Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:21, курсовая работа
Основная цель моей работы заключается в исследовании и изучении существующих направлений политики государства в отношении занятости населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ 5
1.1 Социально-экономические последствия безработицы 5
1.2 Политика занятости в современном государстве 8
2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 13
2.1Политика занятости в России: содержание, цели, задачи и законодательное регулирование 13
2.2 Динамика, факторы и последствия безработицы в России в 2000 годы 17
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 20
3.1 Зарубежный опыт проведения эффективной политики занятости 20
3.2 Пути и проблемы совершенствования политики занятости в России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
2.2 Динамика, факторы и последствия безработицы в России в 2000 годы
Развитие
безработицы в России на современном
этапе существенно отличается от
общемировых закономерностей. При
резком сокращении объемов производства
(более чем в 2 раза) уровень безработицы
с учетом незарегистрированных безработных
не превышает 10%. При этом уровень
безработицы в сельской местности
выше, чем в городских поселениях.
В причинах безработицы существует
значительная региональная дифференциация.
Существенными оказались и
В России официальная статистическая информация о безработице далеко не адекватна реальному положению дел.
Так, в отчете Госкомстата РФ за 1996 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада производства, а только подтверждают исследования, что фактическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица.
По данным МОТ безработица в России в 1996 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата РФ и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.
В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. при том, что трудоспособное население выросло. С 1990 по 1995 гг. количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.
Одной
из глубинных причин роста безработицы
становится усиливающаяся дифференциация
населения по доходам. Элитные слои
населения, в пользу которых перераспределяется
сегодня национальный доход, не могут
сформировать мощного спроса на предметы
массового потребления
Однако
не следует переоценивать значение
безработицы как
Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.
Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2000 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%.
Таким
образом, в обсуждаемых сегодня
программах выхода экономики России
из кризиса безработица понимается
как результат и следствие
экономической политики, и борьбе
с безработицей не отводится стратегической
роли в системе мер государственного
регулирования. Между тем, безработица
в России уже вышла на уровень,
в значительной степени предопределяющий
его грядущую динамику. Уровень безработицы
говорит о том, что кризис занятости
будет продолжаться, по меньшей мере,
в течение нескольких последующих
лет. Возникнут различные социально-
По оценкам специалистов
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
3.1
Зарубежный опыт
проведения эффективной
политики занятости
Политика
занятости, нацеленная на поддержку
сохранения имеющихся и создание
новых рабочих мест, является центральным
элементом реализуемой на всех уровнях
управления экономической политики,
поскольку получение
В Великобритании в 1983 г. законодательно была введена в действие Программа профессионального обучения молодежи. Первоначально Программа предусматривала одногодичный период подготовки и работы на производстве, включая обязательный минимум обучения на рабочем месте в течение 13 недель. Программа стала включать в сферу своего действия также молодежь 16 лет, окончившую школу и для которой предусматривалась помощь в течение двух лет, и молодежь 17 лет, также окончившую школу, но ей помощь предоставлялась уже в течение одного года. Программы профессиональной подготовки финансируются спонсорами-предпринимателями, местными органами власти, гражданами в виде добровольных взносов. Молодежь, проходящая обучение по программе, получает материальную помощь в виде стипендий.
Аналогичные программы помощи безработной молодежи существуют и в других странах.
Во Франции был принят ряд законов, предусматривающих меры по адаптации к трудовой жизни социально не защищенных слоев. Так, была одобрена программа курсов профессиональной подготовки молодежи 16-18 лет, предусматривающих ее обучение на предприятиях с одновременной работой на них путем чередования работы и обучения. Правительство одобрило план профессиональной подготовки и социальной адаптации для молодежи 16-25 лет. Так же была одобрена программа альтернативной профессиональной подготовки для молодежи на межпрофессиональном уровне. Правительством была принята Программа действий по поддержанию занятости, имеющая целью интеграцию молодежи в трудовую жизнь. Программа предусматривает налоговые скидки на осуществление профессиональной подготовки молодежи.
Ордонанс от 17 июля 1986 г. ввел чрезвычайные
меры по обеспечению занятости молодежи
в возрастной группе 18-25 лет, у которой
безработица в 2.5 раза превышает средний
уровень по стране. Ордонанс освобождает
полностью от взносов в фонды социального
обеспечения предприятия, организующие
у себя профессиональную подготовку безработной
молодежи в любых ее формах: альтернативную,
ученичество, другие виды производственного
обучения. Если предприятия принимают
на работу молодежь, прошедшую такую подготовку,
они освобождаются от уплаты взносов в
фонды социального обеспечения на 50%, и
на 25%, если принимают молодежь, не прошедшую
обучение.
В Италии
был принят 10-летний план содействия занятости
населения, подготовленный министерством
труда. План предусматривал разработку
и проведение комплекса мер по содействию
гибкости рынка, куда входят новые модели
управления рабочем временем и программы
профессиональной подготовки, и по содействию
занятости. “План реализуется с учетом
требований Закона о занятости молодежи,
который, в частности, предусматривает
заключение контракта на профессиональную
подготовку. Согласно контракту молодые
люди работают в компании, но часть времени
обязаны посещать курсы профессиональной
подготовки, созданные региональными
органами власти. Закон предусматривает
льготы для предпринимателей в виде освобождения
от налога в систему социального страхования.
Законодательства стран-членов
В США предприниматели, участвующие в программах профессиональной подготовки трудоустройства молодежи в соответствии с законом “О паритетной профессиональной подготовке рабочей силы”, сами решают, выплачивать ли стипендии молодежи, равные минимальной заработной плате, или производить единовременные выплаты на период обучения.
В других странах - ФРГ, Швеции - программы содействия занятости молодежи предусматривают для молодых работников тот же уровень заработной платы, что и для других работников (не участвующих в программах), занятых на аналогичных работах.
В соответствии
с условиями аналогичных
Страны-члены МОТ проводят единую, основанную на ее рекомендациях политику в области подготовки своих граждан, безработных и иных, не имеющих работы, к профессиональной трудовой деятельности. Эта политика по странам может различаться лишь в формах ее проведения. “Эта политика подготовки граждан к трудовой деятельности регламентируется централизованно, в виде законодательных актов, действующих на территории всей страны. Ее проведение носит долговременный и планомерный характер, она осуществляется на основе особых программ.
Существенной
особенностью политики в области
профессиональной подготовки граждан,
нуждающихся в трудоустройстве,
является ее четкая ориентация на защиту
в первую очередь интересов молодежи
как наименее защищенной в социальном
плане части населения, не готовой
занять свое достойное место в
обществе самостоятельно, без поддержки
государства.
3.2
Пути и проблемы
совершенствования
политики занятости
в России
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей:
Совершенствование государственной политики занятости в 2010 году.
Меры борьбы с безработицей в 2010.
Численность безработных по методологии МОТ сократилась с 6,6 млн. человек в I квартале 2010 года (8,8% экономически активного населения) до 5,2 млн. человек в IV квартале 2010 года (6,9% экономически активного населения).
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, уменьшилась с 2,2 млн. человек в январе 2010 года (3,0% экономически активного населения) до 1,6 млн. человек в декабре 2010 года (2,1% экономически активного населения).
Основным направлением в 2010 году стало снижение напряженности на рынке труда, посредством реализации федеральных программ. На борьбу с безработицей в 2010 г. субъекты РФ получили 40,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Большинство программ было нацелено на сохранение социальной стабильности.
По данным
служб занятости страны, в РФ было
открыто открыто 724 тыс. вакансий.
Другой разновидностью поддержки безработных стала реализация программы самозанятости – выделение безработным субсидии размером 58,8 тыс. рублей на открытие собственного дела. Эта мера поддержка стала одной из самых эффективных. Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4% его прекратили.
С начала реализации антикризисных мер в сфере малого и среднего бизнеса было создано в пять раз больше рабочих мест, чем до начала кризиса.
При реализации программы занятости населения удалось трудоустроить каждого второго гражданина, обратившегося на биржу труда.
На 37% увеличилось количество граждан, решивших открыть свое дело.
Опережающее профессиональное обучение в 2010 году прошли 137,9 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения (т.е. вынужденных трудиться неполный рабочий день, идти в отпуск без сохранения заработной платы или попавших под сокращение). Они смогли получить новую или смежную специальность, повысить свою квалификацию.
Информация о работе Политика занятости Российского государства