется смена собственника на продукт, В условиях монополии государственной собственности в коммерческих сделках по реализации средств производства, государство выступает одновременно и в роли, продавца, в роли покупателя. Следовательно, акт купли-продажи является формальным: интересы продавца и покупателя совпадают, ибо это один и тот же собственник. Однако одним из движущих мотивов рыночных отношений является несовпадение интересов   продавца,   и   покупателя. Наряду с

Информация о работе Особенности смены формы собственности в Республике Беларусь