Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа
Стремительное расширение мирового экономического пространства, обострение международной конкурентной борьбы сопровождаются появлением усовершенствованных форм конкуренции, дополнительных возможностей повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Введение……………………………………………………….………………..……..3
1 Условия возникновения совершенной конкуренции…………………….………..4
1.1 Структура совершенной конкуренции…………………………………………4
1.2 Отрасли конкурентной модели…………………………………………………7
2 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции……………………....8
2.1 Спрос на продукт фирмы………………………………………………...……..8
2.2 Предельный и средний доход…………………………………………….……9
2.3 Равновесие и предложение конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде …………………………………………………………….……………….12
2.4 Выбор объема производства на краткосрочном и долгосрочных этапах…………………………………………………………..........................................16
2.5 Предложение отрасли в долгосрочном периоде……………………………..26
3 Общественная эффективность совершенной конкуренции…………………..…30
3.1 Аллокативная эффективность………………………………………………....30
3.2 Производственная эффективность…………………………………………….31
4 Развитие совершенной конкуренции на Украине
4.1 Рейтинг конкурентоспособности национальной экономики Украины……..
4.2 Перспективы развития малого и среднего бизнесса в Украине
4.3 Программа мероприятий по улучшению государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнесса
Заключение…………………………………………………………………….….…..
Список литературы………………………………………………………………..…..
3.2
Производственная эффективность
Производственная эффективность: p = ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают экономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается равновесие на уровне p = MC, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов в долгосрочном периоде будут получать только нормальную прибыль. Именно равенство цены с долгосрочными средними издержками обеспечит равновесие на рынке.
К
числу преимуществ совершенной
конкуренции относят
Вместе с тем даже самый совершенный конкурентный рынок не является идеальным общественным устройством и имеет целый ряд недостатков, характеризуемых как «провалы» рынка. Что же рынок не может делать по самой своей природе?
Прежде всего, рыночная система распределения доходов неизбежно ведет к появлению имущественного неравенства. Экономическая дифференциация населения, которой не противодействует государственная политика, имеет тенденцию усиливаться и превращаться в дифференциацию социальную и политическую. Это не только прерывает социальную стабильность, но и становится мощным фактором усиления неэффективности экономики.
Рыночный механизм конкуренции ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает монополистические тенденции, которые в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость государственной политики по поддержанию конкурентной среды и ограничению монополистических проявлений.
Неизбежным следствием рынка является безработица, или неполная занятость важнейшего ресурса – труда. Исторический опыт показывает, что без направленной государственной политики по поддержанию занятости безработица может стать большим социальным и экономическим злом и препятствовать экономическому росту и повышению благополучия нации.
Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод производства общественных благ.
Чисто конкурентная система рынка предполагает, что отсутствуют так называемые побочные эффекты производства или потребления для третьих лиц. Между тем такие эффекты бывают весьма ощутимы, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами, бремя которого несут все члены общества. В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами или поощрить положительные эффекты. Эту задачу призвано решить государство.
Рынок
не всегда поощряет технические и
технологические новшества. Поскольку
достигаемый в результате нововведений
экономический и конкурентный выигрыш
является временным, появляется стремление
«заморозить» нововведение, не дать ему
распространиться среди конкурентов,
монополизировать его использование.
Модель совершенной конкуренции предполагает
стандартизированную продукцию. Тем самым
снижаются возможности дифференциации
продукта (услуги), ограничиваются возможности
удовлетворения самых широких и разнообразных
потребностей индивидуумов. Рынок развивает
у людей не только положительные личностные
качества, но и отрицательные, например,
эгоизм, жестокость, отсутствие интереса
к положению других лиц.9
Заключение
Разумеется, рынок с совершенной конкуренцией - это идеальная модель. Такого рынка ни в одной стране мира никогда не было в прошлом, нет в настоящем и, очевидно, не будет в будущем, но стремиться к нему нужно. Иного пути к достойной жизни у человечества просто нет.
Но и у совершенной конкуренции есть свои недостатки наряду с достоинствами.
В условиях неограниченной
конкуренции экономика
Также в условиях совершенной конкуренции удовлетворительно решается проблема экономической власти. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею. Из этого следует, что становится ненужной государственная власть, служащая ограничению или регламентации частной экономической власти. Поскольку без государственного содействия достигнут максимум эффективности экономической системы, очевидно, что любое вмешательство правительства повредило бы такой эффективности.
Такое критическое отношение стало следствием не только сопоставления ее с фактами, но и пересмотра понятия конкуренции и ее форм.
Факты показывают, что если модель неограниченной конкуренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими производственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным количеством фирм. Классическая конкуренция между многочисленными мелкими фирмами уступила место "конкуренции в узком кругу".
Исследования, касающиеся рекламы и ее развития в современных условиях, показывают, что для нынешней экономической жизни характерно скорее разнообразие, чем однородность выпускаемой продукции. Таким образом, второе условие совершенной конкуренции полностью отпадает.
Что касается свободного доступа в сферу той или иной отрасли экономики, то достаточно перечислить необходимые для этого условия, чтобы представить себе все ограничения, с которыми приходится сталкиваться в реальной экономической жизни:
-прежде всего, требуется, чтобы инвестиции были незначительными и вступающие в нее фирмы могли найти достаточные средства;
-нужно затем, чтобы рост производства в отрасли в результате появления новичков не оказал заметного влияния на цены и не отпугнул бы их, вызвав опасение изменить существующий уровень цен;
-все потенциальные новички должны иметь свободный доступ к производственным факторам, которые не находятся в руках или под контролем существующих уже фирм-монополистов;
-не должно существовать никаких искусственных препятствий для вступления в данную отрасль;
-новички должны производить товары, идентичные тем, которые поставляются существующими фирмами.
Потребности фирм в основном капитале, осуществление инвестиций "блоками", стратегия крупных фирм в их отношениях с банками, преимущества, связанные с наличием товарного знака или использованием тех или иных технологий - все это факторы, которые могут в огромном числе случаев сделать свободу доступа в отрасль иллюзорной.
В этом и состоит невозможность, нереальность совершенной конкуренции. Ответ найден.
Ранее
поднимались эти аспекты, и, изучая
их, мне пришлось просмотреть немало
литературы, как классических, так и современных
подходов. И они оказались для меня очень
поучительными и интересными.
Список литературы
Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции