Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие.

Работа состоит из  1 файл

Правительство РФ курсовая.docx

— 71.05 Кб (Скачать документ)

     В сфере науки, культуры,  образования  Правительство  разрабатывает и осуществляет меры государственной  поддержки  развития  науки;  обеспечивает государственную поддержку фундаментальной  науки,  приоритетных  направлений прикладной  науки,  имеющих   общегосударственное   значение;   обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в  области образования, определяет основные направления развития  и совершенствования общего  и  профессионального  образования,   развивает   сферу   бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку  культуры  и  сохранение объектов культурного наследия общегосударственного  значения  и  культурного наследия народов России43.

         К  компетенции  Правительства   в  сфере  природопользования  и охраны окружающей среды относятся следующие вопросы: обеспечение проведения  единой государственной политики в области охраны  окружающей  среды  и  обеспечения экологической безопасности; принятие  мер  по  реализации  прав  граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического  благополучия; организация деятельности по охране и рациональному  использованию  природных ресурсов, регулированию природопользования  и  развитию  минерально-сырьевой базы  страны;  координация  деятельности   по   предотвращению,   уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф44.

     Другими не менее важными направлениями  деятельности Правительства являются оборона, безопасности и внешняя политика.

     Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной45.

     Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года закрепляет полномочия Правительства  в области обороны.

     Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

     При решении внешнеполитических задач  Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его  компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации46.

     Согласно  ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление  мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью.

     Правительство решает вопросы, связанные с финансированием  правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.   Соблюдение основных прав и свобод граждан находится под контролем исполнительной власти47.

     Перечень  полномочий Правительства, предусмотренный  ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим  Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительства  наделено и другими полномочиями. Так, например, право законодательной  инициативы, полномочия определенные Таможенным кодексом РФ и другие.

                  3.2. Ответственность Правительства РФ и его членов

     Федеральным конституционным законом «О Правительстве  Российской Федерации» установлено, что  Правительство РФ является коллегиальным органом, т.е. все решения Правительства принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства.

     За  свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая  носит прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане)48.

     Политическую  ответственность Правительство  несет перед Президентом РФ и  перед парламентом.

     Ответственность перед Президентом имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство  в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции  РФ.

     Министры  также несут ответственность  перед Президентом РФ. «Силовые»  министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб  и ведомств подчинены ему непосредственно  и несут ответственность только перед ним. Остальные министры, как  и названные, назначаются Президентом  и отвечают перед ним, хотя их деятельностью  непосредственно руководят премьер-министр  и Правительство в целом49.

     Контроль  парламента в отношении Правительства  РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства  перед парламентом имеет ограниченный характер.

     Во-первых, перед Советом Федерации Правительство  ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства иногда выступают на заседаниях Совета Федерации, их выступления носят, как правило, лишь информационный характер50.

     Во-вторых, ответственность Правительства  перед Государственной Думой  из-за альтернативного полномочия Президента (право уволить или не увольнять  при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить  Правительство в отставку даже при  двух вотумах недоверия. Это прерогатива  Президента51.

Акты  и действия Правительства могут  быть обжалованы в суд52. 
 
 
 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изложенные  в курсовой работе положения и  исследования дают возможность в  заключении сделать сказать о  том, что цель работы достигнута в  полном объеме и можно сделать следующие выводы. Правительство – высший орган исполнительной власти…

     Правительство Российской Федерации – коллегиальный  орган. Его постановления принимаются  на заседаниях Правительства, коллегиях  и ответственность Правительства  – коллегиальная (с Председателем  уходит весь состав Правительства). В  состав Правительства входят заместители  Председателя – первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности (финансы, экономику, безопасность, оборону, внутренние дела), а также федеральные  министры. Правительство имеет Президиум  и Аппарат53.

     Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Согласно Конституции Государственная  Дума рассматривает кандидатуру, предложенную Президентом в течение недели. После чего происходит тайное голосование за предложенную кандидатуру или против нее. Решение принимается большинством голосов. В случае отклонения три раза представленной кандидатуры Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ, Президент в праве назначить главу Правительства сам, а Государственную Думу распустить и объявить новые выборы Государственной Думы54.

     В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после его утверждения  на данной должности должен представить  Президенту предложение о структуре  федеральных органов и исполнительной власти.

     Полномочия  Правительства Российской Федерации  как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно обширны. Прежде всего, в сфере формирования государственного аппарата и руководства  его деятельностью. Правительство  направляет и координирует деятельность госаппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.

     Участие в законодательной деятельности, исполнение законов, нормотворческая  деятельность, составление и исполнение бюджета, осуществление внешней  и внутренней политики – основные направления деятельности Правительства  Российской Федерации55.

     Конституция предусматривает осуществление  Государственной Думой парламентского контроля за деятельностью Правительства  в следующих формах:

  1. Рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства.
  2. Парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти.
  3. Образование Счётной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (при участии и Совета Федерации).
  4. Отчёт Правительства об исполнении федерального бюджета.
  5. Назначение уполномоченного по правам человека, деятельность которого связана с контролем за Правительством и другими органами администрации в области соблюдения прав человека.

     Правительство слагает свои полномочия перед вновь  избранным Президентом, добровольно  и в случае отрешения.

     В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства  за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.

     Кроме того, Конституция закрепила ряд  функций непосредственного государственного управления одновременно за Президентом  и Правительством. На практике это  привело к появлению множества  правовых коллизий и управленческих тупиков, требующих законодательного разрешения, а это дело будущего56.

     Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и место  Правительства РФ, как высшего  органа исполнительной власти в осуществлении  государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием  Конституции РФ 1993 года статус Правительства  существенно вырос, по сравнению  каким он раньше был. Однако в настоящей  Конституции РФ находят свое место  и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только  в части высшим органом  исполнительной власти. По существу руководство  Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ, поскольку сам  Президент РФ представляет кандидатуру  на должность Председателя Правительства  РФ, а также оказывает влияние  на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство  чисто «президентским». В связи, с чем положение Конституции  РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне  с Президентом РФ, Федеральным  собранием и судами, ставится под  сомнение.

            
 
 
 

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                  Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - №7.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ  14.05.1997)  //Собрание законодательства РФ. – 1997. – N 51.
  3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 42.
  4. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 29.05.2009) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой  информации» // Собрание законодательства РФ. -  1995. - N 3.
  5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N 11.
  6. Указ Президента РФ от 13.05.2008 N 724 (ред. от 24.05.2011) « Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – N 20.
  7. Указ Президента от 10.06.1994 N 1185 (ред. от 26.11.2001) « Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства  РФ. – 1994. – N 7.
  8. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 12.01.2010) «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 59.
  9. Постановление Правительства от 01.06.2004 N 260 (ред. от 07.07.2006 с изм. от 15.02.2007) « О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – N 23.

Информация о работе Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации