Понятие прибыли как экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить методы ее формирования.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 129.49 Кб (Скачать документ)

       Составим  таблицу 6 для формализованного расчета  факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

       «Таблица 6»

       Общие показатели деятельности предприятия  в 2006-2008 гг.

    Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.
    1 2 3 4
    Количество  продукции, шт. 49782 48652 33712
    Цена продукции, руб. 2500 2750 2900
    Выручка (реализация), руб. 124455000 133793000 97766000
    Полная  себестоимость от реализации продукции, руб. 75349000 78377000 58865000
    Себестоимость на 1 ед. продукции, руб. 1513 1611 1746
    Прибыль от реализации продукции, руб. 49106000 55416000 38901000
 

       Прибыль от реализации товарной продукции в  общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

       Применив  показатели 2006-2007 гг. произведем формализованный  расчет факторных влияний на прибыль  от реализации товаров.

       1. Расчет общего изменения прибыли  (DР) от реализации продукции:

       ΔР = Р1 — Р0= 55416-49106=6310 тысяч рублей

       2.Расчет  влияния на прибыль изменений  отпускных цен на реализованные товары (∆Р1). В данном случае рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года:

       ΔР1 = Np1 — Np1,0 = Σp1q1 — Σp0q1 = 133793-121630=12163 тысяч рублей.

       Np1 = Σp1q1 = 48652х2500=121630000 рублей.

       3. Расчет влияния на прибыль  изменений в объёме товаров  объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости (∆Р2). Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

       ΔР2 = Р0К1 — Р0 = Р0(К1 — 1) =49 106 (0,98-1) = - 982 тысячи рублей.

       К1 = S1,0/S0 =73 610/75 349=0,98

       S1,0 = 48 652х1 513=73610476 рублей.

       4. Расчет влияния на прибыль  изменений в объёме товаров,  обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3). Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

       ΔР3 = Р0(К2 — К1) = 49106 (0,98-0,98)= 0 рублей.

       К2 = Np1,0/Np0 = 121630/124455=0,98

       Np1,0=48652х2500=121630000 рублей.

 

        5. Расчет влияния на прибыль  экономии от изменения себестоимости  продукции (DР4):

       ΔP4 = S1,0 - S1 = 73 610-78377= -4767 тысяч рублей.

       6. Расчет влияния на прибыль  изменений себестоимости товаров  за счет структурных сдвигов  в составе товаров (∆Р5). Исчисляется  сравнением базисной полной себестоимости,  скорректированной на коэффициент  роста объема продукции, с базисной  полной себестоимостью фактически  реализованной продукции:

       ΔP5 = S1 К2 - S1,0 = 75 349х0,98-73 610= 232 тысячи рублей.

       7. Отдельным расчетом по данным  бухгалтерского учета определяется  влияние на прибыль изменения  цен на материалы и тарифов  на услуги (∆Р6). Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае цены на тарифы и перевозки были повышены на 336 тысяч рублей, что дало снижение прибыли. ∆Р6= 336 тысяч рублей.

       8. Расчет экономии, вызванной нарушениями  хозяйственной дисциплины (∆Р7). Это устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности. В данном предприятии не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет перечисленных причин, то есть ∆Р7 = 0.

       Сумма факторных отклонений дает общее  изменение прибыли от реализации за отчетный период (см. формула 10,11):

       ∆Р = 12163-982+0-4767+232- 336+0= 6 310 тысяч рублей.

Общее отклонение по прибыли составляет 6310 тысяч рублей, что соответствует сумме факторных влияний.

       Таким образом, из вышеприведенного анализа  прибыли за 2006-2007 гг. мы видим, что  общее изменение прибыли от реализации продукции увеличилось на 6 310 000 рублей. Данное изменение образовалось вследствие увеличения цены продукции на 10%.

       На  прибыль отчетного периода положительно повлияло изменение продажных цен. Так, увеличение цены продукции позволило  дополнительно получить прибыль  по сравнению с предыдущим годом  в размере 12 163 000 рублей.

       Снижение  объема реализованной продукции  снизило прибыль на 982 000 рублей.

       Изменения в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции не повлияли на прибыль.

       Из  расчета влияния на прибыль изменений  себестоимости за счет структурных  сдвигов в составе продукции  мы видим изменение прибыли в  отчетном периоде. В сложившейся  ситуации увеличение себестоимости  на 1 единицу продукции на 98 рублей снизило прибыль на 4767000 рублей.

       В случае изменения себестоимости  за счет структурных сдвигов в  составе затрат прибыль увеличивается на 232000 рублей.

       Для более наглядного сопоставления  влияния каждого фактора на прибыль  от реализации товарной продукции следует  составить следующую таблицу (табл. 7):

       «Таблица 7»

       Факторы, воздействующие на прибыль в 2007 году

    Фактор Абсолютная  величина, тыс. руб. Удельный вес, проценты
    1 2 3
    ∆Р1 12163 65,8
    ∆Р2 982 5,3
    ∆Р3 0 0
    ∆Р4 4767 25,8
    ∆Р5 232 1,3
    ∆Р6 336 1,8
    ∆Р7 0 0
    Абсолютная  сумма отклонений 18480 100
 

     Данные таблицы 7 демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен, изменения себестоимости продукции. Влияние же других факторов не столь заметно — менее 10%.

     В табл. 8 приводятся данные по предприятию  ООО «Риал», касающиеся прибыли от реализации товаров за 2 года.

     «Таблица 8»

     Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции в 2006-2007 гг.

Слагаемые прибыли По базису (плану) По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные с корректировкой на изменение цен и пр.
1 2 3 4 5
Реализация  продукции в продажные ценах 124455 121966 133793 121630
Полная  себестоимость продукции 75349 73610 78377 78041
Прибыль 49106 48356 55416 46617
 

     Определим степень влияния на прибыль следующих  факторов:

     а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах и ценах базисного периода. В нашем примере она составляет 12163 тысяч рублей (133793-121630) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины величину завышения цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг);

     б) изменение договорных цен отчетного  года на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используется сведения о себестоимости продукции. В нашем задании влияние данных факторов составило:

     78041-78377= - 336 тысяч рублей.

     в) увеличение объема реализации продукции  в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объем продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации в оценке по базисной себестоимости. В нашем случае он равен

     73610/75349=0,98

     Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычисляют из нее базисную прибыль:

     49106х0,98-49106= -982 тысячи рублей.

     г) увеличение объема реализации продукции  за счет структурных сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах. Приведем результаты расчета:

     49106(0,98-0,98)= 0 рублей.

     д) уменьшение затрат на 1 руб. продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной без учета изменений договорных цен отчетного года на материальные и прочие ресурсы.

     В нашем случае это влияние составляет:

     73610-78377=- 4767 тысяч рублей.

     е) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе  продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализации продукции, и полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции:

     75349х0,98-73610=232 тысячи рублей.

     Общее отклонение по прибыли составляет 6310 тысяч рублей (55416-49106), что соответствует  сумме факторных влияний.

     Теперь  рассмотрим влияние на прибыль различных  факторов за период 2007-2008 годов.

  1. Расчет общего изменения прибыли (DР) от реализации продукции:
 

     ΔР = Р1 — Р0=38901 -55416= - 16515 тысяч рублей. 

     2. Расчет влияния на прибыль  изменений отпускных цен на  реализованные товары (∆Р1). рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года: 

Информация о работе Понятие прибыли как экономической категории