Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 19:47, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что на основе статистических данных о состоянии потребительских расходов можно проанализировать состояние экономической системы в целом, уровень жизни населения, а так же рассмотреть тенденции дальнейшего развития и спрогнозировать изменения в потреблении отдельных групп населения и страны в целом на ближайшие годы.
Введение……………………………………………………….….…….………3
1. Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа. ………………………………………….…………..............................................5
1.1. Функция потребления Дж.Кейнса и ее характеристики…. . . . . . . . . . . . . . . .…………………………………………………. . . . . 5
1.2. Предельная склонность к потреблению …..…….….…..............8
1.3. Средняя склонность к потреблению ………………....................9
1.4. Определение факторов влияющих на потребление и графическая иллюстрация их действия на потребительские расходы ………………………………………………………….10
2. Исследование потребительских расходов за 2000-2010 гг. ……………………………………………………………………………..12
2.1. Изменение средней и предельной склонности к потреблению за 2000-2010гг.…………………………………………………...…12
2.2. Тенденция развития структуры потребления домашних хозяйств ………………….............................................................12
2.3. Исследование доли потребления в ВВП РФ (%) и определение факторов, влияющих на динамику потребительских расходов………………………………………...………………..14
2.4. Исследование взаимосвязи потребительских расходов в РФ с динамикой реального ВВП и их графическая иллюстрация . Вывод…………………………………………………………….18
2.5. Прогноз изменения структуры потребительских расходов домашних хозяйств в РФ за период 2010-2012гг и доли потребления в объеме ВВП России как ключевого элемента совокупных расходов общества ………………………………20
3. Заключение ………………………...………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………28
5. Процентные ставки по вкладам. Если банки и финансовые компании проводят политику индексации вкладов, повышения по ним процентных ставок, то при превышении размера индексации вклада над индексом цен может начаться снижение спроса, особенно на товары длительного пользования, в настоящем периоде, поскольку накопления могут осуществляться с целью последующей покупки более дорогостоящего товара.
К ценовым факторам относят:
При большом
числе субъектов рыночных отношений
спрос на товар становится результатом
взаимодействия всех вышеперечисленных
факторов. Помимо них можно назвать
географию рынка, половозрелый состав
покупателей, реклама данного товара
и товаров - субститутов, международные
кризисы, войны, политические и социальные
конфликты, тарифы на транспортные перевозки,
валютные курсы, участие в международных
торговых соглашениях и др.
Потребление - самый большой компонент ВВП, составлявший 66% совокупных расходов в течение последнего десятилетия. Каковы главные элементы самого потребления?
2.4 Исследовать взаимосвязь потребительских расходов РФ с динамикой реального ВВП и их графическая иллюстрация. Вывод.
Основная задача политики расходования средств состоит в воздействии на совокупный спрос. Влияние это прямое, что иллюстрируется графиком совокупных расходов и ВНП.
Ри
Рис.2. График совокупных расходов и ВНП
Включение в совокупные расходы государственных (G) сдвинет график совокупных расходов вверх и вызовет рост объема валового национального продукта. Точка макроэкономического равновесия переместится вверх по линии в 45 ° .
Таким образом
государственные расходы
К G = D ВНП / D G,
где G - государственные расходы на закупку товаров и услуг.
Вместе с тем государственные расходы, подобно инвестициям, могут вызывать не только рост объема ВНП, но и работать на сокращение ВНП в случае их уменьшения.
Масштаб расходования
государственных средств
Рост государственных расходов происходит в настоящее время в основном за счет транфертных затрат (социальные выплаты, субсидии).
В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств. Возрастание в условиях НТР роли человеческого фактора приводит к увеличению объема средств, направленных на просвещение (главным образом начальное и среднее образование), профпереподготовку кадров, здравоохранение и другие социальные нужды.
Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) средств частного сектора государству.
Налоги обеспечивают от 80 до 90% доходов государства. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.
Фискальная функция
заключается в том, что благодаря
налогам создаются
Как конкретно проявляется влияние налогов на национальное производство, величину ВНП? Предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не изменяется при любом уровне ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода населения, следовательно, сократятся и потребительские расходы. Это отразится на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится. При постоянных I и G график совокупных расходов (С+I+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии 45 0 .
Рис. 3. График изменения ВНП в связи с сокращением совокупных расходов
Противоположная картина будет складываться при снижении налогов.
2.5 Прогноз изменения структуры потребительских расходов домашних хозяйств в РФ на период 2010-2012гг. и доли потребления в объеме ВВП России как ключевого элемента совокупных расходов общества( совокупного спроса ).
Эти годы станут периодом выхода из кризиса
Доходы населения и потребление.10 Денежные доходы в среднем на душу населения составили в январе 2009 г. - 11430 руб. Индекс роста в январе 2009 г. по отношению к январю 2008 г. - 107,3% (127,1%). Гораздо более удручающей выглядит ситуация, если рассматривать доходы в постоянных ценах. Так, темп роста реальных располагаемых доходов населения в январе 2009 г. - 93,3%.
Потребительский
спрос, как известно, один из основных
драйверов экономического роста
в России. Однако этот спрос во многом
зависит от динамики производства и
в конечном счете от заработной платы.
Ситуация в промышленности следующая.
В ноябре 2008 г. индекс промышленного
производства впервые стал отрицательным
по отношению к соответствующему
периоду 2007 г. Это, по нашему мнению, было
связано в первую очередь с
естественным в условиях кризиса
желанием производителей сэкономить за
счет запасов. Иными словами в 2008
г. произошло значительное сокращение
промежуточного спроса, что статистически
выглядело как абсолютное сокращение
производства. Первые признаки восстановления
промежуточного спроса появились в
декабре 2008 г. однако в январе 2009 г. промышленное
производство сократилось на 16%, на
что в большой степени повлиял
спад в автомобильной
Спрос
на автомобили в свою очередь напрямую
зависит от кредитных ставок. В
этой связи уже с 10-го марта 2008 г.
стали доступны автомобили в кредит
на условиях субсидирования процентной
ставки в размере двух третей ставки
рефинансирования, что может серьезно
активизировать спрос. Увеличение спроса
на продукцию автомобилестроения вызовет
увеличение промежуточного спроса на
продукцию отраслей, обеспечивающих
автомобильную промышленность. По моим
оценкам, это должно совпасть с ускорением
промежуточного спроса в других отраслях
промышленности: вследствие различных
по длительности производственных циклов
разные отрасли израсходуют запасы (за
счет которых, на наш взгляд, во многом,
промышленное производство функционирует
уже сейчас) в разное время. Движение в
этом направлении в первые месяцы 2009 г.
наблюдалось применительно к продукции
черной металлургии и химической промышленности.
Таким образом, при условии совпадения ускорения промежуточного и конечного спроса создается возможность для восстановления положительной динамики промышленного производства, что может сохранить рабочие места и обеспечить значительную часть населения заработной платой. Важно отметить стабильный рост спроса населения на товары и услуги даже в условиях сокращения реальных доходов. Так, в январе 2009 г. оборот розничной торговли составил 102,4% по сравнению с январем 2008 г.
Согласно прогнозным расчетам (рис. 3), темпы роста реальных располагаемых доходов населения в I кв. 2009 г. будут отрицательными. Замедление динамики реальной заработной платы сопровождается соответственно повышением цен.
Рост
инфляции в I кв. в свою очередь связан
с удорожанием импорта и
Налоги и бюджет. Снижение темпов экономического роста и мировых цен на энергоносители привело к абсолютному сокращению показателей доходной части бюджета с октября 2008 г.
При сужении доходной части финансирование расходов консолидированного бюджета несколько замедлилось в октябре-ноябре 2008 г., однако по итогам года темп роста расходов составил 128,1% по сравнению с 2007 г. На 1 января 2009 г. расходы консолидированного бюджета составили 13820,2 млрд. руб. (33,3% ВВП, в 2008 г. - 33,2% ВВП). Некоторое сокращение расходов в ноябре 2008 г. (по отношению к ноябрю 2007 г. на 5,5%) вызвано не ухудшением экономической ситуации, а резким всплеском расходов в 2007 г., ввиду единоразовых перечислений в институты развития.
Совокупный объем средств Резервного фонда (без учета поступлений от размещения средств фонда) по итогам года составил 4027,6 млрд. руб., Фонда национального благосостояния (ФНБ) составил - 2584,5 млрд. руб. Таким образом, за 2008 г. было накоплено 2763 млрд. руб. (6,7% ВВП) «нефтегазовых» доходов (не учитывая финансирование нефтегазового трансферта в размере 2135 млрд. руб.). Увеличение совокупного объема средств Резервного фонда, выраженного в рублях, обусловлено ослаблением рубля (курсовая разница по итогам года составила +509 млрд. руб.). Увеличение объема ФНБ происходило в основном за счет поступления «нефтегазовых» доходов, однако этот источник начал «сужаться»: в декабре в ФНБ поступило на 26% меньше этих доходов, чем в ноябре. Доходность размещения средств фондов по итогам года оказалась невысокой: в январе 2009 г. были зачислены доходы от размещения средств Резервного фонда в сумме 205 млрд. руб. и ФНБ в сумме 66,3 млрд. руб.
Доходы внебюджетных фондов
В начале 2009 г. впервые за последнее десятилетие возник вопрос о сбалансированности консолидированного бюджета в условиях сужения его доходной части. Снижение доходов федерального бюджета в 2009 г. прогнозируется Минфином на уровне 30%. В разработанном сценарии падение доходов бюджета не так драматично: для консолидированного бюджета - 13,4% относительно уровня 2008 г., для федерального - 17,5%. Столь «оптимистичные» оценки порождаются прогнозируемой динамикой экономического развития на 2009 г. Так, рост фонда заработной платы составит 124%, снижение валовой прибыли экономики - менее 11%. В результате, основные «ненефтегазовые» доходы бюджета показывают более высокую динамику, чем наблюдалась в последние месяцы 2008 г.: поступления налога на прибыль сокращаются на 26,6%, акцизов - на 2,6%, по НДФЛ увеличиваются на 9,4%, по НДС - на 23,5% (здесь сыграют роль выплаты в январе НДС за IV кв. 2008 г.), по ввозным пошлинам - на 10,5%. Однако «обвальной» будет динамика «нефтегазовых» доходов: поступления НДПИ снизятся в 2,7 раза, вывозных пошлин на энергоресурсы - на треть по сравнению с 2008 г., что является естественным в условиях снижения мировых цен на нефть в 2,8 раза с июля 2008 г. к началу 2009 г.
Информация о работе Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа