Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что на основе статистических данных о состоянии потребительских расходов можно проанализировать состояние экономической системы в целом, уровень жизни населения, а так же рассмотреть тенденции дальнейшего развития и спрогнозировать изменения в потреблении отдельных групп населения и страны в целом на ближайшие годы.

Содержание

Введение……………………………………………………….….…….………3
1. Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа. ………………………………………….…………..............................................5
1.1. Функция потребления Дж.Кейнса и ее характеристики…. . . . . . . . . . . . . . . .…………………………………………………. . . . . 5
1.2. Предельная склонность к потреблению …..…….….…..............8
1.3. Средняя склонность к потреблению ………………....................9
1.4. Определение факторов влияющих на потребление и графическая иллюстрация их действия на потребительские расходы ………………………………………………………….10
2. Исследование потребительских расходов за 2000-2010 гг. ……………………………………………………………………………..12
2.1. Изменение средней и предельной склонности к потреблению за 2000-2010гг.…………………………………………………...…12
2.2. Тенденция развития структуры потребления домашних хозяйств ………………….............................................................12
2.3. Исследование доли потребления в ВВП РФ (%) и определение факторов, влияющих на динамику потребительских расходов………………………………………...………………..14
2.4. Исследование взаимосвязи потребительских расходов в РФ с динамикой реального ВВП и их графическая иллюстрация . Вывод…………………………………………………………….18
2.5. Прогноз изменения структуры потребительских расходов домашних хозяйств в РФ за период 2010-2012гг и доли потребления в объеме ВВП России как ключевого элемента совокупных расходов общества ………………………………20
3. Заключение ………………………...………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 241.26 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………….….…….………3

1.   Потребление как ключевой элемент макроэкономического  анализа. ………………………………………….…………..............................................5

    1. Функция потребления Дж.Кейнса и ее характеристики…. . . . . . . . . . . . . . . .…………………………………………………. . . . .  5
    2. Предельная склонность к потреблению …..…….….…..............8
    3. Средняя склонность к потреблению ………………....................9
    4. Определение факторов влияющих на потребление и графическая иллюстрация их действия на потребительские расходы ………………………………………………………….10
  1. Исследование потребительских расходов за 2000-2010 гг. ……………………………………………………………………………..12
    1. Изменение средней и предельной склонности к потреблению за 2000-2010гг.…………………………………………………...…12
    2. Тенденция развития структуры потребления домашних хозяйств ………………….............................................................12
    3. Исследование доли потребления в ВВП РФ (%) и определение факторов, влияющих на динамику потребительских расходов………………………………………...………………..14
    4. Исследование взаимосвязи потребительских расходов в РФ с динамикой реального ВВП и их графическая иллюстрация . Вывод…………………………………………………………….18
    5. Прогноз изменения структуры потребительских расходов домашних хозяйств в РФ за период 2010-2012гг и доли потребления в объеме  ВВП России как ключевого элемента совокупных расходов общества ………………………………20
  2. Заключение ………………………...………………………...27

Список  используемой литературы…………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Потребительский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России.  Как свидетельствует статистика, потребление составляет большую часть совокупного дохода общества. Потребительские расходы оказывают влияние на национальный объем производства, уровень цен и занятость. Рост потребления стимулирует расширение производства, увеличивает совокупный спрос, и стимулирует снижение уровня безработицы.

Колебания в потреблении являются важнейшими причинами циклических колебаний  в экономике, поэтому изучение данной темы помогает выявить  основные закономерности макроэкономики.

      Актуальность  темы заключается в том, что на основе статистических данных о состоянии  потребительских расходов можно  проанализировать состояние экономической  системы в целом, уровень жизни  населения, а так же рассмотреть  тенденции дальнейшего развития и спрогнозировать изменения  в потреблении отдельных групп  населения и страны в целом  на ближайшие годы.

     Предмет исследования – потребительские  расходы домашних хозяйств.

Объект  исследования – динамика и структура  потребительских расходов.

    Целью данной работы является  определение  тенденции изменения  структуры и динамики потребительских  расходов в РФ.

    Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи :

1.    Рассмотреть потребление как  ключевой элемент макроэкономики.

2.    Исследовать динамику потребительских  расходов за 2000-2010 гг.

3.    Исследовать структуру потребительских  расходов за 2000-2010 гг.

4.  Попытаться спрогнозировать изменение структуры потребительских расходов домашних хозяйств и доли потребления в объеме ВВП на 2010-2012 гг.

      Основными источниками при написании курсовой работы  явились учебники по экономической теории, раскрывающей затронутую в работе проблему, таких авторов, как: Ю. И. Хаустов, Н. Г. Менкью, К. Р. Макконнелл , Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина,  Э. Дж. Долан, С. Л. Брю, Т. Ю. Матвеева, В. В. Матершева , С. П. Клинова , Б. А. Соловьев и др.  а также сайт Росстата России и некоторые другие источники, которые более подробно описаны в списке использованной литературы. 
 
 
 

1  Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа

     Потребительский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России. Упрощенная модель кругооборота денежных средств, наглядно демонстрирует, что в экономике совокупные расходы общества должны соответствовать совокупным доходам общества. Т. е. создаваемые экономические блага должны использоваться на потребление и сбережение инвестиций. Человек, как существо биосоциальное, не может жить не потребляя.

     Потребление –это экономический процесс, связанный  с индивидуальным и современным  использованием потребительских товаров  и услуг, с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.

     Потребитель - это главное действующее лицо в рыночной экономике, поэтому необходимо знать как можно больше о том, сколько он потребляет и на сколько склонен увеличивать свое потребление, если его доход увеличится. Чем богаче общество, тем больше оно имеет возможности для развития, а чем больше развито общество, тем более высокий уровень потребления его населения. От доходов потребителя зависит спрос на товары и услуги1. Потребление населения — один из главных компонентов, определяющих развитие экономики. В стоимостной форме — это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах—это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой, где формируется потребление является семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.

     1.1  Функция потребления Дж.  Кейнса и ее характеристики:

Одним из главнейших во всей макроэкономике является функция потребления Дж. Кейнса. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 валового внутреннего продукта2. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики .Уровень потребления прежде всего зависит от уровня личного располагаемого дохода. Дж. Кейнс выявил характер зависимости потребления домохозяйств и абсолютной величины личного располагаемого дохода. Функция потребления раскрывает взаимосвязь между величиной расходов потребления и объемом используемого личного дохода. Функция потребления Дж. Кейнса занимает ключевое положение в макроэкономическом анализе. Рассмотрим, как Дж. Кейнс понимал функцию потребления3 .Во-первых. Он предположил, что значение предельной склонности  к потреблению (MPC) т. е. доля потребления в каждой дополнительной денежной единице  дохода, находится между нулем и единицей. И он установил, что « основной психологический закон »состоит в том, что «Люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той, же мере в какой растет доход»4. Во-вторых, отношение потребления к доходу (средняя склонность к потреблению АРС) уменьшается по мере дохода. Он полагал, что сбережения считаются престижным товаром, и поэтому с ростом дохода население пытается реализовать свое стремление стать богаче, увереннее в будущем. Он считал, что сбережение - это роскошь, и поэтому  богатые семьи склонны сберегать большую часть своего дохода, чем бедные. В-третьих, Дж Кейнс считал что доход является основным фактором, определяющее потребление и полагал, что процентная ставка не играет значительной роли. Он писал, что “главный вывод, который как мне кажется, вытекает из предшествующего  опыта, состоит в следующем: применительно к короткому периоду влияние процентных ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и сравнительно небольшим”5 . На основании трех этих догадок, функция потребления записывается так :

CCy Ӯ;  C> 0;  0 < C< 1  (1)

где,

 C0 - величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления;

 Cy - предельная склонность к потреблению, которая показывает, как изменяются потребительские расходы при минимально возможном изменении текущего дохода;

Ӯ - располагаемый доход;

 CC/ Ӯ

Из «основного психологического закона» следует, что эта формула определяет объем потребления отдельного человека.

Ӯ=Yd располагаемый доход

Ӯ=Y-T=Yd ; T=tY

где,

T – Налоговая функция;

 t – Ставка налогообложения;

Y – Личный доход;

Графически, функция  потребления отражает отношение  потребительских расходов к доходу.

Рис.1. Функция  потребления

 

Главным моментом для построения данной модели служит линия под углом 45° к горизонтальной оси, в любой точке этой линии совокупные доходы равны совокупным расходам. Тангенс угла наклона функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется национальными особенностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (C0), при увеличении которого кривая сдвигается вверх. Пересечение данной линии в точке А с функцией планируемых расходов  изображаемой как функция потребления, сдвинутая на величину показывает величину национального дохода, при котором устанавливается макроэкономическое равновесие. Наклон функции потребления, как было отмечено, отражает предельную склонность к потреблению, т.е. изменение в потреблении по сравнению с изменением в доходах.

  Если объем производства ниже равновесного (слева от точки А) — это означает , что покупатели готовы приобретать товаров больше, чем фирмы производят, т.е. AD > AS. Фирмы начинают снижать запасы и наращивать производство, т.е. доходы и планируемые расходы выравниваются. И, наоборот, в случае превышения объемов производства над планируемыми расходами (справа от точки А) фирмы столкнутся с трудностями реализации и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания AD и AS.

Важный вывод, который следует из этой модели, следующий: расходы определяют уровень производства. Иначе говоря, данная модель иллюстрирует идею Кейнса о том, что чем больше совокупный спрос, тем больше равновесный объем национального дохода (продукта), т.е. того объема производства, к которому тяготеет национальная экономика.

 

     1.2 Предельная склонность к потреблению:

 Домашние хозяйства принимают самостоятельные решения о направлении использования не всего, а только располагаемого дохода. Поэтому можно ввести понятие «предельная склонность к потреблению располагаемого дохода» Выраженная в процентах доля любого данного общего дохода, которая идёт на потребление, называется средней склонностью к потреблению (APC),

 

То есть:

Предельная склонность к потреблению (MPC) – доля прироста расходов на потребительские товары и услуги при любом изменении  располагаемого дохода.

MPC = ∆C/∆Y,

 ∆C – прирост  потребительских расходов;

 ∆Y – прирост  предполагаемого дохода.  
Если MPC = 0, то всё приращение дохода будет сберегаться.  
Если MPC = ½, то увеличение дохода разделится поровну между потреблением и сбережением.  
Если MPC = 1, то всё приращение дохода будет потребляться.

Предельная склонность к потреблению МРС, отражает размер дополнительного потребления, вызванного дополнительным доходом. На графике это выражается в наклоне кривой потребления: крутой наклон означает высокую МРС, а плавный наклон — низкую МРС. МРС есть не что иное, как выражение крутизны наклона линии потребления. Возвращаясь к графику потребления, можно сделать заключение, что чем больше склонность к потреблению, тем больше линия потребления будет приближаться к линии 45° и, соответственно, наоборот, чем ниже склонность к потреблению, тем дальше линия потребления от линии 45

Чем больше располагаемый  доход, тем больше потребление и  сбережения. При малом располагаемом  доходе сбережения могут быть нулевыми или отрицательными, когда потребление  больше располагаемого дохода (жизнь  в долг). Минимальный же уровень  потребления существует всегда. 
Величины потребления и сбережения относительно стабильны, если государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через налогообложение.
 

  1.3 средняя склонность к потреблению.

Средняя склонность к потреблению (APC) – доля располагаемого дохода, которую домашние  хозяйства используют на потребление ресурсов. APC = C/ Y.  
Долю потребления в доходе (т.е. отношение величины потребления к величине дохода) Кейнс назвал   средней склонностью к потреблению (apc), а долю сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода) – средней склонностью к сбережению (average propensity to save – aps):  (0< apc < 1);  (0< aps < 1).

Информация о работе Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа