Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа
Стремительное расширение мирового экономического пространства, обострение международной конкурентной борьбы сопровождаются появлением усовершенствованных форм конкуренции, дополнительных возможностей повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Введение……………………………………………………….………………..……..3
1 Условия возникновения совершенной конкуренции…………………….………..4
1.1 Структура совершенной конкуренции…………………………………………4
1.2 Отрасли конкурентной модели…………………………………………………7
2 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции……………………....8
2.1 Спрос на продукт фирмы………………………………………………...……..8
2.2 Предельный и средний доход…………………………………………….……9
2.3 Равновесие и предложение конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде …………………………………………………………….……………….12
2.4 Выбор объема производства на краткосрочном и долгосрочных этапах…………………………………………………………..........................................16
2.5 Предложение отрасли в долгосрочном периоде……………………………..26
3 Общественная эффективность совершенной конкуренции…………………..…30
3.1 Аллокативная эффективность………………………………………………....30
3.2 Производственная эффективность…………………………………………….31
4 Развитие совершенной конкуренции на Украине
4.1 Рейтинг конкурентоспособности национальной экономики Украины……..
4.2 Перспективы развития малого и среднего бизнесса в Украине
4.3 Программа мероприятий по улучшению государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнесса
Заключение…………………………………………………………………….….…..
Список литературы………………………………………………………………..…..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНБАССКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ
Кафедра
«Экономической теории»
Курсовая работа
По дисциплине «Микроэкономика»
На тему:
«Поведение фирмы в условиях
совершенной конкуренции».
Выполнила:
ст. гр. М 06-1
Борисенко
Карина Владимировна
Руководитель:
Беличенко
Екатерина Александровна
Работа допущена к защите_________2007г. С оценкой ______________________ ________
Работа
защищена ______2007 г. С оценкой «_________________»
________ ________
КРАМАТОРСК 2007
1 Условия возникновения совершенной конкуренции…………………….………..4
1.1 Структура совершенной
1.2 Отрасли конкурентной модели………
2 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции……………………....8
2.1 Спрос на продукт фирмы………………………………………………...……..
2.2 Предельный и средний доход…………………………………………….……9
2.4 Выбор объема производства на краткосрочном
и долгосрочных этапах…………………………………………………………..
2.5 Предложение отрасли в долгосрочном периоде……………………………..26
3.1 Аллокативная эффективность…………
3.2 Производственная
4
Развитие совершенной
4.1 Рейтинг конкурентоспособности
национальной экономики
4.2 Перспективы развития малого и среднего бизнесса в Украине
4.3 Программа мероприятий по
Список литературы……………………………………………………
Введение
Стремительное расширение мирового экономического пространства, обострение международной конкурентной борьбы сопровождаются появлением усовершенствованных форм конкуренции, дополнительных возможностей повышения конкурентоспособности национальных экономик. В таких условиях чрезвычайно актуализируются проблемы обеспечения устойчивых позиций Украины на мировом рынке, разработки действенных мер удержания и укрепления конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей с учетом особенностей трансформационного периода развития национального хозяйства. К тому же преимущества, присущие ему в целом, отдельным отраслям, предприятиям в международном экономическом состязании, в значительной мере определяют динамизм развития внутренних рынков товаров и услуг, уровень занятости и благосостояния населения. Следовательно, возможности стабильного экономического роста и место Украины в мировой системе зависят главным образом от того, насколько эффективно государство и предпринимательская среда будут разрешать проблему повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Украина уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Существует множество ее определений и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция- это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке. Именно конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, и надо стремиться делать ее совершенной. В этой связи возникает настоятельная необходимость в ее изучении, знании сил и рыночных наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных ранках. Для меня интерес к понятию, как самой конкуренции, так и ее разновидности в совершенной конкуренции вызван несколькими факторами. Мне хотелось бы уяснить при изучении этого вопроса, почему совершенная конкуренция невозможна изначально, что можно сделать или изменить, чтобы она стала реальностью. Но для этого необходимо разобраться в таких аспектах, как условия ее возникновения, состояние спроса и предложения в разные периоды времени и т.д.
Каковы
условия возникновения чистой конкуренции
и почему именно она более всего
подталкивает фирмы к повышению экономической
эффективности? – это, наверное, самый
важный вопрос в изучении данного института,
института совершенной конкуренции.
1.1
Структура совершенной конкуренции
Структура данного вида конкуренции может быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия:
Теоретически
описанная выше ситуация, строго говоря,
невозможна. Действительно, сдвиг кривой
индивидуального предложения любого производителя
неминуемо приведет к некоторому сдвигу
кривой рыночного (суммарного) предложения,
что вызовет изменение равновесной цены.
Однако в реальной жизни небольшие фирмы
обычно не влияют на рыночную цену.
Чтобы устранить это противоречие малость
субъектов рынка трактуют как ситуацию,
в которой доля каждой фирмы в общем объеме
продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли
бесконечно велико. Примером служат рынки
сельскохозяйственной продукции, фондовая
биржа и рынок иностранных валют. Фирма,
имеющая свою продукцию на конкурентном
рынке, называется конкурентной фирмой,
т.к. эти фирмы не могут воздействовать
на цену, они выступают как принимающие
цену ( ценополучатели ). Однородность
продукции разных предприятий, то есть
нет опасности, что потребители в массе
своей предпочтут товары одной из фирм
из-за их разительного превосходства по
свойствам или качеству от продукции других
фирм. Например, рынок картофеля, весьма
вероятно, конкурентный. Много фермеров
продает картофель каждый день. Ни один
из них не имеет более 1% объема продаж
на рынке за день. Если доля одного из них,
за счет дополнительно проданного картофеля
возрастает до 2%, то это никак не повлияет
на рыночную цену.1 В терминах теории
полезности однородность продукта означает,
что продукты разных производителей полностью
взаимозаменяемы для каждого покупателя,
причем предельная норма замещения одного
продукта другим равна единице. Например,
замена в наборе апельсина одного производителя
на апельсин другого производителя не
изменяет полезности набора. В этом случае
каждая кривая безразличия покупателя
представляет собой отрезок прямой, наклоненный
к осям координат под углом 450.
На рис.1 кривая безразличия для продуктов
двух разных производителей обозначена
через АВ. Через X обозначено количество
в наборе продукта первого производителя,
а через Y – второго производителя.
Рис 1-Однородность продукта
X
Y
O
A
B
450
В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
1.2 Отрасли
конкурентной модели
2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Спрос
на продукт фирмы есть максимально
возможный объем продаж этой фирмы
(в единицах продукта) при некоторой
установленной ею цене на свой продукт.
Спрос на продукцию отдельной фирмы в
условиях совершенной конкуренции абсолютно
эластичен, кривая спроса – горизонтальная
линия (рис.2).
Q
D
Рис 2.-Линия спроса конкурентной фирмы
P
P0
O
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (рис.3).
E
D
P
Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции