Политика занятости Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание

Основная цель моей работы заключается в исследовании и изучении существующих направлений политики государства в отношении занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ 5

1.1 Социально-экономические последствия безработицы 5

1.2 Политика занятости в современном государстве 8

2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 13

2.1Политика занятости в России: содержание, цели, задачи и законодательное регулирование 13

2.2 Динамика, факторы и последствия безработицы в России в 2000 годы 17

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 20

3.1 Зарубежный опыт проведения эффективной политики занятости 20

3.2 Пути и проблемы совершенствования политики занятости в России 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Политика занятости Российского гос-ва.docx

— 62.84 Кб (Скачать документ)

2.2 Динамика, факторы  и последствия  безработицы в  России в 2000 годы

     Развитие  безработицы в России на современном  этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При  резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы  с учетом незарегистрированных безработных  не превышает 10%. При этом уровень  безработицы в сельской местности  выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных  переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других). Наблюдается рост длительности безработицы.

     В России официальная статистическая информация о безработице далеко не адекватна реальному положению  дел.

     Так, в отчете Госкомстата РФ за 1996 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада производства, а только подтверждают исследования, что фактическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица.

     По  данным МОТ безработица в России в 1996 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата РФ и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.

     В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих  мест с 1980 г. при том, что трудоспособное население выросло. С 1990 по 1995 гг. количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.

     Одной из глубинных причин роста безработицы  становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут  сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его  стагнации и, как следствие, безработице.

     Однако  не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна особенно по отношению к  демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется  занятость населения. Сегодня демографические  процессы в России проходят очень  пессимистично. Из всех прогнозов в  социально-экономической сфере демографические  являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно  продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. Так, Центр экономической конъюнктуры  правительства РФ и Госкомстат РФ подготовили прогноз численности  населения России, которая будет  продолжать уменьшаться, несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения  прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность  и удельный вес населения в  возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 25,1 млн. человек в 1993 году до 21,4 млн. человек в 2005 году (с 23,7% до 15,4%).

     Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и  имеет тенденцию к росту. Также  в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

     Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2000 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или  на 8% по пессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%.

     Таким образом, в обсуждаемых сегодня  программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие  экономической политики, и борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица  в России уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику. Уровень безработицы  говорит о том, что кризис занятости  будет продолжаться, по меньшей мере, в течение нескольких последующих  лет. Возникнут различные социально-экономические  диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда России. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов.

       По оценкам специалистов Министерства  экономики РФ такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы.  Безработица будет самовоспроизводиться  и обусловит продолжительный  спад, вызванный долговременной, застойной  незанятостью: это будет дезориентировать  рациональное распределение трудовых  ресурсов.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 

3.1 Зарубежный опыт  проведения эффективной политики занятости 
 
 

Политика  занятости, нацеленная на поддержку  сохранения имеющихся и создание новых рабочих мест, является центральным  элементом реализуемой на всех уровнях  управления экономической политики, поскольку получение определенных заработков создает людям возможность  самостоятельно и под собственную  ответственность обеспечивать себе средства к жизни, а также удовлетворять  свои потребности в области образования, культуры и проведения досуга. Получающие зарплату граждане могут позаботиться о своем будущем на случай болезни или старости, обеспечить свою семью. Реализация многочисленных потребностей создает спрос на определенные товары и услуги, который, в свою очередь, ведет к укреплению уже существующей экономической структуры. Наряду с непосредственным экономическим аспектом, занятость имеет очень важную социальную составляющую. Возможность вести осмысленную деятельность, обеспечивая себе тем самым средства существования, вызывает у человека чувство удовлетворения своей жизнью, высокий уровень самоуважения. Готовность активно участвовать в общественной жизни, принятии управленческих решений, выдвижении инициатив, созидании облика общества и нести за это ответственность у людей, имеющих постоянную и стабильную занятость, существенно возрастает, формируется активная жизненная позиция. Люди с подобной позицией не пассивно ждут помощи со стороны государственных, региональных или местных органов, а самостоятельно участвуют в экономических процессах, прогрессивном и устойчивом развитии общества в целом и своих городов, районов, территорий в частности. Поэтому смысл социальной ответственности политики содействия занятости состоит в обеспечении социальной роли человека в обществе, его активной включенности в процессы управления территорией, принятия и реализации стратегии и флагманских проектов и т. д. Устойчивая занятость и создание новых интересных рабочих мест являются хорошим противовесом для нарастания таких негативных социальных проблем, как маргинализация отдельных групп жителей и микро территорий в городе (районе), социальная исключенность наиболее ущербных групп населения, межнациональные и межкультурные противоречия и их острые последствия. Современная политика занятости ориентируется в первую очередь на создание высококвалифицированных рабочих мест в “новой экономике”, означающей сферы роста в XXI в., – биотехнологии, ИТК, новые медиа и др. В то же время решение задачи социальной ответственности обусловливает необходимость обязательного включения в цели политики занятости обеспечение рабочими местами наиболее социально уязвимых групп общества. Рабочие места должны обеспечиваться всем способным к труду, в том числе и к собственному бизнесу. Только такая политика создает сбалансированную структуру экономики и уменьшает социальную напряженность в обществе. В статье представлен зарубежный опыт реализации такой политики занятости на основе развития рынка труда. Международный опыт свидетельствует о том, что система мер по трудоустройству и переподготовке рабочей силы должна быть единой и взаимоувязанной в концептуальном, институциональном и правовом отношениях, поэтому нельзя использовать лишь отдельные аспекты мирового опыта без учета их тесной взаимосвязи с другими компонентами системы социально-экономического устройства в конкретной стране или регионе. Проблема занятости работников может быть решена лишь комплексно – усилиями государства (в лице как федеральных, так региональных и местных органов власти), предпринимателей и самих работников. 

В Великобритании в 1983 г. законодательно была введена  в действие Программа профессионального  обучения молодежи. Первоначально Программа  предусматривала одногодичный период подготовки и работы на производстве, включая обязательный минимум обучения на рабочем месте в течение 13 недель. Программа стала включать в сферу своего действия также молодежь 16 лет, окончившую школу и для которой предусматривалась помощь в течение двух лет, и молодежь 17 лет, также окончившую школу, но ей помощь предоставлялась уже в течение одного года. Программы профессиональной подготовки финансируются спонсорами-предпринимателями, местными органами власти, гражданами в виде добровольных взносов. Молодежь, проходящая обучение по программе, получает материальную помощь в виде стипендий.

Аналогичные программы помощи безработной молодежи существуют и в других странах.

Во Франции  был принят ряд законов, предусматривающих  меры по адаптации к трудовой жизни  социально не защищенных слоев. Так, была одобрена программа курсов профессиональной подготовки молодежи 16-18 лет, предусматривающих  ее обучение на предприятиях с одновременной  работой на них путем чередования  работы и обучения. Правительство  одобрило план профессиональной подготовки и социальной адаптации для молодежи 16-25 лет. Так же была одобрена программа  альтернативной профессиональной подготовки для молодежи на межпрофессиональном уровне. Правительством была принята Программа действий по поддержанию занятости, имеющая целью интеграцию молодежи в трудовую жизнь. Программа предусматривает налоговые скидки на осуществление профессиональной подготовки молодежи.

       Ордонанс от 17 июля 1986 г. ввел чрезвычайные меры по обеспечению занятости молодежи в возрастной группе 18-25 лет, у которой безработица в 2.5 раза превышает средний уровень по стране. Ордонанс освобождает полностью от взносов в фонды социального  обеспечения предприятия, организующие у себя профессиональную подготовку безработной молодежи в любых ее формах: альтернативную, ученичество, другие виды производственного обучения. Если предприятия принимают на работу молодежь, прошедшую такую подготовку, они освобождаются от уплаты взносов в фонды социального обеспечения на 50%, и на 25%, если принимают молодежь, не прошедшую обучение. 

В Италии был принят 10-летний план содействия занятости населения, подготовленный министерством труда. План предусматривал разработку и проведение комплекса мер по содействию гибкости рынка, куда входят новые модели управления рабочем временем и программы профессиональной подготовки, и по содействию занятости. “План реализуется с учетом требований Закона о занятости молодежи, который, в частности, предусматривает заключение контракта на профессиональную подготовку. Согласно контракту молодые люди работают в компании, но часть времени обязаны посещать курсы профессиональной подготовки, созданные региональными органами власти. Закон предусматривает льготы для предпринимателей в виде освобождения от налога в систему социального страхования. 

         Законодательства стран-членов Международной  Организации Труда (МОТ) по-разному  подходят к определению размера  пособий лицам, охваченным программами  профессиональной подготовки. При  этом можно выделить три подхода.  “Во-первых, стипендия должна соответствовать разумному уровню жизни работника и его семьи. Во-вторых, оплата должна быть достаточна, чтобы привлечь людей к участию в этой программе...        В-третьих, выплаты должны создавать правильное представление о возможностях работников, чтобы они не требовали слишком многого от других нанимателей в будущем.

В США  предприниматели, участвующие в  программах профессиональной подготовки трудоустройства молодежи в соответствии с законом “О паритетной профессиональной подготовке рабочей силы”, сами решают, выплачивать ли стипендии молодежи, равные минимальной заработной плате, или производить единовременные выплаты на период обучения.

В других странах - ФРГ, Швеции - программы содействия занятости молодежи предусматривают  для молодых работников тот же уровень заработной платы, что и  для других работников (не участвующих  в программах), занятых на аналогичных  работах.

В соответствии с условиями аналогичных программ в Великобритании и Франции их участникам выплачиваются месячные пособия, установленные ниже уровня минимальной заработной платы.

Страны-члены  МОТ проводят единую, основанную на ее рекомендациях политику в области  подготовки своих граждан, безработных  и иных, не имеющих работы, к профессиональной трудовой деятельности. Эта политика по странам может различаться  лишь в формах ее проведения. “Эта политика подготовки граждан к трудовой деятельности регламентируется централизованно, в  виде законодательных актов, действующих  на территории всей страны. Ее проведение носит долговременный и планомерный  характер, она осуществляется на основе особых программ.

Существенной  особенностью политики в области  профессиональной подготовки граждан, нуждающихся в трудоустройстве, является ее четкая ориентация на защиту в первую очередь интересов молодежи как наименее защищенной в социальном плане части населения, не готовой  занять свое достойное место в  обществе самостоятельно, без поддержки  государства. 
 
 
 
 

3.2 Пути и проблемы  совершенствования  политики занятости  в России 
 

Государственные мероприятия по борьбе с безработицей:

  1. стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
  2. переподготовка (повышение квалификации);
  3. профессиональное обучение (смена вида деятельности);
  4. создание собственного дела (самозанятость);
  5. общественные и временные работы;
  6. переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
 

Совершенствование государственной  политики занятости  в 2010 году.

Меры  борьбы с безработицей в 2010.

Численность безработных по методологии МОТ  сократилась с 6,6 млн. человек в I квартале 2010 года (8,8% экономически активного  населения) до 5,2 млн. человек в IV квартале 2010 года (6,9% экономически активного  населения).

Численность безработных, зарегистрированных в  службе занятости, уменьшилась с 2,2 млн. человек в январе 2010 года (3,0% экономически активного населения) до 1,6 млн. человек в декабре 2010 года (2,1% экономически активного населения).

Основным  направлением в 2010 году стало снижение напряженности на рынке труда, посредством  реализации федеральных программ. На борьбу с безработицей в 2010 г. субъекты РФ получили 40,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Большинство программ было нацелено на сохранение социальной стабильности.

По данным служб занятости страны, в РФ было открыто открыто 724 тыс. вакансий.  

Другой  разновидностью поддержки безработных  стала реализация программы самозанятости – выделение безработным субсидии размером 58,8 тыс. рублей на открытие собственного дела. Эта мера поддержка стала одной из самых эффективных. Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4% его прекратили.

С начала реализации антикризисных мер в  сфере малого и среднего бизнеса  было создано в пять раз больше рабочих мест, чем до начала кризиса.

При реализации программы занятости населения  удалось трудоустроить каждого  второго гражданина, обратившегося  на биржу труда.

На 37% увеличилось  количество граждан, решивших открыть  свое дело.

Опережающее профессиональное обучение в 2010 году прошли 137,9 тыс. работников, находящихся под  угрозой увольнения (т.е. вынужденных  трудиться неполный рабочий день, идти в отпуск без сохранения заработной платы или попавших под сокращение). Они смогли получить новую или  смежную специальность, повысить свою квалификацию.

Информация о работе Политика занятости Российского государства