Понятие прибыли как экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить методы ее формирования.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 129.49 Кб (Скачать документ)

       Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

       В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

       Таким образом, в условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается нее только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя  прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего  прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. 

       1.3 Источники получения  прибыли

      В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию .

      Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

    • первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
    • второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
    • третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

    Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

       Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики  страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли  на предприятиях имеет очень большое значение.

       Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

    • прибыль от продажи продукции и товаров;
    • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
    • прибыль от реализации основных средств;
    • прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
    • прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
    • прибыль (убыток) от внереализационных операций.

       Основными методами планирования прибыли являются:

      1. метод прямого счета;
      2. аналитический метод;
      3. метод совмещенного расчета.
 

       2.1 Метод прямого  счета

       Данный  метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле (1):

       П = (О Ч Ц) – (О Ч С), (1)

       где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

       Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

       С — полная себестоимость единицы продукции.

       Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода (2):

       Птп = Цтп – Стп, (2)

       где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

       Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

       Следует отличать плановый размер прибыли в  расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой  продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле (3):

       Прп = Врп – Срп, (3)

       где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

       Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

       Более детально прибыль от объема реализуемой  продукции в плановом периоде определяется по формуле (4):

       Прп = Пон + Птп – Пок, (4)

       где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

       Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

       Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

       Данная  методика расчета применима для  укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

       Другая  разновидность метода прямого счета  – метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной  позиции , для чего необходимо располагать соответствующими данными.

       Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

             Укрупненный метод  прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой  выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных  затратах в течении планируемого периода является его точность .

       В современных условиях хозяйственный  метод прямого счета можно  использовать при планировании прибыли  только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и  другие обстоятельства. Это исключает  его применение при годовом и  перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой  номенклатуре очень трудоёмок. 

       2.2 Аналитический метод

       Этот  метод применяется при большом  ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому  методу, так как он позволяет выявить  влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

       1) определение базовой рентабельности  как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

       2) исчисление объема товарной продукции  в планируемом периоде по себестоимости  отчетного года и определение  прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

       3) учет влияния на плановую прибыль  различных факторов: снижение себестоимости  сравнимой продукции, повышение  ее качества и сортности, изменение  ассортимента, цен и т.д.

       После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

       Кроме прибыли от реализации товарной продукции  в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

       Прибыль от прочей реализации (продукции и  услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

       Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных  доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

       После расчета прибыли (убытков) по остальным  видам деятельности, а также внереализационных  доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия. 

       2.3 Метод совмещенного  расчета

       В этом случае применяются элементы первого  и второго способов. Так, стоимость  товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

       Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

       Рентабельность  — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

       Основные  группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в «Таблице 1».

    «Таблица 1»

    Основные  группы показателей рентабельности

Показатели  рентабельности Формулы расчета Назначение
Рентабельность  отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства Прибыль в расчете  на единицу продукции / Себестоимость единицы Продукции Ч 100%

Прибыль в расчете  на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции Ч 100%

Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств Ч 100%

Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия.

Служит основанием для установления цены

Рентабельность  реализации (продаж) Прибыль от продажи  продукции / Выручка от реализации Ч 100%

Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) Ч 100%

Показывает, какой  процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации.

Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой  продукции

Рентабельность  активов (капитала)

Рентабельность  текущих активов

Рентабельность  чистых активов

 

Прибыль / Совокупные активы Ч 100%

Прибыль / Текущие  активы Ч 100%

Прибыль / Чистые активы Ч 100%

Эти комплексные  показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов.

Отражает эффективность  вложенных в предприятие денежных средств

Рентабельность  собственного капитала Чистая прибыль / Собственный капитал Ч 100% Характеризует прибыль, которая приходится на рубль  собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств

Информация о работе Понятие прибыли как экономической категории