Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 23:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение собственности в рыночной экономике, а также изучение этапов изменения формы собственности в Республике Беларусь.
Задачи данной курсовой работы: и Рассмотрение -понятия собственности, ее экономического содержания;
□ Изучение видов собственности, сущности смены собственности;
□ Анализ этапов приватизации собственности в Республике Беларусь.
Введение 3-4
1. Сущность собственности. Собственность как экономическая
категория 5-11
2. Типы и формы собственности, их эволюция. Смена форм собственности 12-20
3. Особенности смены формы собственности в Республике
Беларусь 21-29
Заключение 30-31
Список использованной литературы 33-34
♦ обеспечить конкурентную среду и активную конкуренцию, что возможно при многообразии форм собственности и большом количестве экономически обособленных хозяйствующих субъектов. В условиях монополии государственной собственности подлинная конкуренция между двумя предприятиями, принадлежащими одному собственнику, невозможна. Государство всегда может перераспределить доходы хорошо работающего предприятия в пользу малорентабельного или убыточного;
♦ создать основы для экономической свободы граждан. Это достигается, прежде всего, предоставлением им права собственности, возможности открыть частное предприятие, выступить учредителем акционерного общества или приобрести акции на рынке ценных бумаг имея в собственности предприятия, доли или паи в их имуществе, акции, граждане становятся богаче, что предопределяет их независимость;
♦ разграничить функции государственного регулирования и непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью. Хозяйствующие субъекты, основанные на негосударственной форме собственности, самостоятельно принимают управленческие решения, что повышает их своевременность, обоснованность и качество, а следовательно, и эффективность хозяйствования;
♦ сократить государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных, предприятий, что позволит использовать высвободившиеся средства на решение общенациональных социальных вопросов и проблем.
Одним из основных направлений разгосударствления экономики является приватизация
Приватизация - процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству [22]. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы право непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия либо частыми, либо функционируют на основе коллективной собственности.
В зависимости от объекта различают приватизацию - предприятий, приватизацию акций, паев, долей и приватизацию имущества.
Задача формирования многообразия форм собственности и активной конкурентной среды предопределяет необходимость приватизации большинства государственных предприятий, что придает ей в период перехода к рынку всеобъемлющий характер, В этих условиях эффективность приватизации во многом: зависит от концепции ее реализации. В период перехода к рынку приватизация может осуществляться способами безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам, продажи объектов, принадлежащих государству, другим собственником либо путем сочетания этих двух способов.
Безвозмездная передача государственной собственности всем гражданам представляется социально справедливой: собственниками станут все. Однако в результате распределения государственного имущества среди многочисленных собственников затрудняется формирование реального хозяина, заинтересованного в инвестировании, развитии и совершенствовании производства.
Экономически более целесообразна возмездная приватизация, так как приобретение государственного имущества за счет собственных средств формирует реального хозяина, экономически предопределяет хозяйственную самостоятельность и реальную ответственность. Вместе с тем исключительно возмездная приватизация не может быть принята с позиции социальной справедливости, так как государственная собственность, созданная трудом, всех, граждан Республики Беларусь, будет продана ограниченному кругу лиц, обладающих первоначальным капиталом. Кроме того, отсутствие у населения финансовых ресурсов, необходимых для выкупа государственного имущества, предопределяет длительные сроки возмездной приватизации. Поэтому концепция приватизации в нашей республике, как и в других государствах переходящих, от административно-командной к рыночной экономике, предусматривает наряду с возмездной и безвозмездную передачу государственного имущества гражданам,
Сочетание платности и безвозмездной передачи государственном собственности позволяет, с одной стороны, обеспечить социальную справедливость, а с другой – создать экономические условия, для формирование реального собственника путем платного приобретения государственного имущества. Кроме того, передача части государственного имущества безвозмездно позволяет сократить разрыв между платежеспособным, спросом
населения и предложением государственного имущества для приватизации, что
служит предпосылкой проведения ее в короткие сроки.
• Практически сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации реализуется следующим, образом (рис. 1) [22],
2
2
2
Для обеспечения независимости и суверенитета, решения других общенациональные социально-экономических задач в государственной собственности в результате приватизации должно оставаться примерно 1/3государственного имущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства, затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности и т. д. Перечень таких объектов утверждается Верховным Советом Республики Беларусь.
3. ОСОБЕННОСТИ СМЕНЫ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Эффективность функционирования рыночной экономики во многом зависит от степени самостоятельности хозяйствующих субъектов. Она обеспечивается в процессе разгосударствления экономики, которая осуществляется либо посредством снятия с государства функций прямого хозяйственного управления, замены вертикальных связей горизонтальными без смены собственника (непосредственно разгосударствление), либо путем приватизации, т.е. приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В Беларуси реформирование государственной собственности началось в 1991 г. после принятия Верховным Советом РБ постановлением "Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь” [25].
Постановление определяет объекты приватизации, к которым относятся:
○ государственные предприятия, учреждения и организации;
○ предприятия, сданные в аренду;
○ структурные подразделения предприятий, выделенные в самостоятельные объединения;
○ здания, сооружения, оборудование и другие материальные и нематериальные активы ликвидируемых предприятий;
○ доли (акции) государства в имуществе хозяйствующих субъектов.
Субъектами приватизации выступают юридические лица негосударственной формы собственности; юридические лица, созданные не менее чем 50 % членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий; а также граждане Республики Беларусь и иностранные инвесторы.
Законодательную базу приватизация получила с принятием в 1993 г. Закона "О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь". Закон базировался на следующих принципах:
○ сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
○ право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
○ дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
○ разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
○ предоставление определенных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
○ контроль над осуществлением приватизации со стороны государства;
○ обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
○ постепенность и поэтапность;
○ соблюдение законности.
Приватизация не является самоцелью, а только лишь средством решения определенных задач, которые определены в "Государственной программе разгосударствления и приватизации" от 16.06.1993 г. К ним относятся:
• формирование экономики, основанной на многообразии: форма собственности;
создание условий для полной хозяйственной самостоятельности и соответствующей ответственности вплоть до банкротства;
• обеспечение конкурентной среды;
• создание основ экономической свободы граждан;
• разграничение функций государственного регулирования и непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью;
• сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий;
Государственной программой, было намечено разгосударствление и приватизация по следующим основным направлениям;
• Развертывание малой приватизации, которая осуществляется при технической помощи Международной Финансовой Корпорации (МФК), в стране корпорация уже провела два проекта, финансируемые Агентством США по международному развитию, идет работа над третьим проектом - "Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси";
• Отработка механизма приватизации крупных и средних объектов, в том числе на базе индивидуальных проектов, с привлечением иностранных инвестиций;
• Создание ОАО в процессе приватизации государственной собственности;
Согласно программе к 2000 году в негосударственную форму собственности необходимо было перевести 2/3 основных фондов государственных предприятий. Первоочередными объектами приватизации стали предприятия: торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автотранспорта (за исключением пассажирского), строительства, легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственного сырья, выпускающие продукцию производственно-технического назначения для перерабатывающей промышленности, а также убыточные и ликвидируемые предприятия. При этом часть приватизируемого имущества передалась гражданам РБ безвозмездно.
В государственной собственности в результате приватизации должно остаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, определяющие обороноспособность и безопасность страны, а также естественные монополии. Кроме того, выделены объекты, приватизация которых ограничена, и; проводится только по решению Совета Министров РБ (предприятия электроэнергетики, нефте- и газодобычи, нефтепереработки, авиационного и железнодорожного транспорта) или по решению местных органов власти.
Позднее, в 1998 г, Декрет Президента РБ № 3 "O разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" более точно конкретизировал "Основные направления социально - экономического развития Республики Беларусь на 1.996 - 2000 годы" в части реформирования собственности.
Всю работу по приватизации возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом в приватизации в его территориальные органы. Каждый орган приватизации создает Реестры, дающее полное представление о составе и стоимости государственного имущества.
Программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, ежегодно разрабатываются Советом Министров РБ и утверждаются Президентом. На их основе министерствами разрабатываются отраслевые программы, где дается характеристика финансово-хозяйственного состояния отрасли, определяются первоочередные объекты приватизации и разрабатывается, стратегия их, преобразования.
В Беларуси было признано целесообразным осуществлять приватизацию посредством:
-безвозмездной передачи каждому гражданину республики жилищной квоты и квоты на имущество, а также передачи трудовым коллективам в пользование изношенного оборудования и объектов социальной инфраструктуры. Для реализации квот гражданам республики выдаются приватизированные чеки ""Жилье" и "Имущество", 50 % оценочной стоимости приватизируемого объекта оттачивается именными приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом индексации. Не использованные в процессе приватизации квоты: погашаются государством.
Информация о работе Особенности смены формы собственности в Республике Беларусь