Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что на основе статистических данных о состоянии потребительских расходов можно проанализировать состояние экономической системы в целом, уровень жизни населения, а так же рассмотреть тенденции дальнейшего развития и спрогнозировать изменения в потреблении отдельных групп населения и страны в целом на ближайшие годы.

Содержание

Введение……………………………………………………….….…….………3
1. Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа. ………………………………………….…………..............................................5
1.1. Функция потребления Дж.Кейнса и ее характеристики…. . . . . . . . . . . . . . . .…………………………………………………. . . . . 5
1.2. Предельная склонность к потреблению …..…….….…..............8
1.3. Средняя склонность к потреблению ………………....................9
1.4. Определение факторов влияющих на потребление и графическая иллюстрация их действия на потребительские расходы ………………………………………………………….10
2. Исследование потребительских расходов за 2000-2010 гг. ……………………………………………………………………………..12
2.1. Изменение средней и предельной склонности к потреблению за 2000-2010гг.…………………………………………………...…12
2.2. Тенденция развития структуры потребления домашних хозяйств ………………….............................................................12
2.3. Исследование доли потребления в ВВП РФ (%) и определение факторов, влияющих на динамику потребительских расходов………………………………………...………………..14
2.4. Исследование взаимосвязи потребительских расходов в РФ с динамикой реального ВВП и их графическая иллюстрация . Вывод…………………………………………………………….18
2.5. Прогноз изменения структуры потребительских расходов домашних хозяйств в РФ за период 2010-2012гг и доли потребления в объеме ВВП России как ключевого элемента совокупных расходов общества ………………………………20
3. Заключение ………………………...………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 241.26 Кб (Скачать документ)

    Сумма средней склонности к потреблению  и средней склонности к сбережению равна 1:

    APC + APS = 1

    Рис.2. Предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению

 
.

      Сбережение  – это экономический процесс, связанный с инвестированием: часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения характеризуют непотребленную часть дохода общества.

 Каким образом доход распределяется на потребление и сбережение? Отвечая на этот вопрос, важно, прежде всего, дать характеристику общих свойств функции потребления. Она показывает отношение потребительских расходов к доходу в их движении.

Предположим, что  весь располагаемый доход население  тратит на потребление и сбережение.

         Y = C + S отсюда, S =Y - C

т е между  потреблением и сбережением существует прямая зависимость . Данное уравнение показывает, что часть доходов (Y) идет на личное потребление С , а избыток принимает форму сбережений S. Исследованиями установлено, что потребление и сбережение движутся в том же направлении, что и доход. Изменения величины потребления и сбережения по мере роста дохода характеризуются понятиями «средняя склонность к потреблению и сбережению» и «предельная склонность к потреблению и сбережению». Однако доход не является постоянным, он меняется, поэтому потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (МРС). 
 

1.4 Определение факторов влияющих на потребление и графическая иллюстрация их действия на потребительские расходы: 
К факторам , влияющим на потребление относятся : доход домашних хозяйств, богатство, уровень цен, ожидание населения , потребительская задолженность , налогообложение и т д. 6

Рис.3. Изменение  потребления

 

Рис.4. Изменение  сбережения

 

 
1) богатство, т.е. накопленное  имущество и финансовые активы. Чем больше богатство, тем меньше  стимул к его увеличению, т.е.  накоплению. График потребления  будет сдвигаться вверх, а сбережения — вниз; 
2) уровень цен. Повышение цен уменьшает долю дохода, идущего на потребление, и увеличивает сбережения и наоборот; 
3) ожидания домохозяйств, связанные с будущими доходами, ценами, наличием товаров, например, ожидания инфляции, увеличат потребление; 
4) потребительская задолженность. При высокой потребительской задолженности домохозяйства будут сокращать потребление, а при низкой  увеличивать; 
5) налогообложение. Рост налогов вызовет падение дохода, а следовательно, снижение потребления и сбережений. Характеризуя соотношение между объемом национального дохода и расходами на потребление, Дж. Кейнс отмечал, что уровень потребления зависит от уровня дохода.

   Теперь аргументировано доказать, что центральным фактором, влияющим на их уровни, является доход. Как правило, по мере роста дохода растет потребление, населения. При этом в условиях стабильного экономического роста МРС имеет тенденцию к снижению, a MPS — к росту. В условиях же инфляции наблюдается иной процесс, а именно МРС приобретает тенденцию к увеличению, a MPS — к уменьшению. При нестабильности экономического положения, отсутствии защищенности вкладов от инфляции население начинает увеличивать потребление, особенно товаров длительного пользования. Своеобразным видом сбережения в таких условиях является приобретение населением таких товаров, как ювелирные изделия, меха, машины, дачи и т.п.

Помимо этих факторов на потребление могут влиять:

Рост налогов, который сокращает потребление ;повышение цен (вызывает разную реакцию в потреблении у групп населения с различными доходами);рост отчислений на социальное страхование (может вызвать сокращение  сбережений); ажиотажный спрос (может способствовать резкому росту потребления); рост предложения на рынке (способствует сокращению сбережений); рост доходов (оказывает влияние на рост потребления и сбережений).7 
 

2 Исследование потребительских расходов за 2000-2010 гг.

      2.1 Изменение средней и предельной склонности к потреблению .

Основным фактором, влияющим на уровень совокупного  потребления С, является доход населения. Располагаемый доход DI (доход после  уплаты налогов) распадается на потребление  и сбережения. Поэтому, изучая причины, изменяющие уровень потребления, мы одновременно исследуем и факторы  воздействия на сбережение и наоборот. Взаимосвязь располагаемого дохода, совокупного потребления и сбережения можно выразить в виде формул 
DI= C+S, С= DI S,S = DIC. 
 
Чем больше располагаемый доход, тем больше потребление и сбережения. При малом располагаемом доходе сбережения могут быть нулевыми или отрицательными, когда потребление больше располагаемого дохода (жизнь в долг). Минимальный же уровень потребления существует всегда. 
Доля дохода, идущая на потребление, называется средней склонностью к потреблению АРС, доля дохода, которая сберегается, — средней склонностью к сбережениям APS: 
АРС = C/DI, APS = S/DI. 
 
Статистика показывает, что с увеличением дохода средняя склонность к потреблению падает, а средняя склонность к сбережению возрастает. Подобно тому, как потребление и сбережения в сумме дают располагаемый доход, так и сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна единице: 
APC+APS= 1.

Вывод: потребляемая доля общего дохода после уплаты налогов  снижается и возрастает по мере его  увеличения. Поскольку доход после  уплаты налогов либо потребляется, либо сберегается, сумма потребляемой и сберегаемой частей должна поглотить  всю величину дохода любого уровня (APC + APS = 1).

      2.2. Тенденция развития структуры потребления домашних хозяйств.

Потребление домохозяйств — это сумма денежных расходов, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Оно составляет две трети совокупного спроса. 
 

Года 2000 2002 2004 2006 2007 2008 2009 2010
Расходы на продовольственные товары 51,9 49,1 46,4 45,6 41,7 38,9 36,6 33,6
Расходы на непродовольственные товары 34,3 36,6 38,7 32,2 35,4 38 38,9 40,9
Расходы на услуги 13,8 14,3 14,9 22,2 22,9 23,1 24,5 25,5
 

Из данной таблицы следует, что за период 2000-2010 г.г. на  рынке России произошли изменения в сфере структуры потребления домашних хозяйств.

Расходы на покупку  непродовольственных товаров имеют  динамику, практически обратную продовольственным: падение с 38,7% в 2004 году до 32,2% в 2006 г., с постепенным ростом до 40,9% в 2010 г. Однако эта доля остается существенно ниже, чем 15 лет назад, за счет сильного увеличения расходов на оплату услуг в общем бюджете домохозяйств. Так, с 2000 по 2010 год в 8,5 раза увеличилась доля расходов на оплату услуг ЖКХ

 

Выделяют следующие  факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ: 
1) доход от участия в производстве, 
2) налоги и трансфертные платежи, 
3) размер имущества, 
4) доход с имущества, 
5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

6) численность  населения.

 
Два первых фактора объединяются в  понятие «располагаемый доход». Два  последних в коротком периоде  являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно  построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая  называется «функцией потребления».

       2.3 Исследование доли потребления в ВВП РФ (%) и определить факторы, влияющие на динамику по требительских расходов.

Макроэкономический  анализ предполагает использование  множества экономических показателей, которые предоставляются статистикой. И, в частности, системой национальных счетов  (СНС).

      Одним из основных макроэкономических показателей , оценивающих результаты экономической  деятельности является валовой внутренний  продукт ( ВВП).Его динамика используется для оценки общей эффективности  функционирования экономики и , следовательно, для определения относительного успеха или несостоятельности мер  экономической политики, проводимой правительством.

      ВВП8 измеряет стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени.

      Конечными товарами и услугами являются те из них, которые используются на потребление , сбережение и экспорт .

      Исследуем долю потребления  в ВВП в РФ за 1990-2010 9 года и определим факторы, влияющие на динамику потребительских расходов:

Года 2000 2002 2004 2006 2007 2008 2009 2010
ВВП (в трлн. р) 7305,6 10819,2 17027,2 26917,2 33247,5 41216,8 38786,4 44939,2
Потребительские расходы(в трлн. р) 6428,4 9628,9 14932,6 23633,1 26963,7 24647,2 19625,9 21570,7
Доля  потребления в РФ (в %) 88,5 89,1 87,7 87,8 81,1 59,8 50,6 48,9
 

Из нашей таблицы видно, что за период 2000-2010 года произошли изменения в доли потребления ВВП РФ.

 Доля потребления сильно снизилась к 2010 году на это повлияли следующие неценовые факторы:

1. Потребительские  вкусы. Они достаточно динамично изменяет объем спроса. На потребительские предпочтения и их изменение в свою очередь оказывают влияние мода, технический прогресс, семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей и их выборе вызовут увеличение спроса при любой цене. В результате неблагоприятного изменения во вкусах и предпочтениях потребителей относительно данной продукции приведут к снижению спроса на нее, а кривая спроса сместиться влево.

2. Число покупателей.  Очевидно, что уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса на этот товар.

3. Доход. Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные  товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукт (товаром-субститутом), дополняющие ему ( комплиментарным товаром) или независимым товаром. Под взаимозаменяемыми подразумеваются товары, способные удовлетворить одни и те же потребности покупателей. В этом случае, они как бы конкурируют одни с другими. Поэтому, если на один товар цена возрастет, то увеличится спрос на другой товар. Тоже самое происходит при росте цен на продукцию высшей категории. При этом спрос на нее падает, а спрос на продукцию низшей категории возрастает. Таким образом, взаимозаменяемыми можно назвать товары, когда между ценой на один товар и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие - это товары, один из которых дополняет другой, удовлетворяя одну потребность покупателя. В общем случае, при прочих равных условиях, цена на одни (основные) товары и спрос на другие (дополняющие) находятся в обратной зависимости, т.е. при росте цены на основной товар, упадет спрос на дополняющий.Таким образом в нашей ситуации произошло снижение доли потребления ВВП .

Информация о работе Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа