Отраслевая структура производства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Экономика отраслевых рынков занимается изучением механизма, который приводит производственную деятельность в соответствие со спросом на товары и услуги. Эта отрасль экономической науки имеет уже практически вековую историю, причем ее различным этапам соответствовали определенные теоретические построения и концепции, взаимосвязи с политическими решениями. Многофакторный характер условий и самой деятельности фирм обусловил необходимость разработки теоретических подходов, позволяющих найти обобщенное и рациональное

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Экономика России и структура промышленности в 90-е годы………. 5
2. Отраслевая структура производства России в настоящее время…….. 11
2.1. Общая информация………………………………………………… 11
2.2. Структура хозяйственного комплекса……………………………. 15
3. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы……………………………………. 20
3.1. Ограничения и возможности перспективного развития отраслей промышленности……………………………………………………. 25
3.2. Пути развития отраслей…………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список литературы…………………………………………………………….. 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономТеории1.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

О сравнительной  инвестиционной привлекательности  России и стран-конкурентов. В период 1999-2003 гг. общий объем прямых иностранных  инвестиций в автомобилестроение России составил около 2 млрд. долл. По сравнению с 20  млрд.  долл.  в Китае и 20-25  млрд.  долл.  в Бразилии (1994-2003 гг.).  В результате, среднегодовой прирост выпуска автомобилей в Китае в последние четыре года оказался сопоставимым с общим объемом российского производства. В 2004 г. выпуск автомобилей в Китае достиг 4.4 млн. шт. (+35% к 2003 г.).

Сходная ситуация наблюдается при сравнении  инвестиционных проектов в химии  и нефтехимии России и стран Ближнего Востока. Так,  по прогнозу McKinsey, на Ближнем Востоке в ближайшие пять лет будет построено 40 %  новых мировых мощностей по производству этилена,  доля региона на мировом рынке вырастет с 9 % в 2004 г. до 17 % в 2010 г. Если три года назад производство полиолефинов (полиэтиленов) на Ближнем Востоке лишь покрывало региональный спрос, то после 2007 г., по разным оценкам, регион станет основным поставщиком полиолефинов –  планируется экспортировать не менее 8-9  млн.  т в год  (для сравнения: объем российского производства в 2004 г. – около 1 млн. т).

Потеря возможностей роста и снижение общей эффективности производства вследствие недостаточной обеспеченности обрабатывающих производств сырьем;  несоответствия существующих мощностей ожидаемому лавинообразному расширению спроса в рамках циклов обновления оборудования и техники.  Часть спроса будет удовлетворяться за счет импорта не из-за низкой конкурентоспособности отечественных производств,  а отставания в развитии сырьевой базы или недостатка современных производственных мощностей  (ввод новых мощностей в ряде случаев требует значительного времени). Такая ситуация возможна (или уже возникает) в следующих отраслях: 

– в мясомолочной промышленности (существуют ограничения  в сырьевой базе со стороны сельского хозяйства);

–  в производстве транспортной техники  (грузовых автомобилей и автобусов, железнодорожной техники,  гражданской авиации)  из-за дефицита современных мощностей для перспективного обновления парка в соответствующих отраслях- потребителях3;

–  в производстве базовых стройматериалов –  при ожидаемом в ходе решения жилищной проблемы увеличении объема строительных работ;

– в энергетическом машиностроении – при перспективном  резком росте спроса на энергооборудование в рамках модернизации мощностей в электроэнергетике (по оценке,  потребность во вводах новых мощностей может превысить существующие мощности энергетического машиностроения на 20-30%);

–  в сельскохозяйственном машиностроении –  для ускоренного  обновления парка техники при условии реализации планов по развитию сельского хозяйства.

Ослабление  конкурентных позиций отечественных  компаний из-за утраты технологического паритета  (преимуществ),  наиболее вероятно в энергетическом                                                        машиностроении,  электротехнике,  судо-  и авиастроении  (как военном,  так и особенно в гражданском).

Ухудшение обеспеченности квалифицированными кадрами и рабочей  силой в перспективе 5-10  лет как результат масштабного выбытия по возрасту квалифицированных кадров и длительной паузы в замещении их молодыми специалистами,  а также несоответствия перспективным потребностям сложившейся структуры предложения новых специалистов.  Данная проблема особенно актуальна для потенциально конкурентоспособных высокотехнологичных машиностроительных производств,  где сохраняется низкая привлекательность рабочего места.

Возможности. Возможности  развития секторов в среднесрочной  перспективе

зависят от следующих  факторов.

На рост внутреннего  рынка,  определяющий инвестиционную привлекательность значительной части секторов обрабатывающей промышленности влияют:

Сохранение  достаточно длительного,  хотя и  замедляющегося,  расширения рынков продовольственных товаров вследствие роста доходов населения и повышения стандартов потребления. Это определит расширение рынков отраслей мясомолочной промышленности,  производства пищевых концентратов и полуфабрикатов,  соков и напитков,  кондитерских изделий,  а в более отдаленной перспективе –  в основном натуральных и экологически чистых пищевых продуктов.

Рост рынков непродовольственных товаров при повышении доходов населения и обновления ТДП  (при относительно низкой текущей обеспеченности ими домашних хозяйств).  Это стимулирует дальнейшее увеличение производства легковых автомобилей, а также бытовой техники и радиоэлектроники (в том числе за счет импортозамещения и сборочных производств).

Реализация  отложенного спроса на оборудование в рамках  «большой модернизации» крупных секторов. Это обеспечит потенциал для мощного роста ряда инвестиционных отраслей:  тяжелого и энергетического машиностроения, производства грузовых автомобилей и автобусов,  авиа- и судостроения, отдельных сегментов производства спецоборудования  (металлургическое и химическое машиностроение), строительно-дорожной и коммунальной техники.

Развитие отдельных секторов и решение социальных проблем в рамках системы мероприятий, направленных на реализацию конкурентных преимуществ: 

–  в сельском хозяйстве –  производство минеральных  удобрений, сельхозтехники, комбикормов;

–  в транспорте –  производство транспортных средств,  строительно-дорожной техники,  труб и проката,  а также приборостроения,  электронной промышленности, вычислительной техники (средства автоматизации и управления);

–  в здравоохранении  –  развитие фармацевтики и производство медицинской техники;

– в жилищно-коммунальном хозяйстве – производство стройматериалов,  труб, санитарно-технического оборудования,  металлоконструкций,  приборостроение (приборы учета).

Развитие отдельных  секторов при повышении инвестиционной привлекательности вследствие снижения доли теневого сектора,  ужесточение применения к нему налоговых норм и улучшения нормативной базы.  Наиболее актуальны для стимулирования отрасли лесозаготовки и деревообработки, а также (в меньшей степени)  производства крепких алкогольных напитков и рыбной промышленности.

Реализация  многочисленных вышеуказанных возможностей обусловит существенное расширение внутреннего рынка для производства сырья и материалов.  Прежде всего,  это касается ориентированных на промежуточный спрос химических и машиностроительных производств.

Освоение ряда перспективных сегментов мирового рынка,  к которым,  при определенных условиях,  относятся4:  пищевая промышленность,  прежде всего, производство  «натуральных»  и экологически чистых продуктов;  оборонно-промышленный комплекс –  авиастроение,  судостроение,  производство средств ПВО,  космических запусков и аппаратов;  производство отдельных видов оборудования и техники для рынков развивающихся стран  (энергетическое машиностроение,  грузовые автомобили,  отдельные виды тяжелого механического оборудования).

Повышение эффективности  и устойчивости российских компаний на традиционных (сырьевых) рынках специализации России в мировой экономике.  Интерес со стороны иностранных контрагентов сильно ограничен –  он сконцентрирован в области освоения нефтегазовых ресурсов.  Для обеспечения устойчивости развития необходима отраслевая диверсификация иностранных интересов в России.  Долгосрочные соглашения и проекты по освоению энергетических ресурсов должны быть согласованы с модернизацией первичной переработки сырья и производства конструкционных материалов  (черной металлургии,  химической промышленности,  развитии лесопромышленного комплекса).

Существенное  повышение эффективности за счет модернизации крупных технологически отсталых анклавов –  хлебопекарной,  мукомольно-крупяной промышленности,  отдельных производств сырья и материалов.  Основным фактором инвестиционной привлекательности таких секторов является не столько рост рынков,  сколько его значительный объем и существенный потенциал роста эффективности.

Открывающиеся  «окна возможностей» и ограничения  развития отечественных компаний в целом определяют состав лишь наиболее явных лидеров и аутсайдеров развития.  Однако значительная часть производств,  особенно обрабатывающих, попадает в  «зону неопределенности»,  где реализация или утрата конкурентных позиций в существенной степени будет определяться как качеством государственной экономической политики, так и усилиями конкретных компаний.

При этом даже для  отраслей, чьи перспективы оцениваются ниже позитивных или устойчивых,  актуальность усилий по реализации их конкурентных преимуществ также имеет место, только менее остро.

Карта конкурентоспособности  секторов промышленности в перспективе

В средне- и долгосрочной перспективе представительное число отраслей-лидеров имеет возможности сохранить достигнутые конкурентные позиции или существенно их упрочить.  В основе факторов конкурентоспособности таких отраслей –  наличие запасов природных ресурсов, либо использование возможностей, появляющихся при интенсивном росте внутреннего рынка  (см.  табл. 2, 3,  Приложение 2).  К таким отраслям относятся:                                                 

– нефтяная;

– газовая;

– мясомолочная,  кондитерская,  плодоовощная, масложировая,  пивоваренная, производство слабоалкогольных и безалкогольных напитков,  пищевых концентратов и полуфабрикатов;

– производство железнодорожной техники;

– деревообрабатывающая (кроме производства мебели);

– производство стройматериалов и санитарно-технического оборудования.

У группы устойчивых отраслей потенциал роста производства и усиления конкурентных позиций на мировом и(или)  внутреннем рынках ограничен.  Как правило,  это связано с наличием мощных компаний-конкурентов на мировом рынке и(или) естественными низкими темпами роста соответствующих сегментов внутреннего рынка (см. табл. 2, 3, Приложение 1).

В то же время  утрата позиций грозит данным отраслям в небольшой степени – ввиду  либо наличия мощной сырьевой базы  (полезных ископаемых),  либо ориентированности на внутренние рынки,  где важна близость к потребителю (малоторгуемые товары),  либо достаточно крепких позиций оформившихся сильных компаний, в том числе с участием иностранного капитала.

В рассматриваемую  группу входят:

– черная и цветная металлургия;

– угольная промышленность;

–  отдельные  химические и нефтехимические производства  (производство

удобрений, шинная промышленность);

– целлюлозно-бумажная промышленность;

–  производство инвестиционного оборудования с  сохранившимися технологическими  «заделами»  или ожидаемым масштабным ростом спроса (энергетическое, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение);

–  производство непродовольственных товаров повседневного  спроса  (бытовая химия,  парфюмерно-косметическая промышленность класса  «масс-маркет», бумажная потребительская продукция);

– производство продуктов питания на насыщенных рынках и неторгуемых товаров (мукомольно-крупяная, хлебопекарная, макаронная, соляная промышленность и пр.);

– рыбная промышленность.

У отраслей группы,  попадающих в  «зону неопределенности»,  существенны риски утраты текущих конкурентных преимуществ.  Нынешний успех отдельных компаний этих отраслей,  как правило,  опирается на конъюнктурные факторы (высокие мировые цены,  динамично растущий спрос)  и(или)  заделы, унаследованные с прошлого времени.  Однако этот успех не подкреплен (недостаточно подкреплен)  созданием долгосрочных заделов для удержания позиций в перспективе –  при том,  что позиции иностранных конкурентов продолжают усиливаться (см. табл. 2, 3, Приложение 1). 

В ряде случаев  компании отраслей данной группы имеют  шанс на развитие за счет освоения внутреннего рынка на базе импортозамещения –  хотя их сегодняшние позиции достаточно слабы.

Данная группа представлена:

–  рядом  отраслей первичной переработки  сырья  (химических сырье и

материалы5;

– автомобильной  промышленностью;                                                                

– оборонным  машиностроением;

– гражданским  авиа- и судостроением;

–  тяжелым машиностроением  (производство оборудования для металлургии,

химии, нефтедобычи  и нефтепереработки);

– электротехникой;

– мебельной  промышленностью;

– фармацевтикой.

В отраслях-аутсайдерах  перспективы благоприятного развития не просматриваются.  В странах-конкурентах на этих сегментах сформировались мощные высококонкурентоспособные кластеры производств.  Отставание от них отечественных компаний достигло критически больших величин.  Наилучшая перспектива для наиболее эффективных компаний таких отраслей – кооперация с зарубежными производителями (см. табл. 2, 3, Приложение 1).

Информация о работе Отраслевая структура производства России