Предложение.Совокупность предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание

.Сущность предложения. Объем и структура предложения Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Предложение — это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Работа состоит из  1 файл

Сущность предложения.docx

— 192.34 Кб (Скачать документ)

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Взаимодействие между  спросом и предложением лучше  всего можно понять, если совместно  рассматривать кривые спроса и предложения. Спрос растет, когда цена понижается, а предложение увеличивается  с ростом цены. Взаимодействие спроса и предложения можно представить  путем совмещения графиков этих кривых (см. рисунок 3). Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия. Она характеризует такое состояние рыночных цен, когда объем спроса на товар равен объему его предложения. Если предложение превысит спрос, то товар перестанут покупать, и поэтому продавцы вынуждены снижать цены. Когда спрос превысит предложение, то цена повысится. На диаграмме это показано стрелками: при повышении цены они направлены вниз, при увеличении спроса – вверх.

 

Рисунок 3 – Взаимодействие спроса и предложения

Рыночное равновесие, определяемое через равенство объемов продаж и покупок, предполагает соблюдение определенных условий. Во-первых, мы рассматриваем  его по отношению к какому-либо отдельному виду товара, а от изменения  цен других товаров при этом абстрагируемся, считая их цены неизменными. Ясно, что  в реальном рыночном механизме это  условие не соблюдается, но тем не менее для теоретического анализа всегда приходится рассматривать сначала явления или факторы обособленно, по одному, и только потом вводить поправки и усложнения. Во-вторых, следует учитывать, что при этом не происходит увеличения доходов покупателей, цены конкурирующих с данным товаром предметов и других факторов. Обычно, когда формулируют изменение спроса и предложения, а также условий рыночного равновесия, то оговаривают, что указанные соотношения имеют место лишь «при прочих равных условиях». Последняя фраза как раз и указывает, что рассматриваемые рыночные отношения применимы к некоторому идеальному рынку совершенной конкуренции, в котором отсутствуют монопольные цены. Кроме того, всегда имеется в виду, что другие факторы, о которых говорилось выше, при этом не учитываются. Поэтому равновесие между спросом и предложением в данном случае принято называть частичным, поскольку оно касается только некоторого частного товара и не рассматривает процесс изменения равновесной цены с течением времени.

Проблему изменения такой  цены в зависимости от времени  подробно исследовал А. Маршалл, который  ввел понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

При мгновенном равновесии предложение товара не меняется, но в связи с увеличением спроса равновесная цена на него увеличивается. Типичным примером может служить  продажа скоропортящегося товара, например, рыбы, фруктов и иных продуктов, которые  необходимо реализовать за короткое время. Эту ситуацию можно изобразить на графике путем передвижения точки  равновесия вверх по прямой линии, изображающей постоянное предложение (см. рисунок 4а).

Краткосрочное равновесие устанавливается  за более длительный промежуток времени, когда предложение увеличивается, но число предприятий, производящих товар, не меняется. Убедившись в том, что данный товар пользуется спросом, то же самое число предприятий  начинает интенсивно его производить. При этом равновесная цена будет, конечно, ниже той, которая возникает  при мгновенном равновесии (см. рисунок 4б).

Рисунок 4а - Мгновенное Рисунок 4б - Краткосрочное

равновесиеравновесие

Наконец, долгосрочное, или  нормальное, равновесие устанавливается, когда изменяется как число предприятий, так и объем используемых ресурсов для производства товара. Благодаря  этому предложение товара заметно  увеличивается за счет уменьшения издержек, а это приводит к понижению  равновесной цены. Таким образом, долгосрочное равновесие называется нормальным потому, что оно отражает типичную ситуацию, когда возникает конкуренция между предприятиями и в результате устанавливается длительное равновесие между спросом и предложением (см. рисунок 4в).

 

Рисунок 4в –  Долгосрочное

равновесие

Понятие мгновенного, краткосрочного и длительного равновесия можно  рассматривать как временные  этапы для установления нормального  равновесия между спросом и предложением. Но само такое равновесие следует  понимать не статически, как неизменное и фиксированное, а динамически. Оно тоже меняется под влиянием различных  обстоятельств, такое равновесие как  спонтанный порядок, возникающий в  рыночной системе в результате взаимодействия спроса и предложения.

  1. ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«Эластичность» в русском  языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого  термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический  анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, устанавливающих зависимость между  относительными, процентными изменениями  параметров, исключающих такие ограничения.

Термин «эластичность» в  экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловленных  переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос  на телевизоры, если доходы населения  возрастут на 10%?

Наиболее удобной, унифицированной  единицей измерения эластичности выступает  процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой  экономической переменной независимо от того, какими были исходные единицы  измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской  практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в  результате 1%-ного изменения другой.

Если производители реагируют  на изменение цен, значит предложение  эластично и наоборот. Степень  чувствительности производителей на изменения  цен или т.н. коэффициент эластичности предложения определяется по методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса:

Еs

или:

Еs

или:

Еs= , где Q – предлагаемая продукция.

Понятие эластичности предложения  товаров характеризует относительные  изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже. Интенсивность этих изменений может  быть различна, и на практике могут  иметь место следующие ситуации (см. рисунок 5):

- предложение эластично,  то есть когда при 1%-ном увеличении  цены предложение увеличивается  более чем на 1%;

- предложение единичной  эластичности, то есть когда при  1%-ном увеличении цены предложение  увеличивается тоже на 1%;

предложение неэластично, то есть такая ситуация, когда увеличение цены не вызывает существенного изменения  предложения.

 

Р Неэластичность Е=1

Эластичность

 

45о Q

Рисунок 5 – Три  случая эластичности предложения

Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для  того, чтобы отреагировать на изменение  цены и приспособиться к ней. Это  значит, что при повышении цены на товар А они должны иметь время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара А, сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.

Анализируя влияние фактора  времени на эластичность предложения, следует брать в расчет:

а) кратчайший рыночный период.

Он настолько мал, что  производители не успевают отреагировать  на изменение спроса и цены. Пример, приведенный Зубко Н. М. в «Экономической теории»: “фермер, который привез на рынок весь свой урожай огурцов, бессилен отреагировать на увеличение спроса и цены, ибо дополнительное количество огурцов за одну ночь не вырастишь. Уменьшение спроса и снижение цены все равно вынуждает фермера продать всю продукцию по низкой цене независимо от издержек производства, так как продукция скоропортящаяся и длительному хранению не подлежит”. /2, c.145/. Таким образом, в течение кратчайшего периода времени предложение является фиксированным.

б) Краткосрочный (короткий) период.

В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли в целом остаются неизменными. Однако предприятия имеют некоторое  время для интенсификации процесса производства (например, работу в одну смену заменить двухсменкой). Результатом  таких нововведений будет рост производства как реакция на увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую  эластичность предложения.

в) Долговременный (долгий) период.

Он достаточно продолжителен  для того, чтобы фирмы успели принять  все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям  изменившейся ситуации. Отдельные фирмы  могут расширить или сократить  свои производственные мощности; новые  фирмы могут войти в состав отрасли, а старые – покинуть ее и т.д. такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще  более активную реакцию со стороны  предложения, то есть еще большую  эластичность предложения.

  1. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, НА НЕГО

ВЛИЯЮЩИЕ

Совокупное предложение  – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных  в экономике (в стоимостном выражении), то есть реальный ВНП.

Кривая совокупного предложения  – AS (см. рисунок 6) показывает, какой  объем совокупного выпуска может  быть предложен производителями  при разных значениях уровня цен  в экономике.

В учебнике «Экономической теории» под редакцией Сумцовой Н. В. Говорится, что “более высокие уровни цен создают стимулы для увеличения выпуска продукции и предложения ее к продаже, и наоборот, более низкие цены вызывают сокращение производства продукции, то есть зависимость между уровнем цен и объемом национального производства – прямая. При этом рост производства сопряжен с сокращением безработицы, тогда как в периоды спада безработица, тогда как в периоды спада безработица быстро растет”. /7, c.387/.

Цены, по которым производители  готовы продавать данный объем продукции, зависят от издержек, поэтому и  форма кривой совокупного предложения AS зависит от того, что происходит с издержками на единицу продукции, а потому – и с ценами, которые  должны позволить фирмам покрыть  издержки и получить прибыль.

Кривая AS состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного (восходящего) и вертикального.

На графике символом Y обозначен потенциальный уровень  реального объема национального  производства при полной зависимости.

Кейнсианский отрезок (I) соответствует спаду в экономике, которому присуща безработица; материальные ресурсы также используются не на полную мощность. В таких условиях можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения цен, так как вовлекаются незагруженное оборудование и незанятая рабочая сила.

На промежуточном отрезке (II), когда в производстве появляются узкие места и используются менее  эффективное оборудование и менее  квалифицированные работники, издержки на единицу продукции растут. Поэтому  на данном отрезке при расширении объема производства должны повышаться и цены.

 

Уровень цен

 

Реальный объем выпуска

 

Рисунок 6 – Кривая совокупного предложения: I – горизонтальный 
(кейнсианский) отрезок; II – промежуточный (восходящий) отрезок; 
III – вертикальный (классический) отрезок

 

Классический (вертикальный) отрезок (III) соответствует состоянию  полной занятости, реальный объем национального  производства равен потенциальному, его уже нельзя увеличить. В ответ  на рост совокупного спроса уровень  цен растет, то есть растет номинальный  ВНП, а реальный ВНП остается на том  же уровне.

Вертикальный отрезок AS называют классическим, поскольку представители  классической школы в экономической  теории полагали, что полная занятость, благодаря определенным силам, становится прямой.

Итак, форма кривой AS отражает три возможные ситуации в экономике  и устанавливает зависимость  между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях.

Все движения по кривой AS означают изменения объема совокупного предложения.

На совокупное предложение  влияют и неценовые факторы, сдвигающие кривую AS в положение AS1, или в положение AS(см. рисунок 6). Сдвиг кривой совокупного предложения означает изменения в совокупном предложении. Неценовые факторы совокупного предложения представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Неценовые  факторы AS: рычаги,  
смещающие кривую AS

 

Изменения в:

Виды изменений

1) ценах на ресурсы

- наличие внутренних ресурсов (земля, капитал труд и предпринимательская  способность);

- цены на импортные  ресурсы;

- господство (монопольное  положение) на рынке

2) производительности

 

3) правовых нормах

- налоги с предприятий  и субсидии;

- государственное регулирование.

Информация о работе Предложение.Совокупность предложения