Отраслевая структура производства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Экономика отраслевых рынков занимается изучением механизма, который приводит производственную деятельность в соответствие со спросом на товары и услуги. Эта отрасль экономической науки имеет уже практически вековую историю, причем ее различным этапам соответствовали определенные теоретические построения и концепции, взаимосвязи с политическими решениями. Многофакторный характер условий и самой деятельности фирм обусловил необходимость разработки теоретических подходов, позволяющих найти обобщенное и рациональное

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Экономика России и структура промышленности в 90-е годы………. 5
2. Отраслевая структура производства России в настоящее время…….. 11
2.1. Общая информация………………………………………………… 11
2.2. Структура хозяйственного комплекса……………………………. 15
3. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы……………………………………. 20
3.1. Ограничения и возможности перспективного развития отраслей промышленности……………………………………………………. 25
3.2. Пути развития отраслей…………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список литературы…………………………………………………………….. 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономТеории1.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

В основе конкурентоспособности  –  в значительной степени состоявшаяся модернизация этих производств.  Факторами инвестиционной привлекательности, обеспечившей модернизацию,  стали: значительные масштабы,  а также быстрое и достаточно устойчивое расширение рынков –  как результат перехода к новым стандартам потребления при росте доходов населения  (в ряде случаев – и импорто замещения2;  относительно малые объемы и сроки окупаемости инвестиционных проектов,  что обеспечило рекордное среди других отраслей число новых,  построенных с нуля,  бизнесов;  эффективная корпоративная структура, обеспеченная быстрым формированием крупных эффективных российских компаний, а также достаточно «ранним» приходом иностранных производителей.

О формировании кластеров конкурентоспособности.  Кластер конкурентоспособности  –  группа географически близких взаимосвязанных компаний  (поставщиков оборудования,  комплектующих, специализированных услуг инфраструктуры, НИИ, вузов и др.), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

В настоящее  время группа экспортно-сырьевых отраслей –  наиболее мощная группа лидеров –  не является ядром формирования  «кластеров конкурентоспособности»  из смежных российских производств.

Компании этих отраслей в значительной степени  ориентированы на использование  импортного оборудования и услуг иностранных сервисных компаний.  Центром формирования кластеров конкурентоспособности в настоящее время становится производство продовольственных товаров. В последние годы был дан мощный импульс развитию этих и ряда обслуживающих производств  (тара и упаковка), логистических и маркетинговых услуг вокруг «двух столиц» и отчасти на юге России. В настоящее время идет распространение импульса в сельское хозяйство (животноводство).

Отдельные подотрасли тяжелого машиностроения с быстрорастущим спросом: железнодорожное,  отдельные виды подъемно-транспортного оборудования.

Дополнительными факторами конкурентоспособности,  помимо быстрого расширения рынка,  для этих производств являются:  традиционная привязанность потребителей к отечественной продукции,  в том числе за счет различий в эксплуатационных стандартах;  высокая материалоемкость производства, обеспечивающая конкурентные преимущества для географически близких производств и стимулирующая создание совместных предприятий с иностранными компаниями; относительно высокий уровень концентрации производства.                                                               

Отдельные сегменты оборонно-промышленного комплекса, переориентированные на экспорт: военная  авиация, системы ПВО, судостроение. 

Основу текущих конкурентных позиций этих производств составляют мощные заделы, созданные в прошлом – как чисто технологические, так и присутствия на определенных региональных рынках в мире; наличие ограничений политического характера у иностранных конкурентов.

Группа отраслей с высокой концентрацией производства: угольная промышленность, отдельные производства стройматериалов. 

Для производств  данной группы основной фактор, позволяющий  генерировать высокий уровень добавленной стоимости –  возможность установления относительно высокой цены на продукцию, используя доминирующее положение на региональных рынках  (см. табл. 1, Приложение 2).

«Середняки». 

Потенциал повышения  конкурентоспособности отраслей-середняков хотя и имеется,  но его реализация в силу действия различных факторов ограничена  (см.  табл. 1, Приложение 2). В этих отраслях сконцентрирована почти половина (41%)  общей численности занятых, при этом в них производится лишь 18%  общепромышленной добавленной стоимости.  К отраслям с ограниченными возможностями эффективного генерирования добавленной стоимости относятся следующие.

Производство ряда видов  инвестиционной техники и оборудования: энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение,  электротехника, приборостроение, производство строительно-дорожной техники.

В этих отраслях имеются  технологические заделы,  однако возможность реализации потенциала ограничена из-за наличия сильных конкурентов на мировом рынке, в сравнении с продукцией которых отечественная проигрывает по соотношению  «цена –  качество»;  крайне низкого уровня текущего спроса (отложенный спрос) в отраслях-потребителях (в электроэнергетике, общественном и грузовом автомобильном транспорте, сельском хозяйстве).

Автомобилестроение,  особенно производство отечественных  марок легковых автомобилей.  Основные причины низкой конкурентоспособности – неудовлетворительные эксплуатационные характеристики продукции  (прежде всего надежность)  из-за низкого качества производства комплектующих и существенное технологическое отставание,  проявляющееся в доминировании в структуре выпуска морально устаревших моделей автомобилей.

Базовые производства конструкционных материалов и первичной переработки сырья: производство базовых строительных материалов и металлоконструкций, отдельные сегменты химии и нефтехимии  (промышленность синтетических красителей, лакокрасочная, производство волокон и нитей химических и т. п.).

Причины низкой конкурентоспособности этих производств –  в отсталых технологиях и оборудовании,  требующем для модернизации значительных объемов инвестиций; наличии мощных иностранных конкурентов (для химических производств),  причем в ряде случаев масштабы соответствующих внутренних рынков невелики,  что стимулирует рост импорта без развертывания производств иностранными компаниями в России.

Производство  ряда продовольственных товаров  на стагнирующих рынках: хлебопекарная и мукомольно-крупяная промышленность,  ряд сырьевых пищевых производств (дрожжевая, соляная и т. п.).

Основная причина  отставания данных производств –  низкие стимулы к модернизации из-за естественной закрытости рынков от конкурирующего импорта рынки неторгуемых товаров,  которые потребляются в стране производства и не подлежат международному обмену).

Отрасли с высокой  долей теневого сектора и низким уровнем правоприменения: лесозаготовка и деревообработка,  ликероводочная и рыбная промышленность.

Основной фактор слабой конкурентоспособности –  высокие риски, обусловливающие низкую инвестиционную привлекательность этих отраслей.  В результате,  технологический уровень производств находится на крайне низком уровне.

Аутсайдеры.  Значительная по масштабам часть  промышленных производств-аутсайдеров  имеет низкую конкурентоспособность  (см.  табл. 1,  Приложение 2). Пятая часть общепромышленной численности занятых в этих отраслях производит лишь 7% добавленной стоимости. Отметим следующие группы таких отраслей.

Производство  инвестиционной техники и оборудования: станкостроение, химическое, нефтяное, металлургическое машиностроение.

Важнейшие факторы, ограничивающие конкурентоспособность: 

– существенное технологическое отставание российских компаний при сильных позициях иностранных конкурентов;

–  управленческое отставание и нехватка финансовых ресурсов для освоения новых стандартов ведения бизнеса –  от простой продажи оборудования до комплексного обслуживания использования оборудования клиентом в течение всего жизненного цикла (подчас включая и утилизацию); 

–  постепенный  приход  (прежде всего,  в нефтяной промышленности)  на российский рынок сервисных иностранных компаний,  ориентированных на использование импортного оборудования.

Производство  непродовольственных потребительских  товаров на рынках с сильными позициями иностранных конкурентов: легкая промышленность, фармацевтика. Для фармацевтики важным фактором является также существенное технологическое отставание.

Производство  высокотехнологичной бытовой радиоэлектроники,  где технологическое и управленческое отставание достигло критических величин параллельно формированию мощных кластеров конкурентоспособности в Юго-Восточной Азии.

Ограничения и возможности перспективного развития отраслей промышленности

Ограничения обусловлены  следующими факторами:

Замедление  экспансии на мировых рынках сырьевых ресурсов, вызванное:

– либо исчерпанием  прежних месторождений при отсутствии резерва быстрого ввода новых, либо недостатком свободных эффективных мощностей по первичной переработке сырья.

В стадии падающей добычи находятся все крупнейшие месторождения нефти и газа Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов.  Близкая к максимальной загрузка производственных мощностей достигнута в черной металлургии  (кроме выпуска труб),  добыче никеля и меди,  основной химии,  производстве синтетических смол и пластмасс, а также целлюлозы;

–  ограничениями  со стороны транспортной инфраструктуры,  затрудняющими освоение новых рынков  (прежде всего,  экспорт углеводородов на рынки ЮВА и США);

–  усилением  конкуренции на мировых рынках –  как из-за дальнейшей концентрации крупных мировых игроков, так и появления новых компаний (вводы мощностей по добыче и первичной переработке сырья в других странах,  прежде всего, в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке).

В результате действия указанных факторов в перспективе  неизбежно не менее чем трехкратное замедление роста добычи нефти  (по разным оценкам,  до 1-3%  с 2005 г. по сравнению с 8-9% в 2001-2004 гг.); замедление не менее чем на 3-4 проц. п. динамики производства в металлургии и крупнотоннажной химии с 2005-2006 гг.

Снижение доходности экспортных операций вследствие: 

–  ухудшения  конъюнктуры ряда сырьевых рынков  (металлы,  химические

производства).  Необычайно высокие цены на сырьевые товары в последние годы

стимулировали, с одной стороны, снижение материалоемкости у потребителей, а с

другой –  крупные инвестиции в расширение предложения ресурсов по всему миру (в 2004 г. мировой объем капиталовложений в добывающий сектор вырос на 15% и достиг рекордных за всю историю значений). В ближайшие годы на значительном числе рынков, где Россия представлена как экспортер, ожидается завершение фазы высоких цен.  В середине 2005 г.  началось падение цен на черные металлы.  В перспективе в 2006-2008 гг. сходная ситуация ожидается на важнейших для России рынках цветных металлов  (алюминий,  никель,  медь),  а также ряда товаров крупнотоннажной химии и нефтехимии (азотные удобрения, пластмассы);

–  укрепления реального эффективного рубля  (в 2006-2009 гг.  вероятный темп прироста – 5-7% в год);

–  ускоренного  роста цен на газ  (в среднесрочной  перспективе –  на 2-3  проц.  п. выше инфляции)  и рисков роста  цен на электроэнергию  (в зависимости  от хода реформирования)  при низкой эффективности применяемых технологий у потребителей.

Под действием  перечисленных факторов объем добавленной  стоимости ряда экспортно-ориентированных производств  (черной металлургии,  никелевой и медной промышленности,  производства минеральных удобрений,  пластмасс) может сократиться на 15-25% уже в ближайшие два-четыре года, а рентабельность снизиться до 8-10%.  На фоне развертывания к этому моменту современных производств по первичной переработке сырья в странах-конкурентах, инвестиционная привлекательность новых проектов в России окажется низкой. Это означает,  что после 2010 г.  для большинства отраслей экспортно-сырьевого комплекса  (кроме нефтегазового сегмента и цветной металлургии)  имеется риск оказаться полностью неконкурентоспособными (устойчиво убыточными).

Ослабление  позиций отечественных компаний вследствие повышения уровня открытости рынков, связанное в перспективе с укреплением рубля, вступлением в ВТО, сменой форматов торговли (экспансией иностранных торговых сетей). Повышение открытости рынков может иметь и позитивные последствия, связанные с облегчением модернизации производств  (удешевление импортного оборудования)  и уменьшением удельных материальных затрат компаний, использующих импортные сырье и комплектующие.

В целом негативный эффект может проявиться в виде замедления темпов роста производства в отдельных отраслях,  однако его конкретные масштабы сильно зависят как от мер экономической политики,  компенсирующих негативные эффекты, так и от активизации отечественных товаропроизводителей. 

Наиболее чувствительны  крупные сегменты,  где велики риски спада производства – выпуск устаревших отечественных моделей легковых автомобилей,   большинство подотраслей легкой промышленности, фармацевтика.

Усиление иностранных  конкурентов – новых индустриальных центров (ЮВА и АТР, Латинская Америка,  страны Центральной и Восточной Европы)  в рамках переноса в страны этого региона из США,  Европы и Японии обрабатывающих средне- и высокотехнологичных (части) производств.

Россия в  последние годы существенно проигрывает  в инвестиционной привлекательности странам-конкурентам из указанных регионов.  В результате, значительное число таких производств уже размещается в данных странах, ослабляя конкурентные позиции российских компаний на этих рынках.  В долгосрочном периоде это закрепляет за Россией в мировой экономике специализацию преимущественно поставщика топливно-сырьевых ресурсов.

Информация о работе Отраслевая структура производства России