Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости. Данная работа посвящена ознакомлению и изучению государственной политике в области занятости населения, какие государство принимает меры в этой области, как формируется рынок труда.

Содержание

Введение
Глава I. Политика занятости и её регулирование в рыночном хозяйстве
1.1Сущность и цели государственной политики занятости.
1.2 Принципы и основные направления политики занятости.
1.3 Экономические функции занятости.
Глава II. Государственная политика рынка труда
2.1 Рынок труда как социально-экономическая категория.
2.2 Основные направления государственного регулирования рынка труда.
2.3 Безработица в экономике России.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

политика занятости.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

Следовательно, и рынок, на котором реализуется  данный товар, есть рынок рабочей  силы, а не рынок труда. В строго научном смысле нет "рынка труда", есть "рынок рабочей силы". Понятие "рынок труда" представляет собой по существу синоним понятия "рынок рабочей силы", его, так сказать, псевдоним, под которым он прочно вошел в экономическую и общественно-политическую литературу.

На основе изложенного  выше можно сформулировать следующее определение: Рынок труда — это специфический вид товарного рынка, содержанием которого является реализация (купля-продажа) товара особого рода рабочей силы, или способности человека к труду. Как экономическая категория рынок труда выражает отношения между владельцем данного товара — собственником рабочей силы, ее продавцом, с одной стороны, и собственником (владельцем) денег, покупателем товара рабочая сила, или работодателем, — с другой, Указанные экономические отношения облекаются в юридическую форму (договор, контракт, соглашение) и фиксируются в трудовом законодательстве.

Рынок труда является особой подсистемой в системе  рыночных отношений. Несмотря на ряд качественных отличий рынка труда от других рынков, он прежде всего органически включен в рыночную систему и неотделим от процессов, происходящих в ней, от направлений и тенденций ее развития, Отсюда состояние рынка труда зависит от степени зрелости других рынков, от уровня развития всей экономической системы. В этом смысле рынок труда не является неким доминирующим началом, системообразующим фактором в рыночной экономике, тем главным звеном в цепи, за которое можно "вытянуть" из состояния упадка все национальное хозяйство. Именно поэтому весьма сомнительными представляются идеи создания в России цивилизованного рынка труда уже сегодня. Кризисное падение производства, низкая инвестиционная активность, серьезные проблемы в кредитно-денежной сфере отражаются и на характере современного российского рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные  направления государственного регулирования рынка труда

К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка  труда в России можно отнести:

  1. Проведение государственной макроэкономической политики стабилизации и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.
  2. Оптимизацию соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).

       3.Активизацию деятельности институтов рынка труда. 
Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в

основном  преобладанием пассивных мер, таких, как сдерживание массовой открытой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы носят пока явно подчиненный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования рынка труда желательно обратить особое внимание на формы и методы активной реализации политики занятости.

Так, по нашему мнению, важную роль в решении задачи макроэкономической стабилизации российской экономики, обеспечения ее дальнейшего поступательного развития на основе повышения эффективности работы крупных и средних предприятий могут сыграть активно формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала (ФПГ), объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие институты.

ФПГ могут  составить ядро структурно-инвестиционных реформ в российской экономике, тем более что их реальное число значительно выше, чем число официально зарегистрированных групп. Так, около 80% российских банков учреждены за счет объединения активов промышленных, торговых, инвестиционных, страховых компаний с различной степенью интеграции. ФПГ должны стать важнейшим полюсом роста российской экономики, создающим новые рабочие места и способствующим сокращению безработицы.

В политике занятости  необходимо на практике перейти к  активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики, Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях, необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства 6 сфере услуг и материальном производстве.

Малое предпринимательство  способствует созданию новых рабочих  мест, демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей. В малом бизнесе создание одного рабочего места в 7 раз дешевле, чем в крупном, поскольку малое предпринимательство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкостью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа новых рабочих мест, налоговых поступлений.

Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на доходах от малого предпринимательства. Например, в Москве 51% средств городского бюджета поступает с малых предприятий, в Зеленограде и Ингушетии -80%. В 2001 г. на малых предприятиях России было занято около 30 млн. человек, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы.

Учитывая  эффективность малого бизнеса, целесообразно  позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что развитие малого предпринимательства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в переломный период их истории. По данным ООН, в мировой экономике на таких предприятиях занято более 50% населения, создается около 60% валового внутреннего продукта.

Важным фактором стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.

Систему льготного  налогообложения доходов малых  предприятий необходимо сохранить на длительный период их деятельности, особенно прибыли, инвестируемой в развитие производства и создание новых рабочих мест. Как показала российская практика, предоставление малому бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в "налоговую гавань" по окончании льготного срока: действующее предприятие формально закрывается и учреждается "новое" малое предприятие.

Безотлагательных  мер государства требует защита малого российского бизнеса от организованной преступности. Необходим усиленный контроль за доходами малых предприятий и их налогообложением со стороны государственных органов, ужесточение санкций в борьбе с организованной преступностью. Вытеснение организованной преступности из малого бизнеса было бы мощным стимулом к расширению участия населения России в его развитии. Незащищенность предпринимательства резко сокращает массовость участия граждан в малом бизнесе, особенно законопослушной части населения, и создает пространство для заполнения его теневыми структурами.

Важную роль среди мер активной политики занятости  должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.

Особое значение имеет стимулирование создания новых  рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм). Такие отрасли являются своеобразными "локомотивами", способствующими выходу из кризиса, стабилизации и развитию всей экономики страны.

Важнейшим направлением поддержки занятости и расширения числа рабочих мест в условиях структурных реформ в народном хозяйстве страны является конверсия военно-промышленного комплекса. Ее ускоренное осуществление не только будет препятствовать обвальному сокращению занятости в оборонных отраслях, но вследствие концентрации в ВПК передовых технологий, наиболее квалифицированных кадров ученых и специалистов конверсионная программа должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.

Одним из эффективных  направлений активной политики занятости  является организация общественных работ. Программы их развития были начаты еще в 30-е годы. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональный характер и включали работы, не требующие высокой квалификации. Сегодня эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, например в межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации, переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функцией общественных работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях.

Общественные  работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости.

Важным направлением регулирования социально-трудовых отношений является выработка оптимальных пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет баланс между численностью населения, занятого в экономике, и его численностью в сфере образования, на военной службе, на пенсии, а также в рядах безработных. Этот баланс определяется возможностями государства по содержанию указанных категорий граждан, мерой нагрузки на работающее население и величиной налогового бремени, которое несет экономика, особенно в состоянии кризиса. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным фактором обеспечения данного баланса и снижения напряженности на российском рынке труда.

Для повышения  социальных гарантий доходов как  занятого, так и незанятого населения, для обеспечения наиболее рационального баланса распределения граждан по видам деятельности важнейшим условием является рост производительности общественного труда. В годы радикальных экономических реформ наблюдается постоянный спад производительности труда в народном хозяйстве страны, который идет практически параллельно сокращению общественного производства. Так, за 1991-2001 гг. производительность труда в российской экономике сократилась почти в 2 раза, что явилось одной из главных причин резкого снижения реальной заработной платы и величины социальных трансфертов. Возможности увеличения оплаты труда, пенсий и социальных пособий сегодня во многом зависят от роста производительности труда. Без этого перелома повышение оплаты труда и уровня социальных выплат будет стимулировать развитие инфляции, сокращать инвестиционные возможности экономики, препятствовать стабилизации занятости и сокращению масштабов безработицы.

В современной  России необходимо более активное становление  системы подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увеличить число безработных, проходящих профессиональную переподготовку, расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности, вовлекая в эту сферу прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.

Активизация работы службы занятости и ее органов  в области улучшения учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан требует ее повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабочих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все  это позволит ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явится стимулом для развития системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, сокращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населения призваны играть средства массовой информации.

Для обеспечения  потребностей в подготовке и переподготовке кадров необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы, колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой занятости определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и собственные учебные центры.

Информация о работе Политика занятости