Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа
Стремительное расширение мирового экономического пространства, обострение международной конкурентной борьбы сопровождаются появлением усовершенствованных форм конкуренции, дополнительных возможностей повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Введение……………………………………………………….………………..……..3
1 Условия возникновения совершенной конкуренции…………………….………..4
1.1 Структура совершенной конкуренции…………………………………………4
1.2 Отрасли конкурентной модели…………………………………………………7
2 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции……………………....8
2.1 Спрос на продукт фирмы………………………………………………...……..8
2.2 Предельный и средний доход…………………………………………….……9
2.3 Равновесие и предложение конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде …………………………………………………………….……………….12
2.4 Выбор объема производства на краткосрочном и долгосрочных этапах…………………………………………………………..........................................16
2.5 Предложение отрасли в долгосрочном периоде……………………………..26
3 Общественная эффективность совершенной конкуренции…………………..…30
3.1 Аллокативная эффективность………………………………………………....30
3.2 Производственная эффективность…………………………………………….31
4 Развитие совершенной конкуренции на Украине
4.1 Рейтинг конкурентоспособности национальной экономики Украины……..
4.2 Перспективы развития малого и среднего бизнесса в Украине
4.3 Программа мероприятий по улучшению государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнесса
Заключение…………………………………………………………………….….…..
Список литературы………………………………………………………………..…..
P0
D S
S D
Рис 3.-Совпадение
на рынке цены равновесия с линией спроса
фирмы
P
P0
O
Q
O
Совершенно
конкурентная фирма принимает цену
на свою продукцию как данную, не
зависящую от продаваемого ею объема продукции.
Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих
фирм, каждая из которых выпускает по 100
единиц продукта. Совокупное предложение,
таким образом, составляет 1 млн. единиц.
Теперь предположим, что одна из этих 10
тыс. фирм сокращает свое производство
до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет.
И причина ясна: сокращение выпуска одной
фирмой оказывает почти незаметное воздействие
на совокупное предложение – точнее, общая
величина предложения уменьшается с 1
млн. до 999 950 единиц. Это очевидно недостаточное
изменение совокупного предложения, для
того чтобы заметно повлиять на цену продукции.2
Но при любой цене, превышающей p0
даже на небольшую величину, объем спроса
равен 0. Фирма потеряет своих клиентов,
если попытается поднять цену выше p0.
Если же конкурентная фирма устанавливает
цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели
будут приобретать товар только у данной
фирмы, и величина спроса на продукцию
фирмы будет равна величине рыночного
спроса по установленной цене. Но такая
цена никогда не будет установлена конкурентной
фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности.
Таким образом, конкурентная фирма всегда
устанавливает цену на свой продукт, равную
сложившейся рыночной цене.
Совокупный доход R, получаемый фирмой, равен цене продукта Р, умноженный на количество проданных единиц Q:
R(Q)=PQ
Доход записывается как R(Q), а не просто как R, потому что его размер зависит от объема выручки продукции. Предельный доход MR представляет собой его приращение R(Q) в результате увеличения выпуска продукции на 1 единицу Q:
MR=
Наконец, средний доход AR представляет собой доход, получаемый от продажи 1 единицы продукции:
AR=R(Q)/Q
Таблица
1-Размеры получаемого совокупного, предельного
и среднего дохода
Цена единицы продукции, долл. | Кол-во проданного товара, шт. | Получаемый доход, долл. | ||
Совокупный | Предельный | Средний | ||
6 | 0 | 0 | - | - |
5 | 1 | 5 | 5 | 5 |
4 | 2 | 8 | 3 | 4 |
3 | 3 | 9 | 1 | 3 |
2 | 4 | 8 | -1 | 2 |
1 | 5 | 5 | -3 | 1 |
В таблице 1 показано изменение предельного и среднего доходов для фирмы, сталкивающейся с кривой спроса вида: P=6-Q. Заметим, что средний доход представляет собой просто цену единицы продукции: AR=PQ/Q=P.
Для
такой кривой спроса доход равен
нулю, когда цена составляет 6 долл.,
так как при такой цене ничего
не продается. Однако при цене 5 долл.
продается 1 единица продукции и доход
в этом случае составляет 5 долл. Рост
объема продаж с 1 до 2 единиц увеличивает
доход с 5 до 8 долл., так что предельный
доход равен 3 долл. Когда количество проданной
продукции увеличивается с 2 до 3, предельный
доход снижается до 1 долл., а при дальнейшем
росте реализации с 3 до 4 единиц предельный
доход становится отрицательным. Отметим,
что когда предельный доход положителен,
доходы растут вместе с объемом реализации
продукции, но когда предельный доход
отрицательный, доходы снижаются.
Когда кривая спроса
имеет наклон вниз, цена товара (средний
доход) выше предельного дохода, так
как все единицы продаются
по одинаковой цене. Чтобы увеличить
сбыт на 1 единицу товара, цена должна
упасть, и вся проданная продукция,
а не только дополнительная, приносит
меньше дохода. Посмотрим, что происходит,
когда выпуск продукции увеличивается
с 1 до 2 единиц и цена снижается до 4 долл.
(табл. 1). Предельный доход равен 3 долл.;
4 долл. (доход от сбыта дополнительной
единицы продукции) минус 1 долл. (потеря
дохода от сбыта первой единицы). Таким
образом, предельный доход (3 долл.) меньше,
чем цена (4 долл.).
Рис. 4 показывает взаимосвязь между совокупным, средним и предельным доходами для таблицы 1. По мере нашего движения вниз по кривой спроса Р снижается, а Q возрастает. Совокупный доход может увеличиваться или снижаться в зависимости от эластичности спроса. Спрос эластичен в верхней части кривой (для Q менее 3), и здесь предельный доход имеет положительное значение, потому что увеличение объема реализации продукции увеличивает также и доход. Спрос неэластичен в нижней части кривой, когда предельный доход отрицателен, так как при росте выпуска продукции (и снижении цены) сокращается доход.
Алгебраически если спрос на продукт составляет P=6-Q, то совокупный доход, получаемый фирмой, PQ=6Q-Q2. Средний доход равен PQ/Q=6-Q, что является кривой спроса на продукт. Предельный доход равен P(Q)/ Q, или 6-2Q. Это можно проверить по данным таблицы 1.
Краткосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (фирмы) фиксированы, а выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования переменных ресурсов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным. Будем считать, что объем производства равен объему продаж.
Выручка конкурентной фирмы (TR) при неизменной рыночной цене (p) пропорциональна объему продаж (Q): TR=p*Q
Из данной формулы следуют два вывода:
Отсюда получаем следующее соотношение:
Прибыль фирмы рассчитывается по формуле: П=TR-TC
(TC-издержки)
Если прибыль отрицательна, то превышение издержек над выручкой называется убытками. Величина убытков положительна.
Равновесный
выпуск – объем производства, при
котором прибыль фирмы
На рис.5 (а) кривая выручки конкурентной фирмы изображена прямой, проходящей через начало координат. Её наклон определяется ценой продукта. Кривая общих издержек пересекает кривую выручки в точках Q1 и Q2. При этих объемах производства прибыль фирмы равна 0. Если выпуск меньше Q1 или больше Q2 , то издержки больше выручки и прибыль фирмы отрицательна (рис.5 (б)).
Если выпуск фирмы лежит в пределах от Q1 до Q2, то кривая выручки расположена выше кривой издержек, и прибыль фирмы положительна. Для каждого выпуска из этого промежутка прибыль равна длине вертикального отрезка, соединяющие соответствующие точки кривой выручки и кривой издержек. На рис.5 (а) эти отрезки образуют фигуру, которая напоминает рыбу, а максимальная прибыль равна самому толстому сечению этой «рыбы». Максимум прибыли достигается, когда касательная к графику общих издержек параллельна графику функции выручки, то есть предельные издержки равны цене продукта. На рис.5 равновесный выпуск обозначен через Q*.
Если
выпуск фирмы меньше равновесного значения
Q*, то касательная к кривой общих
издержек имеет меньший наклон к оси абсцисс,
чем кривая выручки, то есть предельные
издержки меньше цены продукта. В этом
случае увеличение выпуска на единицу
увеличивает прибыль фирмы. Если же выпуск
больше равновесного значения, предельные
издержки больше цены продукта и целесообразно
сокращать выпуск.
Используем полученное выше условие равновесия конкурентной фирмы для выяснения экономической сущности ее кривой индивидуального предложения в краткосрочном периоде. Сперва определим, при какой цене продукта конкурентной фирме целесообразно прекратить производство. Рассмотрим убыточную фирму. В краткосрочном периоде у нее имеются две возможности: продолжить производство с минимальными убытками или прекратить производство.
В случае продолжения производства убытки фирмы будут равны разности общих издержек и выручки:
TC - pQ,
где Q – равновесный объем производства.
В случае прекращения производства выручка фирмы равна нулю, а ее убытки равны общим издержкам, которые при нулевом выпуске равны постоянным издержкам FC. Фирма прекратит производство, если издержки в первом случае больше издержек во втором случае, то есть:
отсюда p < AVC, где AVC – средние переменные издержки.
Рассмотрим теперь вопрос о форме кривой индивидуального предложения конкурентной фирмы. Из условия равновесия следует, что при каждой цене p (большей минимума средних переменных издержек) конкурентная фирма будет производить и предлагать объем продукции S, который обеспечит равенство предельных издержек и данной цены, то есть:
p = MC (S).
Таким
образом, функция предельных издержек
устанавливает взаимно
Итак, кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой ветвь кривой предельных издержек, которая лежит выше минимума средних переменных издержек. Кривая предложения конкурентной фирмы изображена на рис.6. При выпуске Q1 достигается минимум средних переменных издержек, равный p1, а при выпуске Q2 – минимум средних издержек, равный p2.
Если рыночная цена продукта меньше p1, то фирма прекращает производство, а ее предложение равно нулю. Если рыночная цена продукта лежит в пределах от p1 до p2, то фирма продолжает производство, но несет убытки. Если цена продукта больше p2, то фирма получает прибыль.
P1
P0
O
Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции