Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа
Стремительное расширение мирового экономического пространства, обострение международной конкурентной борьбы сопровождаются появлением усовершенствованных форм конкуренции, дополнительных возможностей повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Введение……………………………………………………….………………..……..3
1 Условия возникновения совершенной конкуренции…………………….………..4
1.1 Структура совершенной конкуренции…………………………………………4
1.2 Отрасли конкурентной модели…………………………………………………7
2 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции……………………....8
2.1 Спрос на продукт фирмы………………………………………………...……..8
2.2 Предельный и средний доход…………………………………………….……9
2.3 Равновесие и предложение конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде …………………………………………………………….……………….12
2.4 Выбор объема производства на краткосрочном и долгосрочных этапах…………………………………………………………..........................................16
2.5 Предложение отрасли в долгосрочном периоде……………………………..26
3 Общественная эффективность совершенной конкуренции…………………..…30
3.1 Аллокативная эффективность………………………………………………....30
3.2 Производственная эффективность…………………………………………….31
4 Развитие совершенной конкуренции на Украине
4.1 Рейтинг конкурентоспособности национальной экономики Украины……..
4.2 Перспективы развития малого и среднего бизнесса в Украине
4.3 Программа мероприятий по улучшению государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнесса
Заключение…………………………………………………………………….….…..
Список литературы………………………………………………………………..…..
Q1 Q2 Q
A
B
MC
AC
AVC
Рис.6.-Предложение конкурентной фирмы
2.5 Выбор объема производства на
краткосрочный период
Как следует выбирать
руководителю фирмы, максимизирующей
прибыль, объем выпуска продукции
на краткосрочный период при фиксированном
размере капитала? Здесь мы рассмотрим,
как фирма может использовать
о доходах и издержках, чтобы принять
решение по объему выпуска продукции,
максимизирующей прибыль.
Максимизация
прибыли конкурентной фирмой
Кривая спроса для фирмы на конкурентном рынке представляет собой горизонтальную линию, и, таким образом, предельный доход и цена равны: MR=P. Следовательно, правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы в выборе такого объема выпуска продукции, чтобы цена равнялась предельным издержкам.
Правило для конкурентной фирмы:
P=MC(q).
Заметим, что правило
для выбора объема выпуска продукции,
а не цены, поскольку конкурентная фирма
воспринимает цену как заданную.
Прибыль достигает максимума в точке А, связанной с объемом выпуска продукции q*=8 и ценой в 40 долл., так как в данной точке предельный доход равен предельным издержкам. При более низком объеме производства (Скажем q1=7) предельный доход больше предельных издержек, и поэтому прибыль может быть дополнительно увеличена за счет увеличения выпуска продукции. Заштрихованная площадь между q1=7 и q* показывает потерянную прибыль, связанную с производством при q1. При более высоком объеме выпуска продукции (скажем, q2) предельные издержки выше предельного дохода. В этом случае сокращение объема выпуска продукции дает экономию издержек, превышающих предельный доход. Заштрихованная площадь между q* и q2=9 показывает потерянную прибыль, связанную с производством на уровне q2.
Кривые MR и МС пересекаются
как при объеме производства q0, так
и при объеме q*. При q0, однако, прибыль
не достигает максимума. Увеличение объема
производства выше q0 увеличивает
прибыль, так как справа от q0 предельные
издержки значительно ниже предельного
дохода. Поэтому условием максимизации
прибыли является равенство предельного
дохода предельным издержкам в точке,
в которой кривая предельных издержек
возрастает, а не снижается.
Получение
прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном
периоде
Если предельный доход от производства дополнительной единицы продукции превышает ее предельные издержки, то такую единицу следует производить. Если же предельные издержки на производство не покрываются предельным доходом, то производства следует избежать.
На
начальных стадиях
Так как кривая спроса или кривая продаж конкурентного продавца совершенно эластична, можно сказать, что предельный доход и цена равны, т.е. каждая проданная дополнительная единица продукции прибавляет к валовому доходу ровно свою цену. Таким образом, в условиях чистой конкуренции, чтобы максимизировать прибыли или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам (Р = МС) (рис. 10-1).
Рассмотрим 3 ситуации:
1. Случаи максимизации прибыли.
Из графика легко видеть, что до точки О каждая произведенная дополнительно единица продукции добавляет больше к издержкам (MR > МС) и, следовательно, должна быть произведена. Во всех случаях правее точки О каждая последующая единица продукции добавляет больше к издержкам, чем к доходу (MR < МС) и. следовательно, от ее производства надо отказаться. Объем производства, при которой Р= МС. позволяет производителю максимизировать прибыли. Следует заметить, что фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а не прибыли на единицу продукции.
Экономическая прибыль на единицу продукции (АР), умноженная на
максимизирующий
прибыль объем производства, даст
совокупную прибыль, которая на графике
показана заштрихованной прямоугольной
областью.
2. Случай минимизации убытков.
Всякий раз, когда цена превышает минимум средних переменных издержек (AVC), но опускаясь ниже средних валовых издержек (АТС) фирма может, осуществляя производство, возместить часть, но не все постоянные издержки (рис. 10-2).
На графике:
валовой доход – OPEF:
совокупные переменные издержки — OVGF;
совокупные постоянные издержки — VACG.
При
производстве в точке Е совокупные
постоянные издержки частично (на область
VPEG) покрываются валовым доходом, т.е. убыток
фирмы составляет только область PASE.
3. Случай закрытия.
Если цена опускается ниже минимума совокупных переменных издержек, не существует уровня производства, при котором фирма может производить и получать убыток меньший, чем постоянные издержки, т.е. фирме будет выгоднее закрыться.
С учетом 3-го случая закрытия наше правило MR (Р) = МС будет выглядеть следующим образом:
Конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR (Р) = МС при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек (рис.10-3).
Итак, мы выбрали 3 различные цены и
выяснили, какой объем продукции
предпочла бы предложить и поставить на
рынке по любой из этих цен стремящаяся
к прибыли конкурентная фирма. Суммируя
эти данные, мы можем построить кривую
предложения конкурентной фирмы (рис.
10-4).
Кривая предложения является восходящей (bcde),
При цене Р1 - фирма не будет производить, т.к. Р1 меньше минимума AVC.
При цене Р2 -фирма находится в состоянии равновесия в точке b производя Q2 единиц продукции, и несет убыток, равный ее постоянным издержкам.
При РЗ (равновесие в точке с) фирма производит Q3 единиц продукции при убытках меньших, чем постоянные издержки.
При Р4 (равновесие в точке d )объем производства Q4 - в этом случае фирма просто возмещает свои издержки.
При цене Р5 - (фирма в точке равновесия е) максимизирует свою прибыль, производя Q5 единиц продукции.
Так
как ниже минимума средних переменных
издержек ничего не производится, мы можем
сделать вывод, что отрезок кривой предельных
издержек фирмы, который лежит выше кривой
её средних переменных издержек, является
кривой ее предложения в краткосрочном
периоде.
Излишек
производителя в краткосрочном периоде
Излишек потребителя - это разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар, и рыночной ценой этого товара. Цена товара для потребителя представляет собой его издержки при потреблении этого товара. Аналогичная концепция применима и к фирмам. Если предельные издержки растут, цена продукта выше, чем предельные издержки по каждой произведенной единице, за исключением последней. В итоге фирма получает излишек по всей выпущенной продукции, кроме последней единицы. Излишек производителя для фирмы является суммой по всем единицам производства разницей между рыночной ценой товара и предельными издержками производства.
Рис. 11 показывает излишек производителя для фирмы, которая имеет растущие предельные и средние переменные издержки. Максимизирующий прибыль объем производства q* достигается тогда, когда Р=МС. Излишек производителя показан заштрихованным участком под горизонтальной кривой спроса и выше кривой предельных издержек, от нулевого объема производства до объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль.
Сумма предельных издержек при производстве всех единичных объемов от нулевого до q* равна суммарным переменным издержкам при производстве объема q*. Предельные издержки отражают прирост издержек в результате увеличения объема выпуска продукции. Так как постоянные издержки не зависят от объема производства, сумма всех предельных издержек должна быть равна сумме переменных издержек фирмы. Таким образом, излишек производителя может альтернативно быть определен как разница между доходом фирмы и суммой ее переменных издержек. На рис. 12 излишек производителя представлен также прямоугольником ABCD.
Получения фирмами излишка производителя зависит от издержек производства. Фирмы с высокими издержками имеют низкий уровень излишка производителя, и наоборот. Мы можем сложить все эти индивидуальные эффекты, применяя понятие излишков производителя к совокупному рыночному предложению.
На рис. 12 кривая рыночного предложения начинается от вертикальной оси в точке, которая представляет собой средние переменные издержки фирмы с наименьшими издержками в отрасли. Излишек производителя показан заштрихованной площадью, лежащей ниже рыночной цены и выше кривой предложения для объема производства от 0 до Q*.
Излишек производителя измеряется разностью между доходами и переменными издержками. Излишек производителя будет больше экономической прибыли до тех пор, пока фирма возмещает постоянные издержки, или, в более общем виде, до тех пор, пока фирма имеет вмененные издержки, связанные с производством, где нет явных затрат.
На долговременном этапе фирма может изменять все используемые факторы производства, включая размер предприятия. Она может свернуть производство
(т.е.
выйти из дела) или же производить
новые виды продукции (т.е.
Рис. 13 показывает, как конкурентная фирма принимает долговременное,
максимизирующее прибыль решение по объему производства. Как и на краткосрочном отрезке, она сталкивается с горизонтальной кривой спроса (на рис. 13 фирма принимает рыночную цену в 40 долл. как заданную). Ее краткосрочная кривая средних валовых издержек SAC и краткосрочная кривая предельных издержек SMC расположены достаточно низко, чтобы фирма могла иметь положительную прибыль, показанную прямоугольником ABCD, при объеме производства q1, где SMC=MR. Долговременная кривая средних издержек LAC отражает положительный эффект масштаба для всех объемов выпуска продукции вплоть до q1 отрицательный эффект масштаба при более высоких объемах производства. Долговременная кривая предельных издержек LMC пересекает долговременную кривую средних издержек в точке q2- точка долговременных минимальных средних издержек.6
Если фирма полагает, что рыночная цена останется в 40 долл., она решает увеличить объем своего производства, чтобы достичь объема выпуска q3, при котором долговременные предельные издержки равны цене в 40 долл. Когда такое расширение завершено, предельная прибыль фирмы возрастает с AB до EF, а ее валовая прибыль с ABCD до EFGD. Объем производства q3 максимизирует прибыль фирмы, потому что при любом более низком объеме производства (q2) предельный доход от дополнительного производства выше предельных издержек и желательно дальнейшее расширение. Но при любом объеме производства выше q3 предельные издержки выше предельного дохода, и поэтому дополнительное производство приведет к сокращению прибыли. В итоге на долговременном этапе конкурентная фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долговременные предельные издержки равны цене.
Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции