Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:02, курсовая работа
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости. Данная работа посвящена ознакомлению и изучению государственной политике в области занятости населения, какие государство принимает меры в этой области, как формируется рынок труда.
Введение
Глава I. Политика занятости и её регулирование в рыночном хозяйстве
1.1Сущность и цели государственной политики занятости.
1.2 Принципы и основные направления политики занятости.
1.3 Экономические функции занятости.
Глава II. Государственная политика рынка труда
2.1 Рынок труда как социально-экономическая категория.
2.2 Основные направления государственного регулирования рынка труда.
2.3 Безработица в экономике России.
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Глава I. Политика занятости и её регулирование в рыночном хозяйстве
1.1Сущность
и цели государственной
1.2 Принципы
и основные направления
1.3 Экономические функции занятости.
Глава II. Государственная политика рынка труда
2.1 Рынок труда
как социально-экономическая
2.2 Основные
направления государственного
2.3 Безработица в экономике России.
Заключение
Литература
Введение
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт. Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным способом, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.
Обеспечение
занятости всего
Данная работа посвящена ознакомлению и изучению государственной политике в области занятости населения, какие государство принимает меры в этой области, как формируется рынок труда.
ГЛАВА I . ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости
Занятость — это понятие, которое имеет много значений, включает разные виды деятельности. Под занятостью понимают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и т.д. Как экономическая категория, она представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости. Но целью такой политики является не просто сохранение общего уровня полной занятости, а решение экономических и социальных задач, прежде всего повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, включая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начиная с подготовки детей и подростков и кончая переподготовкой, повышением квалификации работников в течении всей жизни через определенные промежутки времени).
Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделять группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов и т.д., стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих
вопросах. Последние
относятся тек же к людям иной
рассы, цвета кожи, религии, политических
взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику,
как относительно самостоятельную можно
осуществлять только при тесном взаимодействии,
координации экономической и социальной
политики по обеспечению полной, продуктивной
и свободно избираемой занятости. Но последняя
должна быть эффективной. Все виды политики
взаимосвязанны между собой, оказывают
воздействие друг на друга. Схематически
это можно показать в виде рисунка.
Приоритет на наш взгляд, нужно отдавать социальной политике, поскольку именно она направлена на решение стратегической задачи, конечной цели, воплощающей смысл жизни — всестороннее развитие человека. Однако материальную основу ее осуществления создает экономическая политика и политика занятости, как связующее звено между ними. Социальная политика не может быть оторванной от материальных возможностей общества. Ресурсы, направленные на осуществление социальной политики, достижение социальной справедливости должны использоваться адресно и эффективно. Цена за социальную справедливость не должна быть слишком высокой, снижающей заинтересованность материального производства, его доходность, ибо это подорвет и материальное производство, и осуществление социальных целей и программ. Один из путей решения этой проблемы состоит в том, чтобы обеспечить примерное равенство выигрыша тех, кому оказывается помощь, и издержек тех, за счет кого это делается (с позиции неоклассического направления экономической мысли это означает, что величина суммарного излишка для производителей и потребителей максимизируется в точке конкурентного равновесия). Другими словами, государственные органы, используя политический механизм, могут принять экономически более грамотное решение об оказании социальных услуг, если будут ориентироваться на максимальное приближение предельной выгоды последних к предельным издержкам. С этих позиций можно говорить о паритете экономической, социальной политики и политики занятости, как о звеньях одной цепи, точнее, о звеньях одного механизма, но общая направленность всего хозяйственного механизма общества должна определяться социальной политикой, что и придает экономике социально-ориентированный характер.
Социальная и экономическая политика нацеливаются на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость выполняет экономическую и социальную функции. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.
1.2. Принципы и основные направления политики занятости
Указанные принципы находят или должны находить свое воплощение в основных направлениях государственной политики занятости и участия работодателей в ее осуществлении. Основными направлениями государственной политики содействия занятости населения определены в ст.5 «Закона о занятости населения Российской Федерации». К ним, в частности, относятся:
Перечень
направлений государственной
Государству надлежит усилить контроль за выполнением взятых на себя определенных гарантий в реализации прав граждан на труд, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде.
В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством РФ, содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:
Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
За счет страховых взносов возмещаются затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест, профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.
Вместе с тем, государство предусматривает определенные льготы для работодателей в случае трудоустройства указанных категорий работников.
Большое внимание к проблеме занятости связано с тем, что занятость выполняет важную экономическую и социальную функции.
1.3. Экономическая функция занятости
Политика занятости во взаимосвязи с экономической и социальной политиками реализует экономическую и социальную функции занятости. Экономической функцией занятости является обеспечение работников экономически целесообразными рабочими местами в целях создания материального и духовного богатства общества. Показателем для измерения ежегодно создаваемого богатства служит валовый внутренний продукт (ВВП). Иначе говоря, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Реализация экономической функции зависит от возможностей общества, государства создавать экономически целесообразные рабочие места, от полноты занятости трудоспособного населения на рабочих местах и эффективности использования как рабочих мест, так и рабочей силы. Поэтому достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиционную политику.
Что понимается
под экономическим
Под экономическим целесообразным рабочим местом понимается физическое рабочее место, обеспеченное оборотными средствами (предметами труда, энергией, заработной платой и т.д.) позволяющее труженику реализовать свой интерес, добиваться высокой производительности труда и иметь достойный заработок, дающий возможность нормально жить и развиваться работнику и его семье.
Подобные
рабочие места должны заполняться
подготовленной рабочей силой. Лучших
результатов можно достигнуть только
тогда, когда профессионально-