Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости. Данная работа посвящена ознакомлению и изучению государственной политике в области занятости населения, какие государство принимает меры в этой области, как формируется рынок труда.

Содержание

Введение
Глава I. Политика занятости и её регулирование в рыночном хозяйстве
1.1Сущность и цели государственной политики занятости.
1.2 Принципы и основные направления политики занятости.
1.3 Экономические функции занятости.
Глава II. Государственная политика рынка труда
2.1 Рынок труда как социально-экономическая категория.
2.2 Основные направления государственного регулирования рынка труда.
2.3 Безработица в экономике России.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

политика занятости.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

Развитие  программ профессиональной подготовки и переподготовки признается за рубежом одним из главных направлений активной политики борьбы с безработицей. Их реализация особенно эффективна в условиях проведения крупных структурных реформ, когда возможности занятости жестко увязаны с переливом труда в новые, прогрессивные отрасли и сектора экономики, с развитием трудовых ресурсов. Однако процесс реформирования в России имеет свою специфику, что порождает определенные трудности для использования западного опыта. Например, система профессионального обучения и переподготовки кадров рассчитана в нашей стране преимущественно на массовые профессии, а не на спрос на рынке труда, который требует гибкости и оперативности реагирования на меняющуюся рыночную конъюнктуру, Российские учебные заведения ориентированы на первичную профессиональную подготовку молодежи и повышение квалификации по действующим специальностям, но не готовы к профессиональной переподготовке взрослого населения, оставшегося без работы или возвращающегося на рынок труда после длительного перерыва. В свою очередь федеральная служба занятости пока еще не имеет развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, объективной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда.

Особое место  в борьбе с безработицей отводится  разработке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязвимые категории граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежь, длительно безработных и др.).

Региональные  программы необходимы прежде всего  для тех территорий, где уровень  безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала (свободные экономические, оффшорные зоны), размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.

Отраслевые  программы поддержки занятости  необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная отрасль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозаменяющих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.

Первостепенное  значение имеет и разработка целевых программ поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда. Для инвалидов, например, необходимо создавать институты так называемой "защищенной занятости", т.е. защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.

Снижение  женской безработицы в России, связанной с решением проблем защиты материнства и детства, требует разработки специальных программ поддержки занятости женщин, включая подготовку кадров для сферы услуг, обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования, развитие форм гибкой занятости для женщин, имеющих детей (неполная занятость, надомничество), усиление адресности в поддержке детей в малообеспеченных и неполных семьях, в частности путем субсидирования оплаты услуг детских дошкольных учреждений.

В связи с  увеличением срока длительности безработицы в стране, принимающей застойные формы, необходимо иметь специальные программы по борьбе с застойной безработицей. В них целесообразно включить меры по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих (особенно молодежи) и предусмотреть подключение этих безработных к общественным работам, приобщить их к системе профессиональной ориентации и переподготовки, а также субсидируемому трудоустройству на квотируемые рабочие места.

Рассматривая  вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вниманием проблему социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механизма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок. Особо следует отметить необходимость повышения ответственности социальных партнеров за соблюдение принятых ими договорных обязательств в области оплаты труда и занятости. Ответственность за нарушение договора будет способствовать предотвращению массовых забастовок, имеющих разрушительные последствия как для производства, так и для занятости работников. В этом деле целесообразно использовать положительный опыт Швеции и Германии по профилактике забастовок и локаутов на основе социального партнерства.

Необходимо  также активизировать роль профсоюзов и правоохранительных органов в борьбе с незаконными задержками выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях, в усилении административной и уголовной ответственности должностных лиц за необоснованные нарушения, допускаемые в этой сфере, в частности за незаконное использование средств на оплату труда.

Переход к  активной государственной политике на рынке труда требует соответствующего пересмотра структуры расходов Государственного фонда занятости населения РФ. Приоритетным должно быть финансирование активных мер по борьбе с безработицей.

В целом же переход к активной политике занятости  в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда России.

 

                    

 

 

 

                         

 

 

 

 

Заключение

 

Из всего  изученного можно сдедать вывод, что подмножество общественных отношений, связанных с занятостью, является мощным системообразующим фактором, определяющим любую современную социальную систему. Более того, эта подсистема отношений, со всеми ее многочисленными «входами» и «выходами», является, по моему убеждению, фундаментом структуры социальной системы.

Эта подсистема сама стала бесконечно разветвленной  и далеко ушла от простого отношения «работодатель—работник» прежних формаций. «Продажа» работником своей рабочей силы или отношения «работодатель—работник» являются лишь скромным изначальным основанием разветвленного дерева отношений, связанных с занятостью, которое вырастает на нем.

Помимо прямых взаимодействий между элементами, входящими в подсистему отношений «занятость», большое значение имеют «среды», в которых происходит образование их системных отношений и дальнейшее функционирование.

Состояние социальной системы России подпадает под  определение «экстремального», с некоторыми несомненными признаками вхождения ее в критическую стадию. В частности, это нашло свое выражение в следующем.

  1. Отсутствует необходимый для стационарного функционирования 
    системы баланс интересов различных социальных групп.
  2. Полностью разбалансирована экономическая подсистема; хозяйственные структуры продолжают пребывать в том состоянии непрерывного спада, в которое их поставила «шоковая терапия» 1992-1993 гг.
  3. Резко усилилась сегментация российской экономики. Государство все более выпускает из рук контроль над ее наиболее важной частью (крупными предприятиями обрабатывающей промышленности, энергетическими системами, транспортом, добычей и распределением минерального сырья).

Нынешняя  социально-экономическая система  России существует в режиме экстремальности. Ее влияние на занятость очевидно:

    1. она не только затрудняет решение данной проблемы, но и во многом извращает ее, придает ей нежелательные черты;
    2. она, безусловно, затрудняет возвращение России в русло современного мирохозяйственного развития;
    3. как одно из проявлений экстремальности, — несомненное в ближайшие годы продолжение социальных трений, растущей разбалансированности социальных интересов, что, с одной стороны, будет дестимулировать работодателей развивать внутреннее производство, а с другой — понизит активность и заинтересованность самого населения в заполнении трудоемких, требующих большой и длительной профессиональной подготовки и в то же время малодоходных рабочих мест.

Судя по всему, будущее развитие России еще значительное время будет проходить в условиях экстремальности, между стагнацией и критическими состояниями. Очевидно, это обстоятельство должно учитываться в оценке возможных стратегий России в области занятости.

Положение с  занятостью в России характеризуется, во-первых, достижением и даже превышением  «порога "допустимости"» безработицы, и во-вторых, резким ухудшением качественных характеристик трудового потенциала.

Безработица и недобровольная неполная занятость  работающего населения остаются одним из самых угрожающих социальных явлений. Их результатом являются:

    1. резкое ухудшение материального положения работников, особенно в слабо защищенных семьях;
    2. метастазы (неполная загрузка предприятия ведет к простоям и потерям рабочего времени других предприятий данной технологической цепочки, а также смежников);
    3. долгосрочные негативные последствия, такие как снижение квалификации работников и потеря кадрового потенциала, ослабление трудовой мотивации и дисциплины на производстве и пр. Необходимо учитывать неравномерность распространения безработицы по регионам страны. При среднем уровне безработицы по стране, равном примерно 12%, некоторые регионы и административные районы перешагнули 20-процентный ее уровень.

Оценивая  негативное социальное значение длительной безработицы в условиях России, необходимо иметь в виду ментальность российского  населения, для которого занятость во всех видах общественного производства является основой жизнедеятельности. Отдельные лица и группы населения, лишенные работы, быстро деградируют, создавая серьезную угрозу социальной стабильности и генофонду нации. Безработица, включая ее скрытые формы, усиливает социальную лабильность населения, воздействуя не только на саму эту группу, но и на группы населения, прямо или косвенно связанные с безработными, их ближайшее окружение, и через «демонстрационный эффект» — на более широкие круги населения.

 

В нынешних экономических  и социальных условиях в России массовое развитие и повышение жизнеспособности малого предпринимательства и других форм самозанятости населения являются наиболее оперативным средством смягчения безработицы, решения проблем занятости молодежи, создания благоприятного социального климата в населенных пунктах, особенно малых. В стратегическом плане развитие экономической самодеятельности населения в России имеет особую актуальность ввиду необходимости создания в ней, во-первых, многомерной производственной структуры вместо мономерной, господствовавшей в социалистический период, и во-вторых, более гармоничной и стабильной социальной структуры, важной компонентой которой в рыночно-ориентированном хозяйстве, балансирующей социальные интересы в обществе, является средний класс.

Другими характеристиками «смешанной стратегии» являются:

  1. Необходимость сохранения государственного сектора как основы управления хозяйственными процессами в стране, в частности, посредством «фондов стабилизации».
  2. Повышение степени интегрированности системы, в том числе территориальной интеграции.
  3. Поддержание социального равновесия в обществе посредством достижения баланса социальных интересов.

Нынешняя  политика занятости в России мало, если вообще, учитывает социальные и человеческие аспекты этой проблемы.

Проблема  занятости молодежи - как известно, одна из болевых точек не только России, но и развитых рыночных экономик, — в российских условиях не может быть решена лишь поиском рабочих мест для нее, созданием временной занятости, направлением на общественные работы и пр. В первую очередь, на наш взгляд, нуждается в коренном изменении социально-психологический климат, в котором сейчас вращаются молодые люди, реабилитация престижности высококвалифицированного, сложного труда, утверждение соответствующей современным стандартам шкалы ценностей в трудовой среде.

Литература

    1. Закон РФ « О занятости населения в РФ» (ред. от 17.07.99) от 19 апреля1991 №1032-1 //Российская газета.1996.6 мая.№84.
    2. Постановление Правительства РФ «О программе социальных реформ в России на 1996-2000г.г.» от 26 февраля 1997г. №222 //Российская газета. 1997. 12 марта.№49.
    3. ПостановлениеиПровительства РФ «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997 г. №458(ред. от 9.07.99)//Российская газета.1997.15 мая. №93-94.
    4. Адамчук В.В.,Кокин Ю.П. Экономика труда. – М.;2000.
    5. Генкин Б.М. Экономика труда:Учебник для вузов. – М.;2001.
    6. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Т.2. – М.;1998.
    7. Кузьмин С.А. Занятость стратегия России. – М.;2001.
    8. Никифоров А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.;2002.
    9. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективость государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. – М.;2000.
    10. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики./Ред. Волгин Н.А., Щербаков А.И. -–М.;2000.
    11. Экономика труда и социально- трудовые отношения./Под общ. ред. Н.А. Волгина, Ю.Г.Одегова. – М.;2002.

Информация о работе Политика занятости