Показатели качества и система контроля качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание

ОАО «Урал Сталь» (г. Новотроицк) является одним из крупнейших предприятий черной металлургии в России. Основным рынком сбыта продукции ОАО «Урал Сталь» является внутренний рынок. На внутреннем рынке основными отраслями промышленности, потребляющими металлопрокат ОАО «Урал Сталь», по итогам 2006 г. являются:
Трубная промышленность;
Машиностроение;
Мостостроение.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)
 

  Введение

     ОАО «Урал Сталь» (г. Новотроицк) является одним из крупнейших предприятий  черной металлургии в России. Основным рынком сбыта продукции ОАО «Урал  Сталь» является внутренний рынок. На внутреннем рынке основными отраслями  промышленности, потребляющими металлопрокат ОАО «Урал Сталь», по итогам 2006 г. являются:

  • Трубная промышленность;
  • Машиностроение;
  • Мостостроение.

     По статистическим данным доля ОАО «Урал Сталь» в общероссийском производстве, за 2010 год составила:

     - чугуна – 4,83% (в 2009 году 5,55%);

  • стали – 5,13% (в 2009 году – 5,47%);
  • проката – 4,86% (в 2009 году – 5,31%).

     Компания пережила банкротство 2002 года, поменяла название с «Носта» на «Уральская Сталь», обрела новых собственников и инвесторов, развернула производство и продолжает поступательное движение по выходу из «кризиса», обретению суверенитета и борется за возвращение славного наследия ОХМК и вместе с ним ведущих мест в российской черной металлургии. Это весьма актуально, поэтому темой курсовой работы стала «показатели качества и система контроля качества на предприятии  ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2010 годы».  
 
 
 
 
 
 

     Глава I.  Теоретические основы организации системы качества на предприятии.

    1.1. Понятие, сущность и задачи управления качеством на предприятии.

     Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

     Качество  — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

     Качество  продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение  качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.

     Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции.

       Качество — это совокупность  свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

     Качество  как фактор конкурентоспособности  распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.

     Последствия недостаточного уровня качества продукции  таковы:

     1. Экономические.

     1.1. Потеря материальных и трудовых  ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

     1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум — плохие дороги, плохой цемент — плохие средства  хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

     1.3. Дополнительные затраты на ремонт  техники.

     1.4. Дополнительные затраты времени  у населения на ремонт бытовой  техники.

     1.5. Потери природных ресурсов в  результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

     1.6. Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экспорта готовой продукции.

     1.7. Дополнительная потеря валютных  средств для импорта техники  и товаров народного потребления.

     1.8. Дополнительные затраты материальных  и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

     2. Социальные.

     2.1. Дефицитность отечественной продукции.

     2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой  на национальных предприятиях.

     2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей производственно-технического и личного плана.

     2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения.

     2.5. Нерациональная трата свободного  времени населения на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

     2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.

     2.7. Уменьшение прибыли предприятия. 

     3. Экологические.

     3.1. Дополнительные затраты на очистку:  воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.

     3.2. Дополнительные затраты на меры  по оздоровлению населения.

     3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.

     3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные  затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.

     С понятием качества тесно связано и понятие технического, уровня продукции — относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

     Качество  продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.

     Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

     Показатели  надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

     Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

     Показатели  стандартизации и унификации — это  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

     Эргономические  показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.

     Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного  вида изделия.

     Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

     Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта. Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

     Показатели  безопасности характеризуют особенности  продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

     Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

       Под экономически оптимальным  качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

     К опт = Q/C

     гдеК  опт — экономически оптимальное качество;

     Q  — качество изделия;

     С — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

     Определить  знаменатель формулы несложно, поскольку  он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту  и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

     Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством. 
 
 

1.2. Факторы, определяющие качество продукции

    Качество  продукции формируется на этапах её проектирования и изготовления и  поддерживается на этапе эксплуатации. На каждом этапе на качество влияют определенные факторы и условия.

    Под фактором обеспечения качества продукции понимается конкретная сила, изменяющая свойства сырья, материалов, конструктивных элементов или изделия в целом. Сюда относятся: предметы и орудия труда, оборудование, оснастка, инструмент, технология, а также профессиональные знания и навыки разработчиков, рабочих, организаторов производства.

Информация о работе Показатели качества и система контроля качества на предприятии