Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие.

Работа состоит из  1 файл

Правительство РФ курсовая.docx

— 71.05 Кб (Скачать документ)

                                                 Введение

     Вопрос  об исполнительной власти является одним  из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви  власти отражают состояние государственности  в данный момент в целом, позволяют  оценить потенциал и перспективы  государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

     Государство - это сложно организованная целостная  система, представленная всем государственным  аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под  воздействием, управлением государства  находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических  и иных аспектов1.

     Исполнительная   власть   представляет   собой    подсистему,    ветвь государственной  власти, которая осуществляет  исполнительно-распорядительную  деятельность в целях управления в определенных сферах  (предметах)  ведения путем реализации государственно-властных полномочий  методами  и  средствами публичного и преимущественно административного  права.

     Однозначного  понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли  после принятия Конституции РФ 1993 года. В связи с этим, многие вопросы  конституционного права стоят наиболее остро.

   Новый Основной  закон государства внес  существенные  изменения   в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978  г. Конституция РФ  определила   исполнительную  власть  как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие  единой  системы исполнительной   власти,   существенно   изменила    порядок    формирования Правительства, изменила подход  к  определению  полномочий  Правительства  и предусмотрела   порядок   формирования    системы    федеральных    органов исполнительной власти.

   Тем не менее, новая Конституция оставила и ряд неразрешенных  вопросов.

     Согласно  Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство2. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство РФ осуществляет государственное управление в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации3. Новая Конституция РФ существенно  изменила  положения  об  ответственности исполнительной  власти  перед  представительными  органами   государственной власти,  сузила  сферу  деятельности   исполнительной   власти  в области государственного управления.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  Правительство Российской Федерации, как высший исполнительный орган  государственной власти, является фактором развития российского государства  и общества в целом, а конкретно  структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для  развития государства и для функционирования общества.

     Объектом  исследования выступили общественные отношения в сфере  осуществления исполнительной власти, их закрепление в законе и реализация в повседневной жизни.

     Предметом изучения является институт Правительства  РФ в системе государственной  власти через его правовые основы, структуру и полномочия.

     Цель  курсовой работы – изучение конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации.

   Для выполнения поставленных целей необходимо решить ряд следующих задач:

  1. Дать понятие Правительства РФ и раскрыть основные принципы его работы, кратко рассмотреть основную нормативно-правовую базу организации деятельности Правительства РФ.
  2. Рассмотреть состав, порядок формирования, сроки полномочий  Правительства РФ, и  рассмотреть порядок прекращения Правительством  РФ полномочий и случаи отрешения его от должности.
  3. Рассмотреть компетенцию и круг полномочий Правительства Российской Федерации, определённых Конституцией РФ. И самое главное – необходимо определить ответственность Правительства Российской Федерации и его членов.

   Методологическую  основу исследования составляют различные  общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов.

   В работе использованы Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность Правительства РФ, комментарии законодательства, научная и учебная литература, а также статьи правовых журналов по данному вопросу.

   Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

         ГЛАВА 1. Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации

    1. Понятие и основные принципы работы Правительства РФ

     Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Профессор М.В. Мархгейм определяет, что «Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно - правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами»4. «Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране»5 - так определяет профессор С.А.Авакьян. С принятием Конституции 1993 г. Качественно по новому встал вопрос о соотношении исполнительной власти и Правительства. Конституция РФ гласит: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации6. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Такое определение официально указано в законе.

     Прежде  чем подробно переходить к рассмотрению Правительства РФ, нужно остановиться на принципах, в соответствии с которыми оно осуществляет свою деятельность. Ведь принцип – это исходное положение, основа устройства, главное правило. Принцип как бы является центральным  стержнем, отправным пунктом, на котором  базируется всё остальное строение и деятельность какого-либо органа государства, всей системы в целом. 

     Основные  принципы деятельности Правительства  совпадают с принципами всей нашей  правой системы в целом и закреплены в ст. 3. Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина7.

1) Верховенство  Конституции, федеральных конституционных  законов и федеральных законов,  Данный принцип означает признание  Конституции Российской Федерации  как главнейшего акта в организации  деятельности Правительства, его  взаимоотношении с другими органами  государственной власти, строение  иных нормативно-правовых актов,  регулирующих деятельность Правительства  на нормах Конституции Российской  Федерации, федеральных конституционных  законах и федеральных законов8.

2) Принцип  народовластия или демократии. Согласно  Конституции 1993г носителем суверенитета  и единственным источником власти  в Российской Федерации является  её многонациональный народ. Вся  система государственной власти  строится на данном принципе.

3) Принцип  федерализма обусловлен территориальным  устройством Российской Федерации.  Согласно Конституции - Россия  федеральное государство, то есть  применительно к власти она  строится на двух уровнях: федеральном  и субъектов Федерации. Исходя  из этого, государственная власть  должна четко разграничивать  полномочия на собственные, на  полномочия субъектов и на  совместные полномочия. Правительство  в своей деятельности должно  быть стабильно ориентировано  как на удовлетворение интересов Федерации, так и интересов ей субъектов, обеспечение реализации их прав и свобод.

4)   Принцип разделения властей в  деятельности федерального Правительства  означает его построение и  деятельность как одной из  ветвей государственной власти, наряду с другими ветвями власти, взаимодействие с ними. Оно защищено  от вмешательства других органов  власти в свою компетенцию,  но в тоже время не должно  само вмешиваться в работу  данных органов9.

5) Принцип  ответственности федерального Правительства  Российской Федерации означает  его «правовую связанность» и  организационную и правовую подотчетность.  Правительство РФ несет ответственность  перед Президентом РФ, которая  выражается в сложении полномочий  перед вновь избранным Президентом,  в принятии решения об отставки  Правительства, освобождения от  должности Председателя Правительства,  его председателей и министров.  Правительство информирует Президента  о своей текущей деятельности, выполнении указов и законов.  Имеет рычаги давления и законодательная  власть, например выражение недоверия  Правительству. Правительство также  социально ответственно перед  гражданами10.

6)  Гласность  означает обеспечение открытости  и доступа к информации о  решениях и действиях Правительства.  Систематическое информирование  населения является обязанностью  Правительства ввиду значимости  его актов для страны, граждан.  Принцип гласности реализуется  посредством ряда гарантий:

а) п.3 ст.15 Конституции РФ устанавливает, что  любой нормативно - правовой акт, затрагивающий права и свободы человека подлежит обязательному опубликованию;

б) Правительство  регулярно и оперативно проводит встречи и дает информацию для  прессы о своих заседаниях и принятых решениях;

в) работники  СМИ при планировании программной  политики должны обеспечивать всестороннее и объективное информирование телезрителей (радиослушателей) о работе федеральных  органов государственной власти, деятельности Правительства11.

7)  Принцип  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина произволен  от Конституционных положений  о человеке как высшей ценности (ст.2), о праве граждан участвовать  в управлении делами государства,  о правах и свободах человека  и гражданина.

     Можно конечно добавить многие другие, такие  как профессионализм, компетентность, коллегиальность и т. д., однако основополагающими являются именно эти семь, прямо указанные в законе.

     Таким образом, мы рассмотрели понятие  и основные принципы организации  и деятельности Правительства  Российской Федерации.

       1.2  Правовое регулирование  деятельности Правительства  РФ

        Деятельность Правительства Российской Федерации имеет четкую законодательную регламентацию Основными нормативно - правовыми актами, осуществляющими такое регулирование, являются:

     1.Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993г. Конституционным положениям  о Правительстве Российской Федерации  посвящена глава 6 Конституции  РФ. Устанавливается, что исполнительную  власть в Российской Федерации  осуществляет Правительство Российской  Федерации, состоящее из Председателя  Правительства, заместителя Председателя  Правительства и федеральных  министров. Определяются полномочия, статус Председателя Правительства,  его взаимоотношения с другими  органами государственной власти. Данные положения являются определяющими,  основополагающими. 

     2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ  14.05.1997) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – N 51. По основополагающим отраслям общественной жизни предусмотрено принятие федеральных конституционных законов. Принят такой закон и по Правительству, как основе исполнительной власти страны. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации12.

Информация о работе Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации