Политика занятости Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание

Основная цель моей работы заключается в исследовании и изучении существующих направлений политики государства в отношении занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ 5

1.1 Социально-экономические последствия безработицы 5

1.2 Политика занятости в современном государстве 8

2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 13

2.1Политика занятости в России: содержание, цели, задачи и законодательное регулирование 13

2.2 Динамика, факторы и последствия безработицы в России в 2000 годы 17

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 20

3.1 Зарубежный опыт проведения эффективной политики занятости 20

3.2 Пути и проблемы совершенствования политики занятости в России 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Политика занятости Российского гос-ва.docx

— 62.84 Кб (Скачать документ)

     Если  к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных  отпусках, работающих не по своему желанию  неполный рабочий день (неделю), то общие  масштабы социальной напряженности  в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12% экономически активного населения, а с учетом того, что средний  размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20% населения  страны) испытывают психологическую  и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает  их за черту бедности.

     В России величина совокупной безработицы  определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах  занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа  безработных исключаются те, кто  не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о  количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение  уровня безработицы, возможно, связано  не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса  безработного.

     Отличительной чертой России являются необычно большой  отток из рядов безработных. Сопоставляя  ситуацию в России с восточноевропейскими странами, рынок труда в которых  характеризуется низкими показателями притока в ряды безработных, но еще  более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что в России во многом противоположная картина - с  низкими притоками в безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Начиная с первого квартала 1994 г. началось увеличение притока, приведшее  к тому, что ежемесячный темп притока  в ряды безработных составил 0,5% (от численности занятых).

     Хотя  показатель трудоустройства остается на высоком уровне: 6-7% безработных  ежемесячно находят работу. Как для  притока, так и для оттока характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных  различий.

     Низкие  показатели притока связаны с  решением предприятий, которые могут как целенаправленно сокращать излишнюю рабочую силу, так и полагаться на добровольное выбытие работников - в связи с уходом на пенсию и с увольнением по собственному желанию. В принципе, рост уровня увольнений должен как-то проявиться в повышении притока в ряды безработных. Однако предприятия весьма неохотно и слабо сокращают работников. Значительная часть притока в ряды безработных связана с добровольными решениями рабочих. Следует, однако, оговориться: разграничительную черту между добровольными и вынужденными увольнениями провести достаточно трудно, ибо уход с работы по собственному желанию может быть вынужденным. Но даже имея это в виду, следует отметить, что часть добровольно оставляющих свое место работы среди всех, кто становится безработными, преобладает, а это имеет оправдание только в том случае, если вероятность трудоустройства достаточно велика.

     Со  стороны оттока из рядов безработных  данные Федеральной службы занятости  показывают, что уровень трудоустройства  не только высок - свыше 40% всего оттока, - но и направляется почти исключительно  в государственные предприятия, с постепенным ростом доли сферы  услуг и сокращении доли промышленности и сельского хозяйства. Хотя и  наблюдается рост средней продолжительности  поисков работы, что 60-80% трудоустраивающихся  находят работу менее чем за 4 месяца. Итак, для тех, кто нашел  работу, будучи безработным, период пребывания без работы был относительно коротким: примерно треть находило работу менее, чем за месяц в 1995 и одна пятая - в 1996 г.

     Тем не менее, наблюдается снижение уровня оттока и уровня трудоустройства  на протяжении 1996 г. Это изменение может объясняться и изменением предложения труда, и сокращением создания новых рабочих мест. Учитывая общую жесткость макроэкономической политики правительства на протяжении первой половины 1995 г., представляется вероятным, что доминировало сокращение спроса на труд, что привело к сокращению количества свободных рабочих мест и снижению оттока из рядов безработных.

     Еще одна особенность рынка труда  в России, отражающаяся в высоком  уровне оттока безработных - высокий  уровень найма. На протяжении 1995 и 1996 г. в течение квартала примерно 5% рабочей силы меняло место работы. Значительную долю этого потока составляли прямые, минуя безработицу, переходы с одного места работы на другое. Эта активность касалась безработных в наименьшей степени, и, следовательно, безработица в России в целом на самом деле может быть охарактеризована как застойная. Изменения зарегистрированной безработицы следует объяснять динамикой притока, а не оттока. Это не удивительно, если исходить из того, что переходный период представляет собой сильнейший шок совокупного спроса, на который экономика не может ответить лишь мелкими «переделками» и естественным сбросом излишков. Удивительно то, почему все-таки уровень притока столь низок, учитывая масштабы этих потрясений.

     Вот уже более полугода официальный  уровень безработицы и количество официально зарегистрированных безработных  составляют 3,4% и 2,5-2,6 млн. человек соответственно. Безусловно, меры, принимаемые Федеральной  службой занятости РФ по смягчению  напряженности на рынке труда, сдерживанию  массового высвобождения, особенно на градообразующих предприятиях, несколько  стабилизировали ситуацию. Однако приведенные  цифры характеризуют лишь уровень  официальной безработицы. Если же учесть около 2 млн. человек, находящихся в  вынужденных отпусках или работающих неполный рабочий день (их нельзя отнести напрямую к безработным, но они по тем или иным причинам могут ими стать), то на конец января 1997 года 9,5% экономически активного населения (6,9 млн. человек) испытывало проблемы, связанные с занятостью.

Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных. Это наиболее точно характеризует ситуацию в  экономике и на рынке труда. Дело даже не в том, что люди оказываются  без работы, а в практическом отсутствии шансов себя реализовать. Вакансии же начинают появляться с оживлением производства и сферы услуг, т.е. с созданием  новых рабочих мест. Особенно тяжелая  ситуация складывается в моногородах  и закрытых территориальных административных формированиях, где в отличие  от больших городов у людей  нет выбора места работы (на весь город одно предприятие или шахта), нет возможности заняться своим  делом (даже торговлей), потому что у  потенциальных покупателей - таких  же безработных - нет денег 

2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Политика занятости  в России: содержание, цели, задачи и   законодательное  регулирование

 
 

     Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

     Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам  принадлежит исключительное право  распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду.

     Государственное регулирование обеспечения занятости  и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.

     Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных нравах» (1966 г.) предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации говорит (ст. 10) об обеспечении занятости.

Трудовой  кодекс Российской Федерации ничего не предусматривает (к сожалению) по данной проблеме. Законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целую систему нормативных актов. В нее входят:

     Ст. 37 Конституции РФ, предусматривающая  право на защиту от безработицы. Важнейшей  гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

     Ст. 23 (п. 1) Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.) предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

     Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями.

     Постановление Правительства РФ «Об организации  общественных работ» от 14 июля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 12 ноября 1999г. Эти рабочие места создают местные органы власти для безработных. Они временные, оплачиваемые, и безработный, занятый на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.

     Органы  местного самоуправления могут устанавливать  и иные критерии, усиливающие социальную защищенность работников в зависимости  от особенностей экономики и уровня безработицы в этой местности.

     Трудоустройство российских граждан за границей осуществляется на основе лицензий, полученных российскими  юридическими лицами на территории Российской Федерации.

     Есть  ряд специальных актов: о льготах  пострадавшим от Чернобыльской аварии, работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам конверсируемых предприятий, государственным служащим и другим, содержащих также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.

     Много нормативных актов принято Федеральной  службой занятости, в том числе  акты, разъясняющие применение Закона о занятости. Положение о Федеральной  службе занятости предусматривает, что все органы занятости действуют  на основе этого Положения.

     Порядок регистрации безработных граждан  утвержден постановлением Правительства  РФ от 22 апреля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г.

     Нормативные части социально-партнерских соглашений на всех их уровнях и коллективных договоров (локальные нормы), содержащие условия об обеспечении занятости, также являются компонентами законодательства о занятости, например Генеральные  соглашения, заключаемые между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими  объединениями работодателей и  Правительством Российской Федерации.

     В системе российского законодательства о занятости населения находятся  и международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные Россией.

В конвенциях и рекомендациях МОТ много  внимания уделено вопросам занятости. Так, Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация МОТ (1948 г.) «О службе занятости» и другие были использованы нашим законодателем в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при формулировке политики государства в области занятости и других его положений.

   

    Правовую основу регулирования общественных отношений обеспечивают:  Конституция Российской Федерации; Кодекс законов о труде Российской Федерации; Федеральный закон "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 1 мая 1999 г.; Закон      Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"            от 1991 г.; Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 года; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 24 ноября 1995 года; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон.

Российской  Федерации "О занятости населения  в Российской Федерации" от 20.04.1996 года; Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г.; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации" от 30 апреля 1999 г Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г.; Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 20 ноября 1999 г. и др. Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.

Так же, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 8 мая 1996 года № 570 "О Федеральной  целевой программе содействия занятости  населения Российской Федерации  на 1996-1997 годы" Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 768 "О  Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы", в стране осуществлен  ряд мер, касающихся регулирования  рынка труда. Однако, как свидетельствуют данные статистического учета по рынку труда и состоянию безработицы, существенных сдвигов в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо проведение эффективной политики занятости. 
 
 

Информация о работе Политика занятости Российского государства