Перспективы развития партнерства в России и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание

В процессе развития международных связей сложилось тесное сотрудничество России и Евросоюза, и Российская экономика достаточно сильно зависима от того, как в дальнейшем это сотрудничество будет развиваться. Одним из самых активных и полезных для нашей страны партнеров из Евросоюза является Германия. Эта страна оказывает твердую экономическую поддержку России, развивая с ней взаимную торговлю и инвестируя достаточно большие суммы в ее экономику. Германия является одним из крупнейших поставщиков высокотехнологичной продукции в Россию.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 1,016.50 Кб (Скачать документ)

Серьёзную роль в жизни страны стала играть организованная преступность. Преступники стали более агрессивными и жестокими, возросло число повторно совершённых преступлений (рецидивов). Доля безработных среди осуждённых преступников за 1990—1999 годы выросла с 17 до 56 %. В издании ИСЭПН РАН говорилось, что в советское время «уровень преступности был на довольно низком уровне», а рыночные реформы повлекли рост преступности.

Говоря о российских реформаторах и результатах их политики, профессор Колумбийского университета и лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц отмечал: «Величайший парадокс в том, что их взгляды на экономику были настолько неестественными, настолько идеологически искажёнными, что они не сумели решить даже более узкую задачу увеличения темпов экономического роста. Вместо этого они добились чистейшего экономического спада. Никакое переписывание истории этого не изменит».

«Факт, что за годы реформы страна по уровню социально-экономического развития оказалась отброшенной на десятилетия назад, а по некоторым показателям — в дореволюционный период. Никогда за обозримый период, даже после разрушений от гитлеровского нашествия, не наблюдалось столь продолжительного и глубокого снижения уровня производства почти во всех отраслях отечественной экономики» С. Ю. Глазьев, С. А. Батчиков.

На данный момент экономика России находится в стадии интенсивного  развития. ВВП в 2010 году составил 2,229 трлн. долларов США, прирост ВВП – 3,8%. По уровню ВВП Россия находится на 6 месте, по размерам ВВП на душу населения наша страна занимает лишь 71 место.

С 1 июля 2006 г. в России отменены последние ограничения в валютной сфере, что является стратегической задачей российского руководства по обеспечению конвертируемости рубля. Необходимое условие полной конвертируемости национальной валюты - отсутствие ограничений по текущим и капитальным операциям в стране. Текущие ограничения в России сняты давно, однако ограничения по капитальным операциям до 2006 г. продолжали существовать. Отказ от них, по мнению российского правительства, одной стороны, станет дополнительным доводом для иностранных инвесторов вести бизнес в России, а с другой, даст возможность российскому бизнесу участвовать в инвестициях в других странах без дополнительных обременений.
В июле 2006 года весьма успешно прошло IPO российской государственной нефтяной компании «Роснефть» в Лондоне и в Москве. В результате размещения «Роснефть» получила 10,4 млрд. долларов за 14,8% своих акций. Исходя из данного объема и цены размещения, ее капитализация составила 79,8 млрд. долл. Это стало самым крупным размещением среди российских компаний и пятым по величине в мире.

Благодаря укреплению экономической и финансовой ситуации в стране стало возможным досрочное осуществление расчетов со странами-кредиторами. В августе 2006 г. Россия досрочного погасила остаток своего долга Парижскому клубу кредиторов в размере около 22 млрд. долл. По данным Минфина РФ, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 года превысит 12 млрд. долларов. При этом отношение государственного внешнего долга к ВВП снижается до 9%, сейчас оно составляет около 9,5%.

Это стало знаковым событием для российской экономики. С 1993 г. Россия выступала одновременно и кредитором, и должником клуба. С погашением долга она переходит в разряд полноправных кредиторов. Эта операция - крупнейшее досрочное погашение долга за всю историю клуба. Минфин РФ отмечает, что досрочное погашение будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося улучшить инвестиционный климат в стране.

В роли донора Россия в 2006 году заявила о намерении присоединиться к инициативе «большой восьмерки» по списанию долга беднейшим странам и списать 700 миллионов долл. долгов. Прирост промышленного производства в РФ в январе-июне 2006 г. составил 4,4% к соответствующему периоду 2005 г. Среди базовых секторов экономики лидерами по темпам роста выступали торговля и строительство. При этом в первом полугодии 2006 г. наблюдались изменения в структуре инвестиций по видам экономической деятельности, что способствовало повышению качества экономического роста. Изменения произошли в пользу обрабатывающих производств и инфраструктуры, не связанных с добычей природных ресурсов: на производство машин и оборудования, в металлургию, целлюлозно-бумажное и химическое производство, в производство продовольствия, в транспортирование по трубопроводам и в связь.

В последние годы Россия имеет устойчивый положительный платежный баланс и бездефицитный государственный бюджет. Однако профицитность бюджета не явилась гарантией отсутствия инфляции. Хотя темпы роста цен в России постепенно сокращаются, инфляция остается одной из самых болезненных проблем для властей. В 2010 году она составила 6,7%.

Успехи экономического роста в России все еще во многом обусловлены благоприятной ситуацией на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов. Вследствие высоких темпов роста мировой экономики, в первую очередь, роста спроса на сырье со стороны азиатских стран, цены на нефть на мировом рынке в последнее время находились на чрезвычайно высоком уровне. По данным на май 2011 года цена на нефть марки «Urals» составила 111,55 долларов за баррель, то есть с начала года она возросла на 37,72%.[25]

Cейчас на первый план в России выходят проблемы качества роста и модернизации экономики. Власти считают необходимым обеспечить переход к ее инновационному развитию. Для чего заявлены цели по продвижению институциональных реформ и повышению качества человеческого капитала.

Кроме того, если до сих пор власть стремилась избегать создания институтов прямого участия государства в реализации бизнес-проектов, то теперь в России возникают институты, специально нацеленные на точечную поддержку соответствующих инвестиционных проектов. К этим инструментам относятся особые экономические зоны (ОЭЗ), а также Инвестиционный фонд, а так же «Бизнес-инкубаторы» и технопарки, деятельность которых направлена на поддержание и помощь в развитии инновационного предпринимательства.

Также правительство поддерживает региональные инновационные проекты. В 2010 году были приняты два проекта Кузбасса: добыча попутного газа – метана, который раньше просто сжигался, что было, по меньшей мере, неэкономично и неэкологично, и проект туристического комплекса «Шерегеш».

1.2             Особенности экономической модели Германии в условиях глобализации экономического кризиса

 

Современная ситуация в мире характеризуется сложностью глобальных проблем, стоящих перед человечеством, вступающим в новое столетие. Экология и энергетика, демография и мировая политика, научно-техническая и информационная революции и т.д.. Большинство процессов и явлений, характерных для нашего времени, берут свое начало в ХХ в., вобравшем в себя столько событий, потрясений, открытий, сколько не пришлось на всю предыдущую историю.

В ряду изменений, произошедших за последние десятилетия, наиболее значительными являются перемены в области экономических процессов, характерных для многих промышленно развитых стран мира. Усиление роли государства в управлении экономикой означает и увеличение его влияния на перераспределительные процессы, которое осуществляется через звенья его финансовой системы.

Наиболее значимой функцией, отражающей возросшее влияние государства на экономику и характерной для многих развитых стран мира, является широкое финансирование социальных программ, посредством которых осуществляется политика стабилизации социально-экономического положения общества

Глобализация и порождаемые ею процессы подвергают испытанию на прочность и адаптивность, традиционные модели поведения, образ жизни и способы мировидения, а также ценности, ориентации, предрассудки все слоев населения. Эффективная реакция на вызовы глобализации включает в себя – улучшение системы образования, рационализацию моделей потребления и накопления, усовершенствования во взаимоотношениях между государствами, а также повышение ответственности каждого, отдельно взятого, индивида. Процессы глобализации, особенно в отдаленных зонах мирового пространства, изменяются под воздействием «параметрических» состояний, повышение нагрузки на ресурсный потенциал Земли.

После объединения Западной и Восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье после США и Японии место по объему производимого ей ВВП.

Около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится на леса. Среди водных ресурсов страны следует выделить сеть рек и каналов (Рейн, Эльба, Майн, Дунай, Кильский канал и др.). Такая густая внутренняя водная сеть способствует развитию речного судоходства, а Дуисбург-Рурорт является крупнейшим речным портом мира. Население Германии - 83 млн. человек, это второе после России место в Европе. Для страны характерна достаточно высокая плотность населения – 230 человек на кв. км. Особенно высокая плотность населения наблюдается в важнейшем промышленном регионе страны – земле Северный Рейн-Вестфалия. Состав населения Германии, в основном, однородный, но в последнее время наметилась тенденция к увеличению доли иностранной рабочей силы – гастрарбайтеров, численность которых приближается к 10% населения. Германия – достаточно высоко урбанизированная страна, 83% населения здесь проживает в городах.

После вступления 3 октября 1990 г. Восточных земель (бывшей Германской Демократической Республики) в состав ФРГ в единой Германии стало 16 федеральных земель, столицей страны вновь стал Берлин. После объединения на выравние уровня экономик западной и восточной Германии потребовалось 10 лет. Экономической системой современной Германии является социальное рыночное хозяйство.

Для Германии во все времена ее развития всегда была характерная несоизмеримо большая роль государства в экономике. Тоталитаризм гитлеровской эпохи привел к прямому диктату государства в экономике, а в период восстановления народного хозяйства страны после окончания Второй мировой войны государство обеспечивало общественную стабильность и социальную защищенность. Опираясь на концепцию социального рыночного хозяйства, проводил свои знаменитые реформы в экономике и отец немецкого «экономического чуда» Людвиг Эрхард.

Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. Если этические принципы данной модели базируются на протестантстве, то социальные принципы заимствованы, несомненно, у католицизма. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются гораздо более сильными, чем в экономике других ведущих стран мира.

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Сравнивая такую политику с селективной поддержкой государством вполне конкурентоспособных предприятий в США и Японии, следует признать полную несостоятельность Германии в решении структурных проблем промышленности.

Сохраняя высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые места в наиболее прогрессивных секторах своей национальной экономики. Неслучайно, что сфера услуг в Германии, на которую приходится почти на 10% меньше создаваемого продукта, значительно проигрывает нематериальному производству других ведущих стран мира, а для отраслей немецкой инфраструктуры вплоть до недавнего времени был характерен высокий уровень цен на связь, энергию и транспорт. Из-за ограничения доступа в страну иностранных инвестиций менее конкурентоспособным становится и внутренний рынок. Здесь необходимо отметить, что в Германии достаточно высокий уровень заработной платы, но при этом и уровень налогов очень высок. Налог на прибыль достигает 65%. Поэтому иностранные инвесторы предпочитают инвестировать страны с более дешевой рабочей силой и более низкими налогами.

Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как то предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в ВВП Германии, как и во всей Западной Европе, крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом, который составляет порядка 78,8% от ВВП. ВВП в Германии в 2010 году составил 2,960 трлн. долларов США. Темп роста – 3,6%. Достаточно высок уровень ВВП на душу населения – 35900 долларов. Инфляция низкая, как и у других стран Евросоюза, входящих в зону евро – 1,1%. 

Германия в своей политике реформ ориентируется не на опыт США, а в первую очередь на опыт других стран-собратьев по ЕС. В европейском опыте современных реформ есть две альтернативы: консерватизм в Великобритании или социализм  во Франции. Шредер в своей макроэкономической политике опирается, главным образом, на опыт двух вышеназванных стран. Франция здесь служит образцом сходной с Германией модели социального рынка, а Великобритания – успешного сочетания консерватизма и лейборизма.

Информация о работе Перспективы развития партнерства в России и Германии