Перспективное управление персоналом в Татнефть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:49, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является исследование уровня использования трудовых ресурсов в торговой организации и разработка антикризисной стратегии управления персоналом в торговой организации.

Для достижения поставленной цели в настоящем дипломном исследовании необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные проблемы управления предприятием в условиях кризиса;

- рассмотреть систему антикризисного управления персоналом: принципы, задачи и методы управления;

- охарактеризовать порядок проведения диагностики эффективности системы управления персоналом кризисного предприятия;

- на материалах ООО «Нефть-капитал» провести анализ эффективности системы управления персоналом и изучить ее влияние на основные экономические показатели;

- по результатам проведенных исследований разработать рекомендации по повышению эффективности управления персоналом в ООО «Нефть-капитал».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1. Роль и значение стратегии управления персоналом в условиях кризиса………………………………………………………………………..

1.1. Основные проблемы управления предприятием в условиях кризиса…………………………………………………………………….

1.2 Система антикризисного управления персоналом: принципы, задачи и методы управления……………………………………………..

1.3 Порядок диагностики эффективности системы управления персоналом кризисного предприятия…………………………………..

2. Анализ эффективности антикризисной системы управления персоналом и ее влияния на основные экономические показатели

2.1. Организационно-экономическая характеристика торговой организации ООО «Нефть-капитал»………………………..…………...

2.2. Анализ состава, структуры и динамики персонала ООО «Нефть-капитал»…………………………………………………………………...

2.3. Оценка эффективности использования персонала ООО «Нефть-капитал» и ее влияние на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности……………………………………………..

3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом в условиях кризиса……………………………………………..

3.1. Оптимизация кадрового состава и реорганизация структуры персонала ООО «Нефть-капитал», повышение профессионального уровня работников……………………………………………………….

3.2. Совершенствование кадровой политики ООО «Нефть-капитал» с учетом разработки антикризисной стратегии управления персоналом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

3) «превентивная»: руководство предприятия имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако не имеет средств для влияния на нее;

4) «активная» - рациональная: руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации, в то же время имеет средства для влияния на нее.

5) «авантюристическая» (разновидность «активной»): руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает не только средствами прогнозирования кадровой ситуации, но и диагностики персонала. В план финансового оздоровления включена одновариантная программа кадровой работы[14].

На кадровую политику влияют факторы двух типов - внешние по отношению к организации и внутренние.

Основные факторы внешней среды могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Особенности законодательного регулирования трудовых отношений;

2. Ситуация на рынке труда;

3. Профессиональные и общественные объединения, в которые, так или иначе, вовлечены работники предприятия.

Среди внутренних факторов наиболее значимыми представляются следующие:

1. Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности;

2. Стиль управления, закрепленный, в том числе и в структуре организации;

3. Условия труда;

4. Качественные характеристики трудового коллектива;

5. Стиль руководства.

При разработке программы управления персоналом на кризисном предприятии, связанное с различными изменениями условий труда, для преодоления сопротивления со стороны персонала применяются следующие методы[15]:

1) Принудительный метод проведения организационных изменений. Данный метод предусматривает использование силы для преодоления сопротивления. Используется в условиях острого дефицита времени.

Наибольшие трудности в использовании этого метода в следующем:

- отсутствие до начала процесса перемен базы, которая обеспечила бы его осуществление. В результате чрезвычайно высок риск неудачи нововведениям.

- неспособность предвидеть источники и силу сопротивления. Возникает замешательство, увеличиваются расходы, происходят отсрочки. В этом случае изменение изначально обречено на провал;

- неспособность устранить первопричину сопротивления;

- преждевременные структурные перемены;

- непонимание необходимости повышать компетентность и созидать новый управленческий потенциал.

Для повышения эффективности принудительного изменения необходимо провести анализ настроения персонала и выявить потенциальные источники сопротивления или, напротив, - поддержки.

2) Метод адаптивных изменений. При  применении данного метода стратегические изменения происходят путем постепенных незначительных перемен в течение длительного периода, тем не менее в любой конкретный момент сопротивление, хотя и слабое, все же будет. Конфликты разрешаются путем компромиссов, сделок и перемещений в руководстве. Этот метод дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация к внедрению нововведений, сформирован соответствующий образ мышления.

Полезен при том состоянии внешней среды, когда опасность или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет.

Неэффективен в случае чрезвычайных событий во внешней среде.

3) Управление кризисной ситуацией. При необходимости применения данного метода администрация находится в кризисной ситуации, изменения во внешней среде угрожают существованию администрации. В подобной ситуации первоначальной задачей высшего руководства является не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризисного положения свидетельствует возобновление сопротивления.

Когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие действия:

1. Постараться убедить в неизбежности кризиса и принять предупредительные меры;

2. Не зацикливаться на неизбежности кризиса, готовить себя к роли "спасателя", когда кризис наступит;

3. До настоящего кризиса создать искусственный, придумав «внешнего врага», угрожающего существованию администрации: поведение инициатора искусственного кризиса рискованно и может иметь серьезные этические последствия, ведь созданный искусственно кризис не обязательно должен превратиться в реальный. Преимущества этого приема состоят в том, что он существенно снижает сопротивление, формируется поддержка решениям, а это увеличивает шансы на успешный выход из реальной кризисной ситуации.

4) Управление сопротивлением (метод «аккордеона»). Если принудительный и адаптивный методы являются крайними мерами проведения изменений, то метод «аккордеона» является промежуточным и может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Продолжительность процесса изменений подгоняется под имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности - к адаптивному методу осуществления изменений[16].

Это свойство приобретается благодаря использованию поэтапного подхода: процесс планирования подразделяется на этапы; в конце каждого этапа происходит реализация определенной программы внедрения.

Сопротивление минимально и контролируется с помощью разработанной "стартовой площадки". Затем последовательно применяется мотивация. Далее в ходе планирования разрабатывается процесс внедрения. Сопротивление находится под контролем в течение всего процесса изменений.

Метод эффективен в условиях, когда спонтанные явления во внешней среде не одиночные, а повторяющиеся и администрации требуется создать постоянный управленческий потенциал стратегического характера для реагирования на изменения.

Сравнение описанных методов представлено в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение методов преодоления сопротивления

Метод

Условия применения

Преимущества

Недостатки

1. Принудительный

Большая срочность

Быстрота изменений

Большое сопротивление

2. Адаптивный

Небольшая срочность

Слабое сопротивление

Медленность

3. Кризисный

Угроза существования

Слабое сопротивление

Жесткий дефицит времени

Риск неудачи

4. Управление сопротивлением

Средняя срочность

 

Слабое сопротивление

Подгонка к моменту

Сложность

 

Само по себе неуместное и несвоевременное использование методов преодоления «феномена сопротивления», может стать причиной срыва стратегически важных организационных нововведений. Поэтому руководству организации необходимо иметь инструмент для адекватной оценки ситуации и выбора оптимальных вариантов в реализации организационных нововведений в систему управления.

При оценке уровня готовности организации к освоению новых управленческих технологий необходимо провести диагностику характеристик организационной культуры, социально-психологического статуса персонала, его технической оснащенности.

 

1.3 Порядок диагностики эффективности системы управления персоналом кризисного предприятия

 

Профессиональная диагностика и оценка руководителей применяется в следующих случаях:

1) как средство оценки руководителя в процессе конкурсного отбора на обучение;

2) как средство выявления потребностей руководителей в обучении и его организации;

3) как средство анализа результатов обучения и получения информации для оценки эффективности этого процесса;

4) как средство получения комплекса данных о профессиональных и личностных качествах руководителей в целях их аттестации[17].

Стратегия изменения уровня компетентности персонала кризисного предприятия. Процесс формулирования стратегии:

1. Оценка существующей (будущей) потребности в компетентности персонала;

2. Выявление и оценка сложившегося уровня компетентности персонала (кадровый потенциал предприятия - активный и пассивный);

3. Установление разрыва в уровнях компетентности - потребной и существующей;

4. Построение плана устранения указанного разрыва в уровнях компетентности, включая: образовательные программы для работников предприятия, реализуемые на нем и в стационарных учебных центрах с привлечением внешних консультантов и преподавателей, а также неформально - на рабочем месте; рекрутирование необходимого персонала; стимулирование профессионального развития с помощью планирования карьеры и повышения уровня внутренней мобильности персонала; привлечение на временной основе специалистов и рабочих; сотрудничество с другими фирмами в целях увеличения кадрового потенциала;

5. Выполнение плана повышения уровня компетентности персонала. Проектирование, организация и реализация деятельности, обеспечивающей профессиональное развитие, предполагает ясное понимание целей и результатов этого процесса работниками предприятия, высокий уровень их мотивации. Решающее значение для успеха плана имеет обретение персоналом навыков командной работы. В случае неудачи стратегия должна быть переформулирована;

6. Использование растущего кадрового потенциала для повышения уровня профессиональной компетентности персонала предприятия. Если вновь приобретенные профессиональные качества не используются на практике, они могут быть быстро утеряны работниками. Контроль за этой фазой реализации стратегии позволяет уточнить дальнейшие направления совершенствования кадрового потенциала предприятия[18].

Критически важными для поддержания устойчивости предприятия является сохранение тех элементов кадрового потенциала, без которых фирма лишается каких бы то ни было шансов упрочить свое положение на рынке (особенно связанных с успешным взаимодействием его функциональных подразделений), а также предотвращение создания ненужных его элементов.

Технология кадрового аудита применительно к кризисному предприятию.

По определению “аудит - проверка финансовой деятельности”. В этом смысле “кадровый аудит” - диагностика соответствия персонала организации ее целям и ценностям.

Основные направления деятельности по кадровому аудиту представлены в таблице 3

 

Таблица 3

Направления кадрового аудита

 

Этапы кадровой

работы

Объекты кадровой работы

а) управленческая команда

б) управленец высшего звена

1

2

3

1. Создание структуры

- определенность функциональной структуры управления

- адекватность задачам и условиям деятельности

- организационная культура

- управленческая форма

 

2. Планирование потребности в кадрах

оценка “наполненности оргструктуры кадрами”

и перспективной потребности

прогноз кадровой потребности по должностям

3. Институционали

зация деятельности

закрепленность в нормативных документах стратегии управления,

целей и содержания индивидуальных деятельностей, места в оргструктуре, схем взаимодействия с коллегами

 

4. Набор (от­бор) персонала

- наличие способов привлечения и включения персонала в управленческую команду

- наличие способов привлечения специалистов и включения их в работу

1

2

3

5. Обучение

- осознание проблем в деятельности группы

- оценка потенциала развития группы в целом

- осознание проблем в деятельности

- оценка потенциала развития

6. Оценка

- сбалансированность по качественному составу

- оснащенность средства­ми групповой работы (в

т.ч. - разрешения конфликтов)

- определенность управленческой команды по целям и средствам деятельности

- степень соответствия требованиям деятельности

(психологического, профессионального, физиоло-

гического - здоровье)

- степень удовлетворенности работой и включенности в команду

- прогноз профессионального роста и соответствия

7. Стимулирование труда

наличие эффективных форм оплаты и поощрения

- оценка степени удовлетворенности оплатой собственного труда

- владение эффективными схемами оплаты труда (своего и сотрудников)

8. Продвижение

- наличие кадрового резерва, степень его готовности к включению в командную работу

- сформированность представлений и удовлетворенность перспективами карьеры

- знание альтернативных мест работы и содержания деятельности

Информация о работе Перспективное управление персоналом в Татнефть