Особенности смены формы собственности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение собственности в рыночной экономике, а также изучение этапов изменения формы собственности в Республике Беларусь.
Задачи данной курсовой работы: и Рассмотрение -понятия собственности, ее экономического содержания;
□ Изучение видов собственности, сущности смены собственности;
□ Анализ этапов приватизации собственности в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3-4
1. Сущность собственности. Собственность как экономическая
категория 5-11
2. Типы и формы собственности, их эволюция. Смена форм собственности 12-20
3. Особенности смены формы собственности в Республике
Беларусь 21-29
Заключение 30-31
Список использованной литературы 33-34

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

-продажи государственного имущества и акций приватизируемых предприятий всем субъектам приватизации за счет любых собственных и заемных средств.

Платная приватизация экономически более целесообразна, но безвозмездная передача собственности является социально справедливой.

Приватизация в Беларуси осуществлялась пятью способами.:

•                      выкуп арендованного имущества арендными предприятиями;

•                      продажа акций, принадлежащих государству, после акционирования;

•                      продажа объектов государственной собственности на аукционе;

•                      продажа объектов государственной собственности по конкурсу;

•                      безвозмездная передача части государственной собственности.
Декрет   Президента   РБ   №   3   определил,   что   основными   способами

приватизации являются продажа акций государственных ОАО и государственного имущества на аукционе и по конкурсу.

На выбор способа приватизации влияют различные факторы, такие как размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий, финансового состояния (таблица 1) [25].

Таблица    1    .   Приватизация   республиканской   собственности   по приватизации [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Приватизация республиканской собственности

Методы приватизации

Количество предприятий

 

1991-97 гг.

1998г.

1999г.

Всего:

 

 

 

1кв.

2кв.

3кв.

 

Всего:

756

137

28

34

45

1000

Выкуп арендных предприятий

108

11

0

2

8

129

Выкуп трудовыми коллективами

26

0

0

0

0

26

Корпоратизация (с долевым участием гос. и без)

466

40

1

20

4

531

Продажа по тендеру

214

35

1

12

0

262

Продажа на аукционе

7

0

0

0

0

7

Отчуждение

134

86

27

12

33

292

Первоначально большая часть государственного и арендованного имущества была выкупа, трудовыми платежами. Для этого использовались собственные средства предприятий и, прежде всего, чистая прибыль, Так были; приватизированы минское швейное "ПО «Комсомолка» (ОАО "Милавица") и: завод "Дормаш" (концерн "Амкодор").

Значительное место в 1991-97 гг. занимали предприятия, приватизированные путем продажи на аукционе, Такой способ характерен для коммунальной собственности (торговли, бытового обслуживания, общественного питания). С 1994 по 1999 год по- проекту Международной Финансовой Корпорацию "Малая приватизация в Беларуси было приватизировано около 880 объектов коммунальной собственности, из них - 86 % с помощью аукционов [13].

Существенно изменилась и отраслевая: структура приватизируемых предприятий (таблица 2) [25],

 

 

 

 

 

Таблица 2. Приватизация республиканской собственности.

 

Показатели

Кол-во предприятий             

 

1991-97 гг.

1998

 

1999

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

Всего

756

137

28

34

45

1000

По секторам

 

 

 

 

 

 

Промышленность

287

38

9

8

7

349

Сельское хоз-во

89

15

3

3

3

113

Строительство

139

32

6

15

8

200

Транспорт

71

7

5

1

2

86

Торговля

27

12

1

0

11

51

Общественно питание

3

0

0

1

0

4

Услуги домашних хозяйств

29

0

0

0

0

29

Коммунальные услуги

3

1

0

0

0

4

Здравоохранение

3

5

2

0

2

12

Культура

1

2

0

0

0

3

Другие

104

25

2

6

12

149

 

Первоначально реформированию подвергались малые и средние предприятия. Декретом Президента РБ № 3 предусматривалось до 1 июля 1999 г. завершить приватизацию предприятий бытового обслуживания, торговли, общественного питания, предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Но на данный момент их доля составляет: в торговле - 70%, в общественном питании - 51 %, в сфере бытового обслуживания - 35,6 %.

Среди государственных предприятий 11,8 % являются социально значимыми монополистами (число рабочих более 5 тыс. человек). Большинство из них не перестроили свою работу, а усилия менеджмента в основном направлены на решение непроизводственных задач (содержание социальной сферы и т.д.), поэтому из общего числа убыточных предприятий на госсектор приходилось              44,8 %. В самом плачевном состоянии находится Минсельхозпрод, где убыточны 1067 предприятий или 55,5 % всех убыточных предприятий страны. В промышленности убыточно почти 60 % государственных предприятий.

Среди акционерных обществ с убытками работают только 111 предприятий или 7,3 % от их общего числа.

Таблица 3. Удельный вес в общем объеме промышленного производства предприятий различных форм собственности ( %) Республики Беларусь [13].

 

 

1994 г.

1995

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Государственные предприятия - всего

77,9

73,3

 

67,2

61,3

56,7

57,3

Негосударственные     предприятия     -

всего 

22,1

26,7

32,8

38,7

 

43,3

42,7

в т.ч. АО

13

 

17

20,8

 

28,5

 

30,5

30,1

 

Уже в начале 2001 года в Беларуси действовало 573 акционерных общества, созданных   в   процессе   разгосударствления   и   приватизации,   акции   которых находятся в собственности Республики Беларусь. В легкой промышленности приватизировано 62,8% предприятий, в лесной и деревообрабатывающей  80,3%, в сфере переработки сельхозпродукции  79,9%. в торговле  76%. При этом, приватизация не препятствует построению социально ориентированной рыночной экономики. В Беларуси приватизация не самоцель, это делается только если видно, что на смену государству может прийти другой эффективный собственник. Правительство ждет притока средств в нефтехимию, приборостроение, машиностроение, пищевую, деревообрабатывающую отрасли, въездной туризм. Главные надежды на инвестиции связаны с нефтепереработкой и нефтехимией. Пять крупнейших предприятий отрасли: "Нафтан", "Полимир", "Азот", "Белшина", "Химволокно", дающие более 15% промышленного производства страны, стали в этом году акционерными обществами со стопроцентным государственным капиталом. На подходе еще ряд предприятий концерна, включая те, которые пока по законодательству могут находиться только в собственности государства. Однако правительство намерено сохранить контрольные пакеты акций, пока инвестор не продемонстрирует серьезности своих намерений через вложение инвестиций и проведение реконструкции.

Всего в Беларуси за период с 1991 года до января 2005 года реформировано 1730 объектов республиканской формы собственности. В том числе около 300— проданы на аукционах [17].

«Белорусский рынок» сообщает, что в течение 2004-2005 гг. в Беларуси должно быть реформировано 97 предприятий республиканской собственности -95 предприятий акционировано и 2 продано по конкурсу [6]. В Министерстве экономики, уточнили, что в 2005 году намечено акционировать 50 предприятий. Их персонал - 16 тыс., 448 человек [6].

В лидерах - Министерство промышленности, которое планирует преобразовать 24 предприятия. Самыми крупными являются "Бобруйскагромаш", на котором работают 2,480 человек, и производственное республиканское унитарное предприятие "Минский завод Калибр" (1500 человек). В числе других "Минский завод игристых вин", "Бобруйсксельмаш", "Опытно-экспериментальный завод технологического оборудования", "Борисовский завод "Красный металлист [6], "Гомельский жировой комбинат". На этих предприятиях занято от 200 до 800 человек. Готовится к акционированию унитарное сельхозпредприятие "Беловежский" (Каменецкий район), персонал которого составляет 1.444 человека.

Самым крупным строительным объектом является "Стройтрест № 8 Бреста " (1.650 человек). Еще два унитарных предприятия - "Мотекс" (г. Мосты) и "Меховая фабрика" (г. Бобруйск) - будут проданы по конкурсу (их признали устойчиво неплатежеспособными). В 2005 г. планируется акционировать 45 предприятий, на которых, занято .21390 человек, Фаворит - "Витязь", персонал которого составляет 6.680 человек. Поменяют свой статус также унитарные предприятия "Витебский завод радиодеталей" (1.750 человек), "Минский завод 'Термопласт" (1.064 работающих) [6].

Подготовлен также "перечень из 9 предприятий, по которым в ходе акционирования в течение двух ближайших лет государство резервирует за собой пакеты акций в размере 50% плюс одна акция, Это относится к тем предприятиям; разгосударствление и приватизация, которых проводится только по решению Совета министров. Все эти 9 предприятий вошли в утвержденный правительством перечень. Основными видами их деятельности являются переработка сельхозпродукции и торговля.

Процесс приватизации в Беларуси идет медленно по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Слишком отличаются: подходы к реформированию. В стране происходит усиление государственного присутствия, блокировка и запрет приватизации широкого спектра объектов. Мингосимущество практически утратило роль былого инициатора реформ и в основном выполняет лишь методологическую роль.

Хотя программу приватизации можно завершить за Один-два года, но становление   новых   негосударственных   предприятий,   финансовой   системы рыночного типа потребует' десятилетий, так же необходимы коренные изменения макроэкономической структуры, профессиональных кадров и психологии людей. Недостатки механизма реформирования государственной  собственности обусловили: необходимость, era совершенствования путем [25]:

•              акционирования государственных предприятий;

•              создание   холдингов   посредством    выделения   структурных
подразделений в самостоятельные акционерные общества.
Акционирование    наиболее    целесообразно   для:    крупных,    и    средних

предприятий с высокой ликвидностью, достаточной рентабельностью, наличием экспортного потенциала. Создание на базе государственных предприятий множества ОАО позволит разрушить монополию государственной собственности, и будет способствовать формированию конкурентной среды и рыночных отношений.

По данным Министерства статистики на 01.11.2000 в Беларуси насчитывалось 1670 АО (при сохранении контрольно- управляющих функций за государством). Численность работающих в АО составила 14 % занятых, в народном хозяйстве [13]. На 2000 г. запланировано реформировать 345, а 2001 г. -370 объектов государственной собственности [8]. В этом году также ведутся работы по подготовке к акционированию ряда предприятий нефтехимической промышленности. В частности, готовятся ж реформированию Новополоцкий "Полимер", проявлен интерес к Новогрудскому заводу газовой аппаратуры и "Белтрансгазу". Акционируется Оршанский льнокомбинат. В перспективе предполагается создание холдинга, объединяющего льносеющее производства, переработку и производство льноволокна.

Информация о работе Особенности смены формы собственности в Республике Беларусь