Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие.

Работа состоит из  1 файл

Правительство РФ курсовая.docx

— 71.05 Кб (Скачать документ)

     Глава первая закона устанавливает следующие  основополагающие положения:

     · Правительство Российской Федерации  осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных  указов Президента Российской Федерации.

     · Правительство Российской Федерации  в своей деятельности руководствуется  принципами верховенства Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов и федеральных  законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

     · Правительство Российской Федерации  в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных  договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает  меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

     · Правительство Российской Федерации  осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

     · Правительство Российской Федерации  является коллегиальным органом, возглавляющим  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

     · Остальные главы закона устанавливают  полномочия и структуру Правительства, обеспечение его деятельности, его  взаимоотношения с Президентом  РФ, с Федеральным Собранием и  судебной властью, с органами власти субъектов Российской Федерации.

     3. Постановление Правительства от 01.06.2004  N 260 (ред. от 07.07.2006 с изм. от 15.02.2007) « О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства  РФ. – 2004. – N 23.

     Настоящий Регламент в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом "О Правительстве  Российской Федерации", иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации устанавливает правила  организации деятельности Правительства  Российской Федерации по реализации его полномочий.

     Данный нормативно правовой акт определяет лишь конкретно порядок и организацию работы Правительства, планирование подготовку и проведение его заседаний, порядок внесения на рассмотрение проектов и их рассмотрение, законодательную деятельность Правительства РФ, его координационные и другие органы13.

     4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N 11. 14

     5. Указ Президента РФ от 13.05.2008 N 724 (ред. от 24.05.2011) « Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – N 20.  Данным указом определяется конкретно структура всей системы исполнительной власти страны, причем определяется она вновь с вступлением в должность нового Президента, соответствующим указом. Президент определяет, какие структуры образовать, а какие упразднить, определяет иерархическое отношение конкретных органов между собой, в целях совершенствования эффективности всей системы. Под структурой понимается министерство, служба, агентство, комитет либо иной орган исполнительной власти15.

     Итак, мы рассмотрели основную нормативно-правовую базу организации Правительства  Российской Федерации, Конечно, она  не ограничивается только данными актами, существуют многие другие, но все же основными являются вышеуказанные. 

       

       
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

                   2.1. Состав Правительства РФ

     В соответствии Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные  министры. Кандидатуры на должности  заместителей Председателя и федеральных  министров предлагаются Президенту Председателем Правительства16.

 Структура  Правительства строится следующим  образом:

     1. Председатель Правительства Российской  Федерации.

     2. Семь Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации.)

     3. Двадцать три федеральных министра, которые возглавляют федеральные  министерства.

  • Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
  • Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
  • Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

     Президентом может быть введена должность  федерального министра, не являющегося  руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства17.

     Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом  РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители — общее  их число определяется Президентом  РФ по его усмотрению.

     Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает  функции и полномочия, преобразованных  и вновь созданных федеральных  органов исполнительной власти, а  также уточняет положения о действующих  органах в целях обеспечения  или реализации государственной  политики в установленных сферах ведения18.

     Как правило, общая структура федеральных  органов исполнительной власти разрабатывается  и принимается при формировании Правительства РФ после выборов  Президента РФ, в дальнейшем она  только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно19.

     В качестве постоянного органа Правительства  для решения оперативных вопросов создан его Президиум. Президиум  состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров  финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума20.

     На  заседаниях Президиума рассматриваются  любые вопросы, относящиеся к  сфере деятельности Правительства,  и принимаются решения, в том  числе акты нормативного характера.

     Решения Президиума Правительства принимаются  большинством голосов от общего числа  его членов, издаются в форме постановлений  и распоряжений Правительства и  не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях правительства  РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

     Чрезвычайно важен Аппарат Правительства  РФ. Он действует на основание положения  Об Аппарате Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства  является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации  контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений21.

     Министры  осуществляют общее руководство  деятельностью своих министров, несут персональную ответственность  за выполнение, возложенных на министров  задач.

     По  их представлению Правительство  назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру  и штатное расписание центрального аппарата министров.

     В каждом министерстве и ведомстве  образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.

     Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы  организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и  ведомства.

     Министерство  издает в пределах своей компетенции  на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и  инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти22.

     Вообще  министры Российской Федерации и  руководители федеральных ведомств могут быть разделены на две статусные  группы. Первая группа включает руководителей  тех министерств и ведомств, которые  в своей работе напрямую подчиняются  Президенту РФ в соответствии с его  конституционными полномочиями, федеральными законами и указами. Это министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС), юстиции, директор Федеральной  службы безопасности, директор Федеральной  пограничной службы, директор Федеральной  службы налоговой полиции, директор Службы внешней разведки23.

     Президенту  РФ также подведомственны Федеральная  служба железнодорожных войск, Федеральная  служба охраны, Федеральное агентство  правительственной связи и информации, Главное управление специальных  программ, Государственная техническая  комиссия и другие, руководители которых  не имеют ранга федеральных министров.

     Подчинение  некоторых федеральных министров  Президенту РФ не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают  участие в заседаниях Правительства  и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства  и несут коллективную ответственность  за деятельность Правительства РФ.

     Вторую  группу составляют руководители министерств  и ведомств, работающие под непосредственным руководством Правительства РФ. Это министры: по атомной энергии, торговле, региональной политики, национальной политики, по налогам и сборам, государственного имущества, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, транспорта.      

          2.2. Порядок формирования Правительства РФ

     Статья  7 Федеральный конституционный закон  N 2"О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г содержит два основных требования к претенденту на должность председателя Правительства: он должен быть гражданином России и не иметь гражданства другого государства24.

     Относительно  конкретного порядка назначения Председателя Правительства на должность, закон отсылает к нормам Конституции  РФ. Согласно ст. 111 Конституции, Председатель Правительства Российской Федерации  назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной  Думы.

     Предложение о кандидатуре Председателя Правительства  Российской Федерации вносится не позднее  двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или  после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной  Думой25.

     Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации  кандидатуру Председателя Правительства  Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре26.

     Право Президента Российской Федерации предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру  и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться  с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого  процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике27.

Информация о работе Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации