Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие.

Работа состоит из  1 файл

Правительство РФ курсовая.docx

— 71.05 Кб (Скачать документ)

     По  поводу назначения главы Правительства  между Президентом РФ и Государственной  Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной  Думой Президент РФ назначает  Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает  новые выборы. В Конституции, не указывается  должен ли президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в  следующий раз другую кандидатуру  или он вправе предлагать одно и  тоже лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее. Указанными принципиальными  положениями, лежащими в основе организации  власти в демократическом правовом государстве, обусловлена также  и необходимость получения согласия Государственной Думы на назначение предложенной Президентом Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. При этом, определяя условия и  порядок назначения Председателя Правительства  Российской Федерации, Конституция Российской Федерации предусматривает способы преодоления возможных разногласий ветвей власти, с тем чтобы не допустить затягивания формирования и вследствие этого - блокирования деятельности Правительства Российской Федерации как одного из институциональных элементов конституционного строя Российской Федерации (статья 11, часть 1)28.

     Из  части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими  конституционными положениями, касающимися  статуса главы государства, следует, что выбор представляемой Государственной  Думе кандидатуры Председателя Правительства  Российской Федерации является прерогативой Президента Российской Федерации. Конституция  Российской Федерации, не ограничивая  данное право, позволяет Президенту Российской Федерации самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение  об одном и том же кандидате  дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

     В свою очередь Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства Российской Федерации, давая согласие или отказывая  в согласии на назначение предложенной кандидатуры. При этом из Конституции  Российской Федерации не вытекает возможность  юридических ограничений названных  правомочий участников данного процесса.

     Согласно  ст. 112  Конституции  РФ  Председатель  Правительства  РФ не позднее  недельного   срока   после   назначения   представляет   Президенту предложения  о структуре федеральных органов  исполнительной власти. Заместители  Председателя   Правительства   и   федеральные   министры назначаются  на  должности  и  освобождаются  от  должности  Президентом  по предложению Председателя Правительства. Этот процесс не является публичным29.

       В случае отставки Правительство  РФ по поручению Президента  продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

  Члены Правительства обязаны предоставлять в налоговые органы  сведения о  полученных  и  являющихся  объектами  налогообложения   доходах,   ценных бумагах,  а  также  о   являющемся   объектом   налогообложения   имуществе, принадлежащем  им  на   праве   собственности.   На   членов   Правительства распространяются   ограничения,   связанные  с   пребыванием   в    составе Правительства, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля  1995  г.  «Об основах  государственной  службы   Российской   Федерации»   и   Федеральным Конституционным законом от 17 декабря 1997 г.  «О  Правительстве Российской Федерации»30.   Члены Правительства РФ  не  могут быть  членами Совета  Федерации, депутатами  Государственной  Думы,   депутатами   представительных   органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами  выборных органов    местного    самоуправления.    Они    не    вправе     заниматься предпринимательской  деятельностью   лично   или   через   доверенных   лиц; заниматься  другой  оплачиваемой  деятельностью,  кроме   преподавательской, научной и иной творческой деятельности; получать гонорары  за  публикации  и выступления  в  качестве   члена   Правительства;   получать   в   связи   с осуществлением  своих  полномочий  от  физических  и  юридических   лиц   не предусмотренные  федеральным  законодательством  ссуды,  подарки,   денежное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и  отдыха;  принимать без  разрешения  Президента  Российской  Федерации  почетные  и  специальные звания, награды и иные знаки  отличия  иностранных  государств;  выезжать  в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических  и юридических лиц31.        

                          2.3. Срок полномочий и отставка

     В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако Правительство РФ обязательно  формируется в связи с избранием  или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед  вновь избранным Президентом  РФ. Таким образом, косвенно устанавливается  максимальный срок полномочий состава  Правительства в шесть лет32.

     В Конституции предусмотрены возможности  досрочного прекращения Президентом  исполнения своих обязанностей —  это отставка, стойкая неспособность  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или  отрешение от должности. Во всех случаях  Председатель Правительства РФ принимает  на себя обязанности Президента. Исполняющий  обязанности Президента ограничен  в своих правах, например, он не может  распускать Государственную Думу, вносить  предложения о поправках и  пересмотре положений Конституции  РФ. Не позднее трех месяцев с  момента досрочного прекращения  исполнения Президентом РФ своих  полномочий должны состояться выборы Президента РФ33.

     Правительство РФ слагает свои полномочия не в  день объявления о результатах президентских  выборов. Президент вправе принять  отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству  и его Председателю продолжать действовать  до сформирования нового Правительства.

     Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены  различные основания отставки Правительства  в зависимости от того, кто был  ее инициатором.

     Одно  из них – заявление Правительства  об уходе в отставку. Обычно такое  решение принимается на заседании  Правительства в присутствии  всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения  деятельности Правительства, поскольку  может  приниматься или отклоняться  Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства  о своей отставке бывают редки. Правительство  уходит в отставку в полном составе34.

     Другое  основание отставки Правительства  — это инициатива Президента в  принятии такого решения. Причины вынужденной  отставки Правительства по решению  Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это — следствие  обострения противоречий между ними35.

     Третье  основание отставки Правительства  связано с выражением недоверия  ему Палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум  недоверия — один из наиболее сильных  способов воздействия парламента на Правительство.

     При выражении недоверия Правительству  Президент принимает решение  либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной  Думы.

     Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно Регламенту Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

     Обратим внимание на тот факт, что Государственная  Дума не может быть распущена по указанным основаниям, в течение  года после ее избрания. То есть, у  Президента в этот период нет альтернативы выбора, — отставка Правительства  или роспуск Государственной Думы36.

     И последнее основание отставки –  постановка Правительством перед парламентом  вопроса о доверии. Это может  быть связано с общим вопросом – одобрением его программы, либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие  Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение  семи дней принять решение об отставки Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов37.  
 
 

                

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

                          3.1. Полномочия Правительства  РФ

     В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции  Правительства РФ, но в заключение его говорится, что оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим.

     Правительство РФ в пределах своих полномочий: организуют реализацию внутренней и  внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально–экономической  сфере, обеспечивает единство системы  исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует  федеральные целевые программы  и обеспечивает их реализацию, реализует  право законодательной инициативы38.

     Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих  полномочий, если это не противоречит Конституции РФ законом39.

     Правительство осуществляет регулирование экономических  процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической  деятельности, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы  развития приоритетных отраслей экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает  и  реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества40.

     В ст. 114 Конституции РФ определена роль Правительства в организации  бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной  власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства  входят разработка и представления  Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

     Без заключения Правительства не могут  быть внесены в Государственную  Думу законопроекты о введении или  отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет федерального бюджета41.

     В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством, относятся сокращение дефицита федерального бюджета, предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета.

     В соответствии с Конституцией РФ Правительство  РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики. Правительство  создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального  сочетания всех форм собственности, реализации правового механизма  рыночной экономики. Оно разрабатывает  и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики Правительство, естественно, прямо не управляет предприятиями  свободно – предпринимательского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны, государственным  ценным бумагам, валютным отношениям, таможенному делу, инвестированию. В тоже время в сфере полномочий Правительства остаются государственные предприятия, государственный заказ и другое.

     Кроме указанных областей, Правительство  РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в социальных областях, таких  как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология. Более подробно их можно рассмотреть в Федеральном законе от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации».

     Правительством  осуществляются: контроль за реализацией  государственных программ поддержки  культуры, науки и образования, и  меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и  катастроф, стихийных бедствий.                                       

     Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд42.

Информация о работе Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации