Политика занятости Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание

Основная цель моей работы заключается в исследовании и изучении существующих направлений политики государства в отношении занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ 5

1.1 Социально-экономические последствия безработицы 5

1.2 Политика занятости в современном государстве 8

2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 13

2.1Политика занятости в России: содержание, цели, задачи и законодательное регулирование 13

2.2 Динамика, факторы и последствия безработицы в России в 2000 годы 17

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 20

3.1 Зарубежный опыт проведения эффективной политики занятости 20

3.2 Пути и проблемы совершенствования политики занятости в России 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Политика занятости Российского гос-ва.docx

— 62.84 Кб (Скачать документ)

                 СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ 5

1.1 Социально-экономические последствия безработицы 5

1.2 Политика занятости в современном государстве 8

2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 13

2.1Политика занятости в России: содержание, цели, задачи и  законодательное регулирование 13

2.2 Динамика, факторы и последствия безработицы в России в 2000 годы 17

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 20

3.1 Зарубежный опыт проведения эффективной политики занятости 20

3.2 Пути и проблемы совершенствования политики занятости в России 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

ВВЕДЕНИЕ

     Проблема  занятости и безработицы –  одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы  зависит многое, и, прежде всего такие  факторы как уровень жизни  населения, наличие квалифицированной  рабочей силы, уровень эмиграции.

     Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости  и безработицы является проблемой  номер один для всего мира. 

     Отношения в сфере занятости и трудоустройства  регулируются целым комплексом нормативных  актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными  нормативными актами, локальными нормативными актами.

       В законе «О занятости населения  в Российской Федерации» установлены  основы правового статуса безработного  гражданина: основные права и  гарантии, обязанности, ответственность,  определены основные меры социальной  защиты безработных.

     Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право  на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован  в найме рабочей силы для организации  и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему  прибыль.

     Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному  развитию. Оно способствует  возникновению  и упрочению социального партнерства  между гражданами (наемными работниками) и работодателями – будущими субъектами трудовых отношений.

     Правовые, экономические и организационные  условия обеспечения занятости  и гарантии реализации прав граждан  на труд определяются современным законодательством.

     Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области  обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных  условий обеспечения занятости  и гарантий реализации права граждан  на труд определяются текущим законодательством.

     Основная  цель моей работы заключается в исследовании и изучении существующих направлений  политики государства в отношении  занятости населения.

     Проследить  и выявить динамику и эффективность  реализации государственных и международных  норм и программ в области занятости  населения. Глубже разобраться в  сложившихся проблемах, раскрыть их сущность, найти возможные, эффективные  пути решения.

     Для полного раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа ведущих  тенденций в сфере занятости  выделяю основные задачи:

     - рассмотреть государственную политику  в области занятости и трудоустройства  граждан;

     - изучить деятельности государственной  службы занятости;

     -изучить  и ознакомиться с основными  трудами ученых, деятелей анализирующих  правовые проблемы занятости;

     -выявить  проблемы обеспечения занятости  населения и предложить пути  их решения.

     Объектом  исследования данной работы являются правоотношения, складывающиеся в процессе содействия государства в области  занятости населения Российской Федерации.

     Предметом исследования является закон в части, касающейся регламентации занятости  населения Российской Федерации. 
 
 
 

  1. БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
 
    1. Социально-экономические  последствия безработицы
 
 

          Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят, преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в основном неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства: сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вместе  с тем несомненны и негативные последствия безработицы, прежде всего  циклической. Главный негативный экономический  эффект — недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Отрицательная зависимость между  уровнем безработицы и объемом  ВНП названа законом Оукена, по имени американского экономиста А. Оукена, которой первым исследовал эту связь в начале 60-х годов XX века.

По Оукену, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7%—3%, Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.

На основе эмпирических исследований А. Оукен выявил, что каждый процентный пункт увеличения уровня безработицы по сравнению с ее естественным уровнем обусловливает снижение реального объема ВНП относительно его потенциальной величины на два процентных пункта.

Избыток предложения труда (циклическая  безработица) ведет к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки  для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются  до уровня пособия по безработице. Как  следствие, сокращаются потребительский  спрос и уровень сбережений, что  становится причиной дальнейшего экономического спада.

Хочется отметить, что социально-экономические  последствия безработицы - это самая  животрепещущая проблема. К экономическим  последствиям роста безработицы  следует отнести изменение требований к нанимаемым работникам, структурные  сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.

Для социальных последствий роста безработицы  характерным является утрата работниками  квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране. Также это депрессия, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре.

    Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует  связь между ухудшением отношений  в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким  обращением с детьми, разводом, конфликтами  между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. По всей вероятности, безработица оказывает  отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые  обнаружили несомненную связь между  безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел  правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Влияние безработицы  на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем  жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о  банкротстве и даже жить на пособие  по социальному обеспечению.

Несмотря  на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны  к политической активности. Причина  кроется в боязни идти вразрез  с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким  образом, отрицательные последствия  безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав  их попыткам улучшить качество рабочих  мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права  человека на рабочем месте.

Таким образом, высокий уровень безработицы  влечёт за собой в большинстве  случаев негативные последствия, поэтому  государство вынуждено принимать  меры по увеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению не задействованного в общественном производстве экономически активного населения. 
 
 
 
 
 

1.2 Политика занятости в современном государстве 
 

     Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой  цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем  трудовой активности населения при  низких уровне жизни и эффективности  труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

     С одной стороны, в ходе радикальных  экономических преобразований в  России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о  которых часто предупреждала  пресса, пока не наблюдается. Официальная  безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4%.

     С другой стороны, многие проблемы занятости  приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в  службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников  учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость  в теневой экономике, масштабы которой  оцениваются в 10-15 млн. человек.

     На 1 ноября 1996 г. государственной службой  занятости зарегистрировано 2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек  получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного  населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения).

Информация о работе Политика занятости Российского государства