Отраслевая структура производства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Экономика отраслевых рынков занимается изучением механизма, который приводит производственную деятельность в соответствие со спросом на товары и услуги. Эта отрасль экономической науки имеет уже практически вековую историю, причем ее различным этапам соответствовали определенные теоретические построения и концепции, взаимосвязи с политическими решениями. Многофакторный характер условий и самой деятельности фирм обусловил необходимость разработки теоретических подходов, позволяющих найти обобщенное и рациональное

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Экономика России и структура промышленности в 90-е годы………. 5
2. Отраслевая структура производства России в настоящее время…….. 11
2.1. Общая информация………………………………………………… 11
2.2. Структура хозяйственного комплекса……………………………. 15
3. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы……………………………………. 20
3.1. Ограничения и возможности перспективного развития отраслей промышленности……………………………………………………. 25
3.2. Пути развития отраслей…………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………… 40
Список литературы…………………………………………………………….. 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономТеории1.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

Данный вывод  не отрицает наличия отдельных успешных компаний.  Однако залог успеха таких компаний на рассматриваемых рынках –  эффективная узконишевая стратегия, их опыт вряд ли может быть тиражирован в масштабе всей отрасли.

Состав данной группы достаточно ограничен,  в  нее входят:  легкая промышленность и высокотехнологичные машиностроительные производства (высокотехнологичные приборостроение, бытовая электроника и станкостроение).

 

 

Пути развития отраслей

Важнейшим фактором нашего экономического развития, конечно, является членство в ВТО. В 2011 году России удалось добиться значительного продвижения на этом пути, и действительно это очень важный процесс. Но и двусторонние отношения, и организация работы всех межправкомиссий в рамках Правительства также выстроены под решение задач расширения возможностей экспорта и привлечение прямых инвестиций. Достаточно сказать, что в этом году Правительство начало реализацию 11 партнёрств по модернизации.

Но, как бы ни были важны внешнеэкономические факторы развития, конечно, основные движущие силы и барьеры для развития, для роста находятс внутри российской экономики. Имеется ввиду переход к новой модели устойчивого роста, которая отличалась бы от кризисного роста, который происходил на базе высоких цен на нефть и относительно дешёвых внешних заимствований компаний. Известно, какими проблемами для компаний это обернулось в кризис.

Главная несбалансированность, несбалансированность экономики страны, состоит в том, что большие нефтегазовые, металлургические компании, которые сегодня и модернизированы, и конкурентоспособны, продают значительную часть продукции на внешнем рынке. При этом внутренний рынок (а это без малого 143 млн человек, которые постоянно что-то потребляют, тратят деньги) в значительной степени продолжает питаться импортом. Таким образом, конкурентная часть, конкурентоспособная часть нашей экономики зависит от капризного внешнего рынка, а внутренний рынок импортозависим. Это, конечно, та главная несбалансированность, которую должны преодолеть. Это в общем всем известно, но хотелось бы подчеркнуть, что новая модель, в которую мы переходим, должна дать минимальную самодостаточность и внутреннюю устойчивость нашей экономике.

Второе. Новая модель роста должна обеспечивать достаточно высокие темпы роста. Идут споры, достаточно ли стране 3-4% или она должна иметь гораздо более высокие темпы роста. Министр Э.С. Наибуллина считает, «что темпы роста нам, конечно, нужно иметь больше 4%, потому что это задача не просто соревновательная – амбиции, кто сильнее и выше, выше ли мы растём, чем другие страны или развитые страны, – а это как раз императив, связанный с тем, что только при таких темпах мы сможем одновременно исполнять наши социальные обязательства, которые выше, чем, например, у быстрорастущих азиатских стран. Для того чтобы иметь такую долю, например вкладов в здравоохранение, нам нужно увеличивать и ВВП, поэтому темпы роста для нас очень важны».

Также важно увеличивать инвестиции в будущее развитие. Доля инвестиций в ВВП должна быть как минимум в 1,5 раза выше, чем сейчас. Это, по мнению Наибуллиной, консенсус, что 20% нам недостаточно, чтобы развиваться, модернизироваться: нужно больше. Безусловно, это не только и не столько бюджетные инвестиции, это и частные инвестиции, но эта инвестиционная ориентация модели обязательна. Поэтому эта модель ещё в КДР (Концепция долгосрочного развития России до 2020 года), которую обсуждали на совместном заседании коллегий Минэкономразвития России и Минфина России, была названа инновационной и социально ориентированной.

В КДР также были обоснованы основные направления необходимых действий – как стране переходить к этой модели. Конечно, во многом помешал кризис. Пока этот переход в полной мере не удалось осуществить, хотя правительство не рассчитывало на то, что это можно сделать за один-два года. До сих пор основной вклад в рост экономики давало повышение цен на нефть и металлы. Надо сказать, что нефть сейчас в 3 раза дороже кризисного минимума. И конечно, страна не может ориентироваться в будущем на такие высокие цены на нефть. Прирост инвестиций пока не набрал устойчивости и остаётся очень хрупким. Экономика России пока в основном действительно остаётся где-то в докризисной модели роста, которая базируется на экспорте сырья, топлива и низкой норме инвестиций, но в худших условиях, чем были до кризиса. Особенно это касается доступа к заёмным ресурсам на мировых рынках. И приток прямых инвестиций у страны сейчас не такой, как нужен был бы, в том числе приток внешних заимствований. При этом, безусловно, необходимо решать совершенно обоснованную задачу сокращения бюджетного дефицита. Это оказывает сдерживающее воздействие на экономический рост.

Наибуллина: «По нашим расчётам только повышение фискальной нагрузки – пусть она в сравнении с другими странами, может быть, не такая высокая, – но повышение фискальной нагрузки в 2011 году на 2 процентных пункта ВВП, по нашей оценке, привело к тому, что темпы роста ВВП ниже на 0,5–0,7%. И конечно, мы не имеем ввиду о том нереализованном потенциале роста, который связан с необходимостью более активного финансирования инфраструктуры».

Конечно, эти ограничения есть, но их можно преодолевать сбалансированно, есть все предпосылки для роста. Если на минуту абстрагироваться от этих ограничений и от проблем, от внутренней неэффективности, то экономика страны выглядит достаточно привлекательно, потому что у нее очень ёмкий рынок, большое потребление и пусть население меньше, чем в Китае и Индии, но среднедушевой доход в стране выше и стандарты потребления выше, и это привлекательно для бизнеса с точки зрения масштаба доходов.

Далее. В нашей стране абсолютно уникальное сочетание разнообразных природных ресурсов, за которые идёт борьба в мире, и трудовых ресурсов – трудовых ресурсов, тоже уникальных по соотношению «цена/качество». Потому что у нас очень высококвалифицированные ресурсы, относительно недорогая рабочая сила, огромная территория, то есть с точки зрения основных факторов производства и ёмкого рынка Россия обладает потрясающим потенциалом. И, наверное, 100 лет назад этого было бы достаточно для привлечения капиталов и бизнеса. Современный же бизнес абсолютно требователен к тому, что называется институтами предсказуемости и соблюдения правил, развитости финансовых рынков, судебной системе, личной безопасности. Поэтому правительство считает, что деловой, предпринимательский климат – это в целом очень-очень важно. И если его улучшить, то остальные факторы, условия, что называется, придут в движение.

В то же время надо отметить, что в экономике уже наметились тенденции к приобретению нового качества роста. Было сказано о том, как растут обрабатывающие отрасли, машиностроение. Производительность труда в инновационной экономике хотя и отличается и отстаёт пока от нефтегазовой, но растёт быстрее, как и вклад инновационного сектора в рост ВВП.

Прогноз в 2012–2014 годах рост экономики в среднем более 4% в год, но этот рост пока подвержен рискам, и в случае падения нефтяных цен на 25–30% темпы роста могут упасть вдвое, а дефицит бюджета вырасти в 1,5–2 раза. Если эти проблемы будут носить длительный характер, то могут очень быстро исчерпаться и фонды страны. Напомним, что к началу кризиса фонды (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния) достигали 16% ВВП, но уже через полтора года сократились почти вдвое.

Финансовая подушка безопасности нужна, но она имеет свои пределы. Реальная подушка безопасности, конечно, в конкурентоспособности собственной экономики. Только создав современную транспортную инфраструктуру, мощные обрабатывающие производства и сектор наукоёмких услуг, можно добиться экономической устойчивости. И это главная задача для экономической политики.

В условиях, когда стимулировать рост за счёт увеличения государственных расходов невозможно, особое значение приобретает эффективность как частных, так и государственных расходов и проектов. Но эффективность зависит не только от мер экономии, бережливости (это очень важно), но и от содержания, инновационности самих проектов и правильной приоритезации усилий.

 

Заключение

Теория экономики отраслевых рынков стоит перед необходимостью анализа новых тенденций и явлений в мировой практике.  Национальные экономики стоят перед жесткой потребностью формирования конкурентных преимуществ не отдельных фирм и даже отраслей и регионов,  а на национальном уровне. Защита товаропроизводителей становится проблемой национального уровня, экономических союзов и объединений государств.  Научно-технический процесс все более властно вторгается в структуру тканей экономического роста и развития; научно-техническая политика становится объектом жесткого императива всей вертикали государственной власти, которому фирмы должны подчинить свою внутреннюю логику и стратегию.

Информационная  асимметрия рыночных субъектов и  государственной власти приобретает критический характер и становится причиной гигантских общественных издержек. Тотальная информатизация всех сфер общественной практики не упрощает проблем информационной асимметрии,       а напротив - усложняет их. Принятые и общеизвестные индексы экономической активности обнаруживают их все более относительную  ценность  и  разработки  новых, соответствующих  реалиям информационно-интеллектуальной природы, базирующихся на попытке все более строгой оценки интеллектуального потенциала и капитала. Внедрение электронных денег, мгновенная связь между субъектами рыночных отношений создает новые возможности формирования финансового  рынка и осуществления финансовых сделок.

Каждое из перечисленных  направлений почти равно вероятностно создает и новые возможности, альтернативы, и новые системы рисков.        Оценка этих последствий потребует, несомненно, новых исследований,    нового  понятийного аппарата, очевидно, новых парадигм, более объективно и всесторонне описывающих новые реалии. Современные положения теории Экономики отраслевых рынков частично исчезнут, частично трансформируются,  частично  войдут составными элементами в новую теорию.

Список литературы

  1. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / А.В. Стрыгин. —

2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  —  М.:  Издательство  «Экзамен»,  2004.  —  512  с.  (Серия «Учебник для вуза»)

  1. Мировая экономика: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Ю.А.Щербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.
  2. Экономика отраслевых рынков. Под ред. Н.П. Макашевой, Томск, 2005, 35с.
  3. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник/Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер.— М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 815 с. — (Учебники экономического факультета СПбГУ).

Электронные ресурсы удаленного доступа

  1. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ - федеральная служба государственной статистики
  2. http://www.market-review.ru – финансовый рынок
  3. http://www.economy.gov.ru/minec/main - Министерство экономического развития Российской федерации
  4. http://www.minpromtorg.gov.ru/ - сайт Минпромторг России

Журналы

  1. «Вопросы экономики» № 12, 2008 г.
  2. «Общество и экономика», № 9-10, 2007 г.

Статьи

  1. Егоров Д.Г., Егорова A.B. Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса) // Региональная экономика: теория и практика, № 27, 2009. С. 2-9.

 

1 Производство минеральных удобрений, смол и пластмасс, продуктов основного оргсинтеза.

2 Импортозамещение продолжается до настоящего времени в производстве пищевых концентратов, замороженных овощей,  крахмала,  солода,  тары и упаковки,  в развеске и упаковке кофе и чая,  сборочных производствах ТДП с использованием импортных комплектующих, замещающего производства этих комплектующих и др.

3 Так,  резкий рост железнодорожных грузоперевозок в последние годы  (в том числе независимыми перевозчиками), а также начавшееся обновление вагонного парка обусловили взрывной рост производства железнодорожной техники (в 2001-2004 гг. объем выпуска отрасли возрос в 4 раза). При этом уже в конце 2003 г.  стал ощущаться дефицит мощностей по выпуску грузовых вагонов.  Был дан  «старт»  ряду инвестиционных проектов в расширение предложения. Если бы не наличие ряда внеэкономических ограничений,  в этих условиях наиболее вероятным альтернативным сценарием стал бы быстрый рост импорта железнодорожной техники.

4 Помимо этого определенный потенциал освоения ниш на мировом рынке имеется в сельском хозяйстве, а также в предоставлении транспортных, информационных, образовательных и медицинских услуг.

5 За исключением производств калийных и фосфатных удобрений,  относящихся к группе устойчивых отраслей. 

 

 


Информация о работе Отраслевая структура производства России