Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:34, контрольная работа
Земля служит средством для выращивания сельскохозяйственных культур. Почва должна обладать плодородием, которое определяется ее механическими и химическими свойствами. Человек способен в определенных пределах изменять состояние почвы, используя механическую обработку, внося органические и химические удобрения. Таким образом, различают естественное и искусственное плодородие земли. Однако именно природные (естественные) свойства земли являются главными и придают особое значение собственности на землю, а также определяют специфический характер дохода собственников земли.
Земельная
реформа, под которой понимается
изменение отношений
Первый
этап (1991-1995 гг.) - приватизация государственной
земельной собственности, находившейся
в пользовании колхозов и совхозов,
перераспределение
Второй
этап (с 1996 г.) - развитие арендных и залоговых
отношений, формирование региональных
земельных рынков, применение санкций
и поощрений с учетом показателей
использования земли, постепенное
перераспределение земли в
Указы
Президента РФ, принятые в 1991-1992 гг., определили
принципы приватизации государственных
земель, находившихся в бессрочном
и бесплатном пользовании колхозов
и совхозов. На основе земельных
долей земля передавалась в собственность
работникам сельхозпредприятий и предприятий
социальной сферы, расположенных на
территории хозяйства и обслуживающих
его жителей, а также пенсионерам,
которые ранее трудились в
данном хозяйстве.
Следующие этапы правового обеспечения земельной реформы - Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1991г. и закрепивший частную собственность на землю граждан и юридических лиц, Конституция РФ 1993г.
На втором этапе земельной реформы речь идет о вовлечении земли, земельных ресурсов в экономику. Вступил в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права начали регистрировать в едином государственном органе.
Естественным логическим ходом стало создание ФЗ «О государственном земельном кадастре», а закон «О землеустройстве» был третьим в этой триаде.
И все
же главным на втором этапе земельной
реформы стало принятие нового Земельного
кодекса РФ. Несмотря на то, что вопрос
этот сильно политизирован, основной задачей
принятого кодекса было закрепить
уже достигнутое и не совершать
никаких революционных
Основной целью земельной
2.3 Категории покупателей земельных ресурсов
В настоящее
время выделяются следующие категории
покупателей земли
1. Сельскохозяйственные операторы, приобретающие землю сельхозназначения как средство производства;
2. Инвесторы (спекулянты), инвестирующие свободные средства в скупку и приватизацию земельных ресурсов с целью получения прибыли от разницы в стоимости, не приватизированной и приватизированной земли;
3. Инвесторы, приобретающие землю «для внуков». Они рассматривают инвестиции в землю как средство сохранения и приумножения капиталов в перспективе на 5-10-20 лет. Как правило, они размещают в земельных активах свободные средства, заработанные в другом бизнесе;
4. Финансовые компании и паевые фонды, которые собирают свободные средства граждан, через продажу им акции своих паевых фондов, скупают на эти деньги землю сельхозназначения и сдают их в аренду сельхоз операторам. При этом они дают своим вкладчикам доход на акции от сдачи земли в аренду и капитализации земли;
5. Частные лица, приобретающие достаточно крупные массивы (100-1000 Га) для создания имений для проживания, отдыха и производства сельхоз продукции, как для семейных нужд, так и для продажи;
6. Крупные игроки
фондовых рынков и банки – желающие повысить
свою рыночную капитализацию за счет внесения
в уставные фонды земельных активов.
2.4 Анализ современного состояния земельного оборота в РФ.
Важную
роль в преобразовании и развитии
агропромышленного комплекса Р.
риска при выполнении конкретных рыночных операций с земельными участками, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке.
В результате земельной реформы существенно изменилось распределение
земельного фонда России по категориям землепользователей и формам
собственности. Эти изменения в первую очередь затронули земли
сельскохозяйственного назначения. Созданы крестьянские хозяйства на площади в 34,3 млн. га, а также их объединения и ассоциации (9,0 млн. га). В
районах
Крайнего Севера организованы общинно-родовые
хозяйства, их площадь достигла 68,9 млн.
га. Интенсивно идет процесс образования
акционерных обществ и
Отмечая существенные изменения в распределении земель по формам
собственности, подчеркнем, что значительная часть территории Российской
Федерации - более 76% (1306,2 млн. га) ее земель - все еще остается в
государственной форме собственности, причем 803 млн. га -земли субъектов
Федерации. В муниципальной собственности находится 56 млн. га, или 3,3%, в собственности юридических лиц - 335,8 млн. га (20%) и в собственности
граждан - чуть более 10 млн. га (0,6%) К не подлежащим вовлечению в рыночный землеоборот или имеющим определенные ограничения отнесены земли:
- обороны
и обеспечения безопасности
- единой
общегосударственной
- природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного назначения (27,2 млн. га);
- расположенных
на территории городов и
предприятий федеральной собственности (0,34 млн. га);
- объектов
обеспечения внутренних
развития, жизнеспособности и охраны окружающей среды (2,0 млн. га);
- лесного фонда (265,9 млн. га);
- запаса (47,0 млн. га), а также водные объекты (17,8 млн. га). Кроме
того, для
осуществления эффективной
Итак, в
настоящее время можно
сельскохозяйственных земель, а также приплюсовать 15% территории»
Европейской
части России, загрязненной радионуклидами,
тяжелыми металлами, токсинами промышленного
происхождения.
Российский
земельный рынок пока еще очень
слаб, этому свидетельствуют
Структура сделок с земельными участками и их рыночная оценка.
В российской
федерации среди всех видов сделок
с землей преобладают арендные отношения
(в среднем выше 90 процентов), тогда
как на продажу органами местного
самоуправления было выставлено всего
лишь 91,4 тыс. га 0,006 % земельного фонда.
(табл. 2) В 2005 доля площади государственных
и муниципальных земель, используемых
на правах аренды в Российской Федерации,
составила 4,3 % от всей их площади. По федеральным
округам России этот показатель колеблется
от 1,6 % в Северо-Западном федеральном
округе до 17,9 % в Южном федеральном
округе.
Цены за аренду государственных земель
устанавливались постепенно, по мере вовлечения
земельных участков в рыночный оборот.
Причем, по мнению некоторых исследователей,
выявить круг факторов, от которых устойчиво
зависят эти цены, достаточно трудно. Особенно
это касается земель, предназначенных
для сельскохозяйственного производства.
На формирование цен продолжают оказывать
большое влияние субъективные причины,
не поддающиеся анализу и обобщениям.
В 2005 г базовые размеры арендной платы
за землю устанавливались на основе действующих
ставок земельного налога с применением
коэффициентов в зависимости от ценности
территории, целевого использования земель,
категории арендаторов (таблица 1).
Рост ставок арендной платы косвенно обусловлен индексацией ставок земельного налога в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Арендные платежи за землю значительно дифференцированы в зависимости от спроса и предложения, категории арендаторов, местоположения и величины земельных участков. При этом плата за аренду земли городов и поселков по сравнению с сельской местностью значительно выше для всех категорий арендаторов.
Таблица 1
Средние
размеры арендной платы за использование
государственных и
Арендаторы | 2002г. | 2003г.
0Зг. |
2004г. | 2005г. | |||||
в город. н посел ках |
в сель.
насел. пунктах |
вне
насел. пунктов |
в насе ленных пунктах | вне
насел. пунктов |
в насе ленных пунктах | вне
насел. пунктов |
в насе ленных пунктах | вне
насел. пунктов | |
1
.Предприятия, организации, |
6.58 | 1,57 | 0,49 | 11.54 | 1,26 | 12,00 | 1.63 | 11.41 | 1.89 |
торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания | 37.12 | 8.82 | 0,72 | 55,34 | 4,81 | 64,40 | 4.57 | 55,76 | 13,81 |
сельскохозяйственны е предприятия | 0.05 | 0.03 | 0.01 | 0.08 | 0.06 | 0.11 | 0.02 | 0,13 | 0.05 |
2.
Граждане, их
объединения, использующие земельные участки для: жилищного, дачного и гаражного строительства |
0,25*) | 0,12 | 0,02 | 1,46 | 0,20 | 1-53 | 0,22 | 1.82 | 0.35 |
личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества | 0.14 | 0,11 | 0.17 | 0,08 | 0.32 | 0.13 |
Информация о работе Особенности земли как фактора производства