Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 23:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение собственности в рыночной экономике, а также изучение этапов изменения формы собственности в Республике Беларусь.
Задачи данной курсовой работы: и Рассмотрение -понятия собственности, ее экономического содержания;
□ Изучение видов собственности, сущности смены собственности;
□ Анализ этапов приватизации собственности в Республике Беларусь.
Введение 3-4
1. Сущность собственности. Собственность как экономическая
категория 5-11
2. Типы и формы собственности, их эволюция. Смена форм собственности 12-20
3. Особенности смены формы собственности в Республике
Беларусь 21-29
Заключение 30-31
Список использованной литературы 33-34
-продажи государственного имущества и акций приватизируемых предприятий всем субъектам приватизации за счет любых собственных и заемных средств.
Платная приватизация экономически более целесообразна, но безвозмездная передача собственности является социально справедливой.
Приватизация в Беларуси осуществлялась пятью способами.:
• выкуп арендованного имущества арендными предприятиями;
• продажа акций, принадлежащих государству, после акционирования;
• продажа объектов государственной собственности на аукционе;
• продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
• безвозмездная передача части государственной собственности.
Декрет Президента РБ № 3 определил, что основными способами
приватизации являются продажа акций государственных ОАО и государственного имущества на аукционе и по конкурсу.
На выбор способа приватизации влияют различные факторы, такие как размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий, финансового состояния (таблица 1) [25].
Таблица 1 . Приватизация республиканской собственности по приватизации [5].
Таблица 1. Приватизация республиканской собственности
Методы приватизации | Количество предприятий | |||||
| 1991-97 гг. | 1998г. | 1999г. | Всего: | ||
|
|
| 1кв. | 2кв. | 3кв. |
|
Всего: | 756 | 137 | 28 | 34 | 45 | 1000 |
Выкуп арендных предприятий | 108 | 11 | 0 | 2 | 8 | 129 |
Выкуп трудовыми коллективами | 26 | 0 | 0 | 0 | 0 | 26 |
Корпоратизация (с долевым участием гос. и без) | 466 | 40 | 1 | 20 | 4 | 531 |
Продажа по тендеру | 214 | 35 | 1 | 12 | 0 | 262 |
Продажа на аукционе | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 |
Отчуждение | 134 | 86 | 27 | 12 | 33 | 292 |
Первоначально большая часть государственного и арендованного имущества была выкупа, трудовыми платежами. Для этого использовались собственные средства предприятий и, прежде всего, чистая прибыль, Так были; приватизированы минское швейное "ПО «Комсомолка» (ОАО "Милавица") и: завод "Дормаш" (концерн "Амкодор").
Значительное место в 1991-97 гг. занимали предприятия, приватизированные путем продажи на аукционе, Такой способ характерен для коммунальной собственности (торговли, бытового обслуживания, общественного питания). С 1994 по 1999 год по- проекту Международной Финансовой Корпорацию "Малая приватизация в Беларуси было приватизировано около 880 объектов коммунальной собственности, из них - 86 % с помощью аукционов [13].
Существенно изменилась и отраслевая: структура приватизируемых предприятий (таблица 2) [25],
Таблица 2. Приватизация республиканской собственности.
Показатели | Кол-во предприятий | |||||
| 1991-97 гг. | 1998 |
| 1999 |
| Всего |
|
|
|
|
|
|
|
Всего | 756 | 137 | 28 | 34 | 45 | 1000 |
По секторам |
|
|
|
|
|
|
Промышленность | 287 | 38 | 9 | 8 | 7 | 349 |
Сельское хоз-во | 89 | 15 | 3 | 3 | 3 | 113 |
Строительство | 139 | 32 | 6 | 15 | 8 | 200 |
Транспорт | 71 | 7 | 5 | 1 | 2 | 86 |
Торговля | 27 | 12 | 1 | 0 | 11 | 51 |
Общественно питание | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 |
Услуги домашних хозяйств | 29 | 0 | 0 | 0 | 0 | 29 |
Коммунальные услуги | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 |
Здравоохранение | 3 | 5 | 2 | 0 | 2 | 12 |
Культура | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Другие | 104 | 25 | 2 | 6 | 12 | 149 |
Первоначально реформированию подвергались малые и средние предприятия. Декретом Президента РБ № 3 предусматривалось до 1 июля 1999 г. завершить приватизацию предприятий бытового обслуживания, торговли, общественного питания, предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Но на данный момент их доля составляет: в торговле - 70%, в общественном питании - 51 %, в сфере бытового обслуживания - 35,6 %.
Среди государственных предприятий 11,8 % являются социально значимыми монополистами (число рабочих более 5 тыс. человек). Большинство из них не перестроили свою работу, а усилия менеджмента в основном направлены на решение непроизводственных задач (содержание социальной сферы и т.д.), поэтому из общего числа убыточных предприятий на госсектор приходилось 44,8 %. В самом плачевном состоянии находится Минсельхозпрод, где убыточны 1067 предприятий или 55,5 % всех убыточных предприятий страны. В промышленности убыточно почти 60 % государственных предприятий.
Среди акционерных обществ с убытками работают только 111 предприятий или 7,3 % от их общего числа.
Таблица 3. Удельный вес в общем объеме промышленного производства предприятий различных форм собственности ( %) Республики Беларусь [13].
| 1994 г. | 1995 | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Государственные предприятия - всего | 77,9 | 73,3
| 67,2 | 61,3 | 56,7 | 57,3 |
Негосударственные предприятия - всего | 22,1 | 26,7 | 32,8 | 38,7
| 43,3 | 42,7 |
в т.ч. АО | 13
| 17 | 20,8
| 28,5
| 30,5 | 30,1 |
Уже в начале 2001 года в Беларуси действовало 573 акционерных общества, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, акции которых находятся в собственности Республики Беларусь. В легкой промышленности приватизировано 62,8% предприятий, в лесной и деревообрабатывающей 80,3%, в сфере переработки сельхозпродукции 79,9%. в торговле 76%. При этом, приватизация не препятствует построению социально ориентированной рыночной экономики. В Беларуси приватизация не самоцель, это делается только если видно, что на смену государству может прийти другой эффективный собственник. Правительство ждет притока средств в нефтехимию, приборостроение, машиностроение, пищевую, деревообрабатывающую отрасли, въездной туризм. Главные надежды на инвестиции связаны с нефтепереработкой и нефтехимией. Пять крупнейших предприятий отрасли: "Нафтан", "Полимир", "Азот", "Белшина", "Химволокно", дающие более 15% промышленного производства страны, стали в этом году акционерными обществами со стопроцентным государственным капиталом. На подходе еще ряд предприятий концерна, включая те, которые пока по законодательству могут находиться только в собственности государства. Однако правительство намерено сохранить контрольные пакеты акций, пока инвестор не продемонстрирует серьезности своих намерений через вложение инвестиций и проведение реконструкции.
Всего в Беларуси за период с 1991 года до января 2005 года реформировано 1730 объектов республиканской формы собственности. В том числе около 300— проданы на аукционах [17].
«Белорусский рынок» сообщает, что в течение 2004-2005 гг. в Беларуси должно быть реформировано 97 предприятий республиканской собственности -95 предприятий акционировано и 2 продано по конкурсу [6]. В Министерстве экономики, уточнили, что в 2005 году намечено акционировать 50 предприятий. Их персонал - 16 тыс., 448 человек [6].
В лидерах - Министерство промышленности, которое планирует преобразовать 24 предприятия. Самыми крупными являются "Бобруйскагромаш", на котором работают 2,480 человек, и производственное республиканское унитарное предприятие "Минский завод Калибр" (1500 человек). В числе других "Минский завод игристых вин", "Бобруйсксельмаш", "Опытно-экспериментальный завод технологического оборудования", "Борисовский завод "Красный металлист [6], "Гомельский жировой комбинат". На этих предприятиях занято от 200 до 800 человек. Готовится к акционированию унитарное сельхозпредприятие "Беловежский" (Каменецкий район), персонал которого составляет 1.444 человека.
Самым крупным строительным объектом является "Стройтрест № 8 Бреста " (1.650 человек). Еще два унитарных предприятия - "Мотекс" (г. Мосты) и "Меховая фабрика" (г. Бобруйск) - будут проданы по конкурсу (их признали устойчиво неплатежеспособными). В 2005 г. планируется акционировать 45 предприятий, на которых, занято .21390 человек, Фаворит - "Витязь", персонал которого составляет 6.680 человек. Поменяют свой статус также унитарные предприятия "Витебский завод радиодеталей" (1.750 человек), "Минский завод 'Термопласт" (1.064 работающих) [6].
Подготовлен также "перечень из 9 предприятий, по которым в ходе акционирования в течение двух ближайших лет государство резервирует за собой пакеты акций в размере 50% плюс одна акция, Это относится к тем предприятиям; разгосударствление и приватизация, которых проводится только по решению Совета министров. Все эти 9 предприятий вошли в утвержденный правительством перечень. Основными видами их деятельности являются переработка сельхозпродукции и торговля.
Процесс приватизации в Беларуси идет медленно по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Слишком отличаются: подходы к реформированию. В стране происходит усиление государственного присутствия, блокировка и запрет приватизации широкого спектра объектов. Мингосимущество практически утратило роль былого инициатора реформ и в основном выполняет лишь методологическую роль.
Хотя программу приватизации можно завершить за Один-два года, но становление новых негосударственных предприятий, финансовой системы рыночного типа потребует' десятилетий, так же необходимы коренные изменения макроэкономической структуры, профессиональных кадров и психологии людей. Недостатки механизма реформирования государственной собственности обусловили: необходимость, era совершенствования путем [25]:
• акционирования государственных предприятий;
• создание холдингов посредством выделения структурных
подразделений в самостоятельные акционерные общества.
Акционирование наиболее целесообразно для: крупных, и средних
предприятий с высокой ликвидностью, достаточной рентабельностью, наличием экспортного потенциала. Создание на базе государственных предприятий множества ОАО позволит разрушить монополию государственной собственности, и будет способствовать формированию конкурентной среды и рыночных отношений.
По данным Министерства статистики на 01.11.2000 в Беларуси насчитывалось 1670 АО (при сохранении контрольно- управляющих функций за государством). Численность работающих в АО составила 14 % занятых, в народном хозяйстве [13]. На 2000 г. запланировано реформировать 345, а 2001 г. -370 объектов государственной собственности [8]. В этом году также ведутся работы по подготовке к акционированию ряда предприятий нефтехимической промышленности. В частности, готовятся ж реформированию Новополоцкий "Полимер", проявлен интерес к Новогрудскому заводу газовой аппаратуры и "Белтрансгазу". Акционируется Оршанский льнокомбинат. В перспективе предполагается создание холдинга, объединяющего льносеющее производства, переработку и производство льноволокна.
Информация о работе Особенности смены формы собственности в Республике Беларусь